63RS0039-01-2022-006586-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 09.12.2022 года
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Наточеевой М.А.,
при секретаре Пыхтиной Е.Ю.,
с участием прокурора Самарской области Бережицкого С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5588/2022 по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Самара в интересах Соколовой <данные изъяты> к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд в интересах Соколовой Л. А. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по
обращению Соколовой Л.А. по вопросу нарушения жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что Соколова Л.А. проживает в муниципальном жилом помещении - <данные изъяты> по договору социального найма по адресу: <адрес>.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от
ДД.ММ.ГГГГ N 2791 многоквартирный дом по адресу: <адрес>, <данные изъяты> <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 3 указанного Распоряжения Департаменту управления имуществом г.о. Самара предписано до ДД.ММ.ГГГГ предоставить другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма. Аварийным дом включен в государственную программу <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017» до 2024 года, утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 179.
Переселение граждан, проживающих в указанном аварийном доме планируется в рамках 5 этапа финансирования Программы N 179, срок расселения до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколу выездного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 244, ситуация, сложившаяся по указанному дому, признана угрозой возникновения чрезвычайной ситуации локального характера. В частности, комиссией установлено наличие трещин в несущих
конструкциях и отклонения от вертикали наружных стен.
Отмеченные повреждения несут угрозу обрушения несущих конструкций, что представляет угрозу для жизни и здоровья жителей.
Установлено, дом по адресу: <адрес> <данные изъяты> находится в непосредственном управлении собственников помещений и на обслуживании ООО «Ремонтно-эксплуатационный участок N 3» в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ N1. В доме отсутствует водоснабжение, отсутствует канализация, отопительная система - печь. Несмотря на то, что распоряжением первого заместителя главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 2791 Соколовой Л.А. предписано предоставить жилое помещение до 31.12.2018г., - в настоящее временя заявитель вынужден проживать в аварийном жилом доме, жилое помещение по договору социального найма Соколовой Л.А. не представлено.
В нарушение указанных норм федерального законодательства, а также
Программы N 179 меры к переселению Соколовой Л.А. в досрочном порядке
Департаментом управления имуществом г.о. Самара не приняты.
Изложенное свидетельствует о праве Соколовой Л.А. на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, возникшее с даты признания дома непригодным для проживания.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Соколовой Л. А. жилое помещение в границах г.о.Самара, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ранее представленной по договору социального найма во внеочередном порядке.
В судебном заседании прокурор <адрес> Бережицкий С.П. поддержала иск в полном объеме, в связи с имеющейся угрозой обрушения и причинения вреда жизни и здоровью истицы ходатайствовал о немедленном обращении решения к исполнению.
Истец Соколова Л.А. поддержала требования в полном объеме, просила предоставить другое благоустроенное, жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому.
Представитель ответчика - Департамента управления имуществом г.о. Самара, действующая по доверенности Геворгян О.С., исковые требования не признала, пояснив, что истцу полагается предоставление жилого помещения только в порядке очередности в рамках соответствующего этапа Программы переселения.
Третье лицо – Администрация г.о.Самара представителей в судебное заседание не направило, извещалось надлежащим образом, причину неявки суду не сообщило, отзыва на иск не представило.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания судом извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст. 86- 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Основания для признания граждан, проживающих на территории <адрес>, нуждающимися в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ были установлены Постановлением Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес>».
В соответствии с п. «б» п.7 Правил учета нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в жилом помещении (доме) государственного, общественного жилищного фонда независимо от его размера, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям и степени благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, определенным исполкомами городским (в городах), районных (в сельской местности) Советов народных депутатов, а также граждане, проживающие в жилом доме (части дома), принадлежащем им на праве личной собственности, не пригодном для постоянного проживания, и не имеющие возможности своими силами и средствами его отремонтировать.
В силу ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (Вводным законом).
В соответствии с ч.2 ст. 6 данного закона Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В силу ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются
Граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за январь-июль 2014 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ действующее жилищное законодательство не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
В силу ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-Ф3 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в первоочередном порядке подлежат расселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии с разделом 8 Программы N 179 в досрочном (внеочередном)
Порядке подлежат расселению многоквартирные дома из Перечня домов Государственной программы при наличии угрозы их обрушения,
что подтверждается решениями муниципальных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что Соколова Л.А. проживает в муниципальном жилом помещении - двух комнатах жилой площадью <данные изъяты> по договору социального найма по адресу: <адрес>.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от
ДД.ММ.ГГГГ N 2791 многоквартирный дом по адресу: <адрес>, <данные изъяты> <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 3 указанного Распоряжения Департаменту управления имуществом г.о. Самара предписано до ДД.ММ.ГГГГ предоставить другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма. Аварийным дом включен в государственную программу <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017» до 2024 года, утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 179.
Переселение граждан, проживающих в указанном аварийном доме планируется в рамках 5 этапа финансирования Программы N 179, срок расселения до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколу выездного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 244, ситуация, сложившаяся по указанному дому, признана угрозой возникновения чрезвычайной ситуации локального характера. В частности, комиссией установлено наличие трещин в несущих
конструкциях и отклонения от вертикали наружных стен.
Отмеченные повреждения несут угрозу обрушения несущих конструкций, что представляет угрозу для жизни и здоровья жителей.
Установлено, дом по адресу: <адрес> <данные изъяты> находится в непосредственном управлении собственников помещений и на обслуживании ООО «Ремонтно-эксплуатационный участок N 3» в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ N1. В доме отсутствует водоснабжение, отсутствует канализация, отопительная система - печь. Несмотря на то, что распоряжением первого заместителя главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 2791 Соколовой Л.А. предписано предоставить жилое помещение до 31.12.2018г., - в настоящее временя заявитель вынужден проживать в аварийном жилом доме, жилое помещение по договору социального найма Соколовой Л.А. не представлено.
В нарушение указанных норм федерального законодательства, а также
Программы N 179 меры к переселению Соколовой Л.А. в досрочном порядке
Департаментом управления имуществом г.о. Самара не приняты.
Поскольку Департаментом управления имуществом г.о. Самара до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, а ранее занимаемое жилое помещение признано в установленном порядке аварийным, жилое помещение по договору социального найма подлежит предоставлению истцу во внеочередном порядке.
Судом установлено, что проживание истца в указанном выше жилом помещении, расположенном в доме, признанном аварийным, является опасным для жизни и здоровья.
Данные обстоятельства подтверждаются Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от
ДД.ММ.ГГГГ N 2791 о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу; протоколом выездного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, фотоматериалами.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86–88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86–88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2009 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания неможет быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи15 ЖК РФ).
Сам факт необеспечения жилым помещением истцов свидетельствует о нарушении их жилищных прав, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию права на получение жилого помещения вне очереди с наличием или отсутствием свободного муниципального жилого фонда.
До настоящего времени жилое помещение истцам не предоставлено, доказательств иного суду не предоставлено.
Согласно п.п. 1, 5, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также признание в установленном законом порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с п. «г» ст. 47 Устава городского округа Самара (далее - Устав) Департамент управления имуществом городского округа Самара распоряжается муниципальным имуществом, за исключением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является правопреемником по ранее заключенным договорам.
Согласно ч. 4 ст. 45 Устава от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Поскольку предоставление жилого помещения обусловлено признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, истцам должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому.
Поскольку Соколова Л.А. обладает правом на предоставление по договору социального найма жилого помещения, равнозначного по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и расположенное в черте населенного пункта гор. Самара, и учитывая, что до настоящего времени равнозначное жилье по договору социального найма истице не предоставлено, суд приходит к выводу о том, что права и законные интересы истца являются нарушенными, в связи с чем, требования истицы основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Кроме того, согласно протоколу выездного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского внутригородского района городского округа Самара от 20.04.2020
N 244, ситуация, сложившаяся по указанному дому, признана угрозой возникновения чрезвычайной ситуации локального характера.
В частности, комиссией установлено наличие трещин в несущих
конструкциях и отклонения от вертикали наружных стен. Отмеченные повреждения несут угрозу обрушения несущих конструкций, что представляет угрозу для жизни и здоровья жителей.
В связи с изложенным, в соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд считает возможным удовлетворить ходатайство прокуратуры об обращении решения к незамедлительному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 212 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Соколовой Л. А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма– удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Соколовой Л. А. жилое помещение по договору социального найма в границах г.о.Самара, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям во внеочередном порядке.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.12.2022г.
Судья М.А. Наточеева