Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2347/2020 ~ М-2119/2020 от 03.07.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 сентября 2020 года г. Самара

Ленинский районный суд города Самары в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.,

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2347/2020 по административному исковому заявлению Горбунова С.А. к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным решения, возложении обязанности,

установил:

Горбунов С.А. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к Министерству строительства Самарской области и исполняющему обязанности министра строительства Самарской области Баранникову А.И., указав, что 21.12.2018 исполняющим обязанности министра строительства Самарской области Баранниковым А.И. принято решение №3/6203 об отказе в предоставлении субсидии из областного бюджета Жилищно-строительному кооперативу «На Блюхера» на возмещение затрат, понесенных им при строительстве многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Административный истец считает, что данным решением нарушены его права, свободы и законные интересы. Жилой дом по <адрес> был включен в «Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области», утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 №329. Жилищно-строительный кооператив «На Блюхера» был создан 08.02.2013 по инициативе обманутых дольщиков - участников долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома по <адрес>, а также в целях строительства данного объекта. Целью создания кооператива являлось завершение строительства жилого дома и ввод его в эксплуатацию, а также предоставление в указанном многоквартирном доме членам кооператива жилых помещений в соответствии с условиями договора. Министерство строительства Самарской области в своем письме от 13.08.2013 №3-15-77/2013 предложило ЖСК «На Блюхера» принять участие в конкурсе, проводимом Министерством, в целях получения прав застройщика, необходимых для завершения строительства названного жилого дома. По результатам проведенного Министерством строительства Самарской области конкурса был издан Приказ от 16.04.2014 №155-п о предоставлении ЖСК «На Блюхера» бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства. 22.04.2014 ЖСК «На Блюхера» получил свидетельство о государственной регистрации права на указанный земельный участок. 19.06.2014 Администрация городского округа Самара продлила до 15.10.2015 срок действия разрешения на строительство № RU 63301000-033 от 17.05.2010. Таким образом, ЖСК «На Блюхера» получило все права заказчика-застройщика вышеуказанного жилого дома. 23.05.2015 между Министерством строительства Самарской области, Администрацией г.о. Самара и ЖСК «На Блюхера» заключено соглашение о сотрудничестве. В соответствии с п. 4.6. указанного Соглашения, Министерство «рассматривает в соответствии с действующим законодательством возможность предоставления субсидии из областного бюджета в соответствии с подпрограммой «Оказание государственной поддержки гражданам-участникам долевого строительства, пострадавшим от действий застройщиков» до 2016 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 №684, при наличии финансирования, заявки и необходимого пакета документов». 02.05.2017 между Министерством строительства Самарской области, Администрацией г.о. Самара и ЖСК «На Блюхера» заключено Дополнительное соглашение к соглашению о сотрудничестве. В п. 1 Дополнительного соглашения установлен перечень участников долевого строительства, права требования которых Кооператив обязуется удовлетворить. В данном перечне под № 95 был поименован административный истец. 21.07.2014 Горбуновым С.А. заключен договор участия в долевом строительстве с ЖСК «На Блюхера», в соответствии с которым, дополнительно к ранее уплаченным средствам ООО «Металлоптторг», признанному банкротом, на расчетный счет ЖСК им были перечислены денежные средства в размере 646 000 рублей. ЖСК «На Блюхера», руководствуясь вышеуказанным Постановлением №684, подготовило необходимый пакет документов и обратилось в Министерство строительства Самарской области с соответствующей заявкой о предоставлении субсидии. Вышеуказанным решением в предоставлении субсидии было немотивированно отказано со ссылкой на п. 8 Порядка, с указанием, что представленный ЖСК «На Блюхера» пакет документов не соответствует перечню документов. Административный ответчик не конкретизирует, в чем именно пакет документов, предоставленный ЖСК «На Блюхера», не соответствует указанному Порядку. В связи с отказом в предоставлении субсидии ЖСК «На Блюхера» лишено возможности исполнить в полном объеме договорные обязательства, связанные с оплатой по договору на технологическое присоединение к городским сетям, заключенному с ООО «Самарские коммунальные системы», вследствие чего ООО «СКС» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с соответствующим иском о взыскании с ЖСК «На Блюхера» неуплаченной суммы договора, пени и судебных расходов. Завершение строительства дома осуществлялось исключительно за счет дополнительных взносов членов кооператива, в том числе средств административного истца. Как обманутый дольщик он не получил никакой помощи на возмещение затрат, которые понес дополнительно к уплаченным обанкротившемуся застройщику средствам на строительство своего жилого помещения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Горбунов А.С. просит решение Министерства строительства Самарской области №3/6203 от 21.12.2018 об отказе в предоставлении субсидии из областного бюджета жилищно-строительному кооперативу «На Блюхера» на возмещение затрат, понесенных им при строительстве многоквартирного дома, признать не законным и отменить; обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца путем рассмотрения вопроса о предоставлении Жилищно-строительному кооперативу «На Блюхера» субсидии на завершение строительства многоквартирного дома <адрес>.

В судебном заседании Горбунов А.С. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель ЖСК «На Блюхера» - Балакшин В.А. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в письменном отзыве и возражениях на отзыв административного ответчика.

Представитель Министерства строительства Самарской области по доверенности – Апаркина Т.М. просила в удовлетворении требований отказать по мотивам, приведенным в письменном отзыве, в том числе в связи с пропуском срока обращения в суд.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статьей 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 часть 2). При отсутствии совокупности указанных условий требования удовлетворению не подлежат (пункт 2 части 2).

Из материалов дела следует, что административный истец Горбунов С.А. являлся участником долевого строительства жилого дома по адресу: <адрес> на основании договора №63-бс от 24.03.2005 о долевом участии (инвестировании) в строительстве, заключенного с ООО Строительная компания «Металлоптторг» (л.д.12-17).

Определением Арбитражного суда Самарской области от 06.04.2012 по делу №А55-13551/2010 требование Горбунова С.А. о передаче незавершенного строительством жилого помещения включено в реестр требований о передаче жилых помещений застройщика ООО Строительная компания «Металлоптторг» (л.д.8-9).

В 2014 году Горбунов С.А. включен в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (л.д.10).

Завершение строительства жилого дома по адресу: <адрес> осуществлялось жилищно-строительным кооперативом «На Блюхера» на основании разрешения на строительство №RU63301000-033 от 17.05.2010 с изменениями, внесенными постановлением Администрации г.о.Самара от 10.07.2014 №180 (л.д.45-46).

23.05.2015 между Министерством строительства Самарской области, Администрацией г.о. Самара и ЖСК «На Блюхера» заключено соглашение о сотрудничестве. В рамках реализации соглашения Министерство строительства Самарской области рассматривает в соответствии с действующим законодательством возможность предоставления субсидии из областного бюджета в соответствии с подпрограммой «Оказание государственной поддержки гражданам-участникам долевого строительства, пострадавшим от действий застройщиков» до 2016 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 №684, при наличии финансирования, заявки и необходимого пакета документов (пункт 4.6) (л.д.28-31).

Дополнительным соглашением от 02.05.2017 к соглашению о сотрудничестве установлен перечень участников долевого строительства, права требования которых ЖСК «На Блюхера» обязуется удовлетворить, в их число входит административный истец (л.д. 32-44).

На основании разрешения о вводе объекта в эксплуатацию от 27.12.2017 №RU63-301000-033-2010, выданного жилищно-строительному кооперативу «На Блюхера», жилой дом по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию (л.д.47-50).

Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 684 (в редакции, относящейся к рассматриваемому периоду) была утверждена государственная программа Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, в целях реализации которой утверждена подпрограмма «Оказание государственной поддержки гражданам - участникам долевого строительства, пострадавшим от действий застройщиков» до 2020 года.

Указанной подпрограммой предусматривается предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам в целях возмещения расходов на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и в целях возмещения затрат на строительство многоквартирных домов в части расходов на коммунальную инфраструктуру.

Предоставление из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат, понесенных ими в связи с выполнением работ, оказанием услуг по строительству проблемных объектов, в части расходов на коммунальную инфраструктуру осуществляется в соответствии Порядком, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 684 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 3 данного Порядка субсидии предоставляются в пределах общего объема бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, утверждаемых в установленном порядке на соответствующий финансовый год министерству строительства Самарской области (далее - министерство) как главному распорядителю средств областного бюджета.

Получателем субсидии являются застройщики проблемных объектов, понесшие затраты на выполнение работ, оказание услуг по строительству проблемных объектов в части расходов на коммунальную инфраструктуру и имеющие аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности за предыдущий финансовый год (пункт 5).

Условиями предоставления субсидий являются: подтверждение понесенных затрат на выполнение работ, оказание услуг по строительству проблемных объектов в части расходов на коммунальную инфраструктуру; ввод в эксплуатацию проблемных объектов в течение срока, установленного в разрешении на строительство проблемного объекта; заключение соглашения о предоставлении субсидии между претендентом и министерством (далее - соглашение), содержащего положения о согласии претендента на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии; представление претендентом в министерство подписанного соглашения в течение трех рабочих дней со дня получения от министерства проекта соглашения.

Извещение о проведении отбора претендентов для предоставления субсидии с указанием срока приема заявок на получение субсидии (далее - извещение) размещается министерством на официальном сайте в сети Интернет (пункт 7).

Для участия в отборе на получение субсидии претендент представляет в министерство перечень документов, указанный в пункте 8 Порядка.

Для рассмотрения заявок приказом министерства создается комиссия и определяется порядок ее работы. По результатам рассмотрения заявок министерством принимается решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии, о чем претендент извещается письмом министерства в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения (пункт 9).

Приказом Министерства строительства Самарской области от 15.11.2017 №130-п образована комиссия по отбору претендентов на предоставление из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат, понесенных ими в связи с выполнением работ, оказанием услуг по строительству проблемных объектов, в части расходов на коммунальную инфраструктуру, а также утверждено Положение о комиссии (л.д.89-106).

06.12.2018 на официальном сайте Министерства строительства Самарской области размещено извещение о проведении отбора претендентов для предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат, понесенных ими в связи с выполнением работ, оказанием услуг по строительству проблемных объектов, в части расходов на коммунальную инфраструктуру (л.д.87).

12.12.2018 ЖСК «На Блюхера» подало в Министерство строительства Самарской области заявку №178 на участие в отборе для предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение затрат, понесенных в связи с выполнением работ, оказанием услуг по строительству проблемных объектов, в части расходов на коммунальную инфраструктуру. К заявке представило пакет документов в количестве 62 наименований (л.д.18-22).

По результатам рассмотрения заявки комиссией принято решение отказать ЖСК «На Блюхера» в предоставлении субсидии, о чем ему сообщено письмом от 21.12.2018 №3/6203 за подписью и.о. министра Баранникова А.И. В обоснование отказа указаны следующие причины: представленный ЖСК «На Блюхера» пакет документов не соответствует перечню документов, установленному пунктом 8 Порядка; документы не соответствуют критериям и условиям конкурсного отбора; постановлением Правительства Самарской области от 31.05.2018 №302 объект исключен из перечня проблемных объектов в связи с вводом объекта в эксплуатацию (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.12.2017 №RU63-301000-033-2010) (л.д.23-24).

По аналогичным основаниям Министерство отказало ЖСК «На Блюхера» в предоставлении субсидии по заявке от 23.10.2018 №171 и по заявке от 14.06.2018 №141 (л.д. 24-25, 26-27).

В ходе судебного разбирательства стороной административного ответчика не разъяснено, в чем именно заключалось несоответствие представленного пакета документов установленному перечню и каковы причины отказа, ввиду утраты пакета документов, представленного ЖСК «На Блюхера», и конкурсной документации (л.д.107).

Возражения административного ответчика сводятся к пропуску срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решения, отсутствию нарушения прав административного истца оспариваемым отказом, а также неисполнимости требования о повторном рассмотрении вопроса о предоставлении субсидии (л.д.80-85).

Оценивая эти доводы, суд приходит к следующему.

Как указывалось административным истцом и не оспаривалось представителем административного ответчика, завершение строительства проблемного объекта осуществлялось только за счет целевых взносов обманутых дольщиков – членов ЖСК «На Блюхера». Часть целевых взносов дольщиков была израсходована на инженерную инфраструктуру на основании подписанного между ЖСК «На Блюхера» с ООО «СКС» договора о технологическом присоединении к сети холодного водоснабжения. Указанный договор был подписан после заключения трехстороннего Соглашения с Министерством строительства Самарской области и Администрацией г.о.Самара, на основании которого застройщик ЖСК «На Блюхера» рассчитывал на оказание помощи и возмещение понесенных затрат за счет субсидий из областного бюджета. Отказ в предоставлении субсидии привел к образованию задолженности перед ООО «СКС». Требование о взыскании задолженности предъявлено ООО «СКС» в арбитражный суд и в случае его удовлетворения погашение задолженности будет возможно только за счет дополнительных взносов членов ЖСК «На Блюхера». При таком положении суд считает, что оспариваемое решение непосредственно затрагивает права и законные интересы административного истца как члена ЖСК «На Блюхера», так как влечет для него необходимость уплаты дополнительных взносов.

Вместе с тем, одно только это обстоятельство не является достаточным для удовлетворения административных исковых требований.

Согласно ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1).

В суд с административным иском об оспаривании решения от 21.12.2018 Горбунов А.С. обратился только 03.07.2020, на обстоятельства неосведомленности о данном решении не ссылался, в качестве причины пропуска срока указал, что программа по выделению субсидий действует до 2020 года, в связи с чем застройщик планировал принять участие в следующем конкурсе, однако до настоящего времени Министерство такой конкурс не организовало. Данные обстоятельства не могут быть признаны уважительной причиной пропуска срока, так как не связаны непосредственно с личностью заявителя, состоянием его здоровья, или иными заслуживающими внимание обстоятельствами, объективно препятствовавшими своевременному обращению за судебной защитой.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч.8 ст.219 КАС РФ).

Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Следует также учитывать, что судебная защита имеет целью восстановление нарушенного права административного истца (статьи 3 и 4 КАС РФ, статья 46 Конституции Российской Федерации).

Именно эту цель преследует признание решения, действий (бездействия) незаконными. Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд, принимая решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, в настоящее время бюджетные ассигнования на предоставление субсидий в целях возмещения затрат, понесенных в связи с выполнением работ, оказанием услуг по строительству проблемных объектов, в части расходов на коммунальную инфраструктуру, предусмотренных постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 684, не выделяются, конкурсы по отбору претендентов на получение субсидий не проводятся, рассмотрение вопроса о предоставлении ЖСК «На Блюхера» субсидии невозможно ввиду отсутствия финансирования, а также утраты документов, представленных им в 2018 году.

Таким образом, тот способ устранения нарушений прав и законных интересов, о котором просит административный истец, не может быть реализован, а значит, само по себе решение о признании оспариваемого решения незаконным не приведет к восстановлению прав административного истца.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме вследствие пропуска срока на обращение в суд и невозможности восстановления прав административного истца указанным им способом.

ЖСК «На Блюхера» не лишено права на участие в конкурсе на предоставление субсидии в случае организации такого конкурса при выделении финансирования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Горбунова С.А. о признании незаконным решения Министерства строительства Самарской области от 21.12.2018 об отказе в предоставлении субсидии и о возложении обязанности устранить нарушение прав и свобод административного истца – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 16.09.2020.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

2а-2347/2020 ~ М-2119/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Горбунов С.А.
Ответчики
Исполняющий обязанности министра строительства Самарской области Баранников Анатолий Иванович
Министерство строительства Самарской области
Другие
Баклашкин В.А.
ЖСК "На Блюхера"
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
03.07.2020Регистрация административного искового заявления
03.07.2020Передача материалов судье
06.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.07.2020Предварительное судебное заседание
19.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
10.09.2020Судебное заседание
16.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее