РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 сентября 2020 года г. Самара
Ленинский районный суд города Самары в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.,
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2347/2020 по административному исковому заявлению Горбунова С.А. к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным решения, возложении обязанности,
установил:
Горбунов С.А. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к Министерству строительства Самарской области и исполняющему обязанности министра строительства Самарской области Баранникову А.И., указав, что 21.12.2018 исполняющим обязанности министра строительства Самарской области Баранниковым А.И. принято решение №3/6203 об отказе в предоставлении субсидии из областного бюджета Жилищно-строительному кооперативу «На Блюхера» на возмещение затрат, понесенных им при строительстве многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Административный истец считает, что данным решением нарушены его права, свободы и законные интересы. Жилой дом по <адрес> был включен в «Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области», утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 №329. Жилищно-строительный кооператив «На Блюхера» был создан 08.02.2013 по инициативе обманутых дольщиков - участников долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома по <адрес>, а также в целях строительства данного объекта. Целью создания кооператива являлось завершение строительства жилого дома и ввод его в эксплуатацию, а также предоставление в указанном многоквартирном доме членам кооператива жилых помещений в соответствии с условиями договора. Министерство строительства Самарской области в своем письме от 13.08.2013 №3-15-77/2013 предложило ЖСК «На Блюхера» принять участие в конкурсе, проводимом Министерством, в целях получения прав застройщика, необходимых для завершения строительства названного жилого дома. По результатам проведенного Министерством строительства Самарской области конкурса был издан Приказ от 16.04.2014 №155-п о предоставлении ЖСК «На Блюхера» бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства. 22.04.2014 ЖСК «На Блюхера» получил свидетельство о государственной регистрации права на указанный земельный участок. 19.06.2014 Администрация городского округа Самара продлила до 15.10.2015 срок действия разрешения на строительство № RU 63301000-033 от 17.05.2010. Таким образом, ЖСК «На Блюхера» получило все права заказчика-застройщика вышеуказанного жилого дома. 23.05.2015 между Министерством строительства Самарской области, Администрацией г.о. Самара и ЖСК «На Блюхера» заключено соглашение о сотрудничестве. В соответствии с п. 4.6. указанного Соглашения, Министерство «рассматривает в соответствии с действующим законодательством возможность предоставления субсидии из областного бюджета в соответствии с подпрограммой «Оказание государственной поддержки гражданам-участникам долевого строительства, пострадавшим от действий застройщиков» до 2016 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 №684, при наличии финансирования, заявки и необходимого пакета документов». 02.05.2017 между Министерством строительства Самарской области, Администрацией г.о. Самара и ЖСК «На Блюхера» заключено Дополнительное соглашение к соглашению о сотрудничестве. В п. 1 Дополнительного соглашения установлен перечень участников долевого строительства, права требования которых Кооператив обязуется удовлетворить. В данном перечне под № 95 был поименован административный истец. 21.07.2014 Горбуновым С.А. заключен договор участия в долевом строительстве с ЖСК «На Блюхера», в соответствии с которым, дополнительно к ранее уплаченным средствам ООО «Металлоптторг», признанному банкротом, на расчетный счет ЖСК им были перечислены денежные средства в размере 646 000 рублей. ЖСК «На Блюхера», руководствуясь вышеуказанным Постановлением №684, подготовило необходимый пакет документов и обратилось в Министерство строительства Самарской области с соответствующей заявкой о предоставлении субсидии. Вышеуказанным решением в предоставлении субсидии было немотивированно отказано со ссылкой на п. 8 Порядка, с указанием, что представленный ЖСК «На Блюхера» пакет документов не соответствует перечню документов. Административный ответчик не конкретизирует, в чем именно пакет документов, предоставленный ЖСК «На Блюхера», не соответствует указанному Порядку. В связи с отказом в предоставлении субсидии ЖСК «На Блюхера» лишено возможности исполнить в полном объеме договорные обязательства, связанные с оплатой по договору на технологическое присоединение к городским сетям, заключенному с ООО «Самарские коммунальные системы», вследствие чего ООО «СКС» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с соответствующим иском о взыскании с ЖСК «На Блюхера» неуплаченной суммы договора, пени и судебных расходов. Завершение строительства дома осуществлялось исключительно за счет дополнительных взносов членов кооператива, в том числе средств административного истца. Как обманутый дольщик он не получил никакой помощи на возмещение затрат, которые понес дополнительно к уплаченным обанкротившемуся застройщику средствам на строительство своего жилого помещения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Горбунов А.С. просит решение Министерства строительства Самарской области №3/6203 от 21.12.2018 об отказе в предоставлении субсидии из областного бюджета жилищно-строительному кооперативу «На Блюхера» на возмещение затрат, понесенных им при строительстве многоквартирного дома, признать не законным и отменить; обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца путем рассмотрения вопроса о предоставлении Жилищно-строительному кооперативу «На Блюхера» субсидии на завершение строительства многоквартирного дома <адрес>.
В судебном заседании Горбунов А.С. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель ЖСК «На Блюхера» - Балакшин В.А. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в письменном отзыве и возражениях на отзыв административного ответчика.
Представитель Министерства строительства Самарской области по доверенности – Апаркина Т.М. просила в удовлетворении требований отказать по мотивам, приведенным в письменном отзыве, в том числе в связи с пропуском срока обращения в суд.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статьей 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 часть 2). При отсутствии совокупности указанных условий требования удовлетворению не подлежат (пункт 2 части 2).
Из материалов дела следует, что административный истец Горбунов С.А. являлся участником долевого строительства жилого дома по адресу: <адрес> на основании договора №63-бс от 24.03.2005 о долевом участии (инвестировании) в строительстве, заключенного с ООО Строительная компания «Металлоптторг» (л.д.12-17).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 06.04.2012 по делу №А55-13551/2010 требование Горбунова С.А. о передаче незавершенного строительством жилого помещения включено в реестр требований о передаче жилых помещений застройщика ООО Строительная компания «Металлоптторг» (л.д.8-9).
В 2014 году Горбунов С.А. включен в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (л.д.10).
Завершение строительства жилого дома по адресу: <адрес> осуществлялось жилищно-строительным кооперативом «На Блюхера» на основании разрешения на строительство №RU63301000-033 от 17.05.2010 с изменениями, внесенными постановлением Администрации г.о.Самара от 10.07.2014 №180 (л.д.45-46).
23.05.2015 между Министерством строительства Самарской области, Администрацией г.о. Самара и ЖСК «На Блюхера» заключено соглашение о сотрудничестве. В рамках реализации соглашения Министерство строительства Самарской области рассматривает в соответствии с действующим законодательством возможность предоставления субсидии из областного бюджета в соответствии с подпрограммой «Оказание государственной поддержки гражданам-участникам долевого строительства, пострадавшим от действий застройщиков» до 2016 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 №684, при наличии финансирования, заявки и необходимого пакета документов (пункт 4.6) (л.д.28-31).
Дополнительным соглашением от 02.05.2017 к соглашению о сотрудничестве установлен перечень участников долевого строительства, права требования которых ЖСК «На Блюхера» обязуется удовлетворить, в их число входит административный истец (л.д. 32-44).
На основании разрешения о вводе объекта в эксплуатацию от 27.12.2017 №RU63-301000-033-2010, выданного жилищно-строительному кооперативу «На Блюхера», жилой дом по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию (л.д.47-50).
Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 684 (в редакции, относящейся к рассматриваемому периоду) была утверждена государственная программа Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, в целях реализации которой утверждена подпрограмма «Оказание государственной поддержки гражданам - участникам долевого строительства, пострадавшим от действий застройщиков» до 2020 года.
Указанной подпрограммой предусматривается предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам в целях возмещения расходов на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и в целях возмещения затрат на строительство многоквартирных домов в части расходов на коммунальную инфраструктуру.
Предоставление из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат, понесенных ими в связи с выполнением работ, оказанием услуг по строительству проблемных объектов, в части расходов на коммунальную инфраструктуру осуществляется в соответствии Порядком, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 684 (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 3 данного Порядка субсидии предоставляются в пределах общего объема бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, утверждаемых в установленном порядке на соответствующий финансовый год министерству строительства Самарской области (далее - министерство) как главному распорядителю средств областного бюджета.
Получателем субсидии являются застройщики проблемных объектов, понесшие затраты на выполнение работ, оказание услуг по строительству проблемных объектов в части расходов на коммунальную инфраструктуру и имеющие аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности за предыдущий финансовый год (пункт 5).
Условиями предоставления субсидий являются: подтверждение понесенных затрат на выполнение работ, оказание услуг по строительству проблемных объектов в части расходов на коммунальную инфраструктуру; ввод в эксплуатацию проблемных объектов в течение срока, установленного в разрешении на строительство проблемного объекта; заключение соглашения о предоставлении субсидии между претендентом и министерством (далее - соглашение), содержащего положения о согласии претендента на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии; представление претендентом в министерство подписанного соглашения в течение трех рабочих дней со дня получения от министерства проекта соглашения.
Извещение о проведении отбора претендентов для предоставления субсидии с указанием срока приема заявок на получение субсидии (далее - извещение) размещается министерством на официальном сайте в сети Интернет (пункт 7).
Для участия в отборе на получение субсидии претендент представляет в министерство перечень документов, указанный в пункте 8 Порядка.
Для рассмотрения заявок приказом министерства создается комиссия и определяется порядок ее работы. По результатам рассмотрения заявок министерством принимается решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии, о чем претендент извещается письмом министерства в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения (пункт 9).
Приказом Министерства строительства Самарской области от 15.11.2017 №130-п образована комиссия по отбору претендентов на предоставление из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат, понесенных ими в связи с выполнением работ, оказанием услуг по строительству проблемных объектов, в части расходов на коммунальную инфраструктуру, а также утверждено Положение о комиссии (л.д.89-106).
06.12.2018 на официальном сайте Министерства строительства Самарской области размещено извещение о проведении отбора претендентов для предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат, понесенных ими в связи с выполнением работ, оказанием услуг по строительству проблемных объектов, в части расходов на коммунальную инфраструктуру (л.д.87).
12.12.2018 ЖСК «На Блюхера» подало в Министерство строительства Самарской области заявку №178 на участие в отборе для предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение затрат, понесенных в связи с выполнением работ, оказанием услуг по строительству проблемных объектов, в части расходов на коммунальную инфраструктуру. К заявке представило пакет документов в количестве 62 наименований (л.д.18-22).
По результатам рассмотрения заявки комиссией принято решение отказать ЖСК «На Блюхера» в предоставлении субсидии, о чем ему сообщено письмом от 21.12.2018 №3/6203 за подписью и.о. министра Баранникова А.И. В обоснование отказа указаны следующие причины: представленный ЖСК «На Блюхера» пакет документов не соответствует перечню документов, установленному пунктом 8 Порядка; документы не соответствуют критериям и условиям конкурсного отбора; постановлением Правительства Самарской области от 31.05.2018 №302 объект исключен из перечня проблемных объектов в связи с вводом объекта в эксплуатацию (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.12.2017 №RU63-301000-033-2010) (л.д.23-24).
По аналогичным основаниям Министерство отказало ЖСК «На Блюхера» в предоставлении субсидии по заявке от 23.10.2018 №171 и по заявке от 14.06.2018 №141 (л.д. 24-25, 26-27).
В ходе судебного разбирательства стороной административного ответчика не разъяснено, в чем именно заключалось несоответствие представленного пакета документов установленному перечню и каковы причины отказа, ввиду утраты пакета документов, представленного ЖСК «На Блюхера», и конкурсной документации (л.д.107).
Возражения административного ответчика сводятся к пропуску срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решения, отсутствию нарушения прав административного истца оспариваемым отказом, а также неисполнимости требования о повторном рассмотрении вопроса о предоставлении субсидии (л.д.80-85).
Оценивая эти доводы, суд приходит к следующему.
Как указывалось административным истцом и не оспаривалось представителем административного ответчика, завершение строительства проблемного объекта осуществлялось только за счет целевых взносов обманутых дольщиков – членов ЖСК «На Блюхера». Часть целевых взносов дольщиков была израсходована на инженерную инфраструктуру на основании подписанного между ЖСК «На Блюхера» с ООО «СКС» договора о технологическом присоединении к сети холодного водоснабжения. Указанный договор был подписан после заключения трехстороннего Соглашения с Министерством строительства Самарской области и Администрацией г.о.Самара, на основании которого застройщик ЖСК «На Блюхера» рассчитывал на оказание помощи и возмещение понесенных затрат за счет субсидий из областного бюджета. Отказ в предоставлении субсидии привел к образованию задолженности перед ООО «СКС». Требование о взыскании задолженности предъявлено ООО «СКС» в арбитражный суд и в случае его удовлетворения погашение задолженности будет возможно только за счет дополнительных взносов членов ЖСК «На Блюхера». При таком положении суд считает, что оспариваемое решение непосредственно затрагивает права и законные интересы административного истца как члена ЖСК «На Блюхера», так как влечет для него необходимость уплаты дополнительных взносов.
Вместе с тем, одно только это обстоятельство не является достаточным для удовлетворения административных исковых требований.
Согласно ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1).
В суд с административным иском об оспаривании решения от 21.12.2018 Горбунов А.С. обратился только 03.07.2020, на обстоятельства неосведомленности о данном решении не ссылался, в качестве причины пропуска срока указал, что программа по выделению субсидий действует до 2020 года, в связи с чем застройщик планировал принять участие в следующем конкурсе, однако до настоящего времени Министерство такой конкурс не организовало. Данные обстоятельства не могут быть признаны уважительной причиной пропуска срока, так как не связаны непосредственно с личностью заявителя, состоянием его здоровья, или иными заслуживающими внимание обстоятельствами, объективно препятствовавшими своевременному обращению за судебной защитой.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч.8 ст.219 КАС РФ).
Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Следует также учитывать, что судебная защита имеет целью восстановление нарушенного права административного истца (статьи 3 и 4 КАС РФ, статья 46 Конституции Российской Федерации).
Именно эту цель преследует признание решения, действий (бездействия) незаконными. Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд, принимая решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика, в настоящее время бюджетные ассигнования на предоставление субсидий в целях возмещения затрат, понесенных в связи с выполнением работ, оказанием услуг по строительству проблемных объектов, в части расходов на коммунальную инфраструктуру, предусмотренных постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 684, не выделяются, конкурсы по отбору претендентов на получение субсидий не проводятся, рассмотрение вопроса о предоставлении ЖСК «На Блюхера» субсидии невозможно ввиду отсутствия финансирования, а также утраты документов, представленных им в 2018 году.
Таким образом, тот способ устранения нарушений прав и законных интересов, о котором просит административный истец, не может быть реализован, а значит, само по себе решение о признании оспариваемого решения незаконным не приведет к восстановлению прав административного истца.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме вследствие пропуска срока на обращение в суд и невозможности восстановления прав административного истца указанным им способом.
ЖСК «На Блюхера» не лишено права на участие в конкурсе на предоставление субсидии в случае организации такого конкурса при выделении финансирования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Горбунова С.А. о признании незаконным решения Министерства строительства Самарской области от 21.12.2018 об отказе в предоставлении субсидии и о возложении обязанности устранить нарушение прав и свобод административного истца – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.09.2020.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья