Гражданское дело № года
Р Е Ш Е Н И Е СУ Д А
Именем Российской Федерации
06 марта 2017 года город Ногинск Московской области
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи: Чекаловой Н.В.
при секретаре: Баньщиковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Насонова А. В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Насонов А.В. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГКУ «Специальное ТУИО» МО РФ), Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Просил суд: признать за Насоновым А.В. право собственности на двухкомнатную квартиру, общей площадью 45,1 кв.м., по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
В обоснование своих исковых требований истец Насонов А.В. ссылался на то, что он постоянно проживает и зарегистрирован в жилом помещении – двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, на основании ордера. До ДД.ММ.ГГГГ <адрес> имел статус закрытого военного городка, в котором приватизация жилья не допускалась. Согласно распоряжению Правительства №-р от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков. Истец обратился в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, которое выполняет функции наймодателя жилого фонда, с просьбой передать жилое помещение в собственность в порядке приватизации, однако ответа на свое заявление не получил.
Истец Насонов А.В. и его представитель Мальцева Т.С., действующая по доверенности, исковые требования поддержали полностью, приведя суду доводы, аналогичные тем, что изложены выше.
Представитель ответчика - ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика - Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 2,6,7, 11 и 18 Закона РФ от 4.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Исходя из смысла указанных норм закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных данным законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Решение о передаче недвижимого имущества в собственность принимает собственник или уполномоченный им орган.
Уполномоченные собственником органы – это предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Аналогичные положения содержатся и в Примерном положении о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (утв. решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18.11.1993 года № 4, пункт 5) и Положении о приватизации жилищного фонда в Московской области (утв. решением Малого Совета Мособлсовета от 17.02.1993 года за № 6/34, пункт 2.3), где указано, что передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом; предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.
В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В период выдачи ордера Насонову В.Н. – июль 1976 году, порядок предоставления жилых помещений был установлен Законом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР" (вместе с "Гражданским кодексом РСФСР").
В соответствии со ст. 295 ГК РСФСР по договору найма жилого помещения наймодатель обязуется предоставить нанимателю за плату жилое помещение для проживания в нем.
Согласно ст. 296 ГК РФ, предоставление жилых помещений в домах местных Советов депутатов трудящихся производится исполнительным комитетом местного Совета при участии представителей общественных организаций.
В домах государственных, кооперативных и общественных организаций предоставление жилых помещений производится по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза, утвержденному исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза с последующим сообщением исполнительному комитету Совета депутатов трудящихся о предоставлении жилых помещений для заселения. Пользование жилым помещением в домах местных Советов депутатов трудящихся и в домах государственных, кооперативных и общественных организаций оформляется договором найма жилого помещения с соответствующим управлением домом.
На основании решения о предоставлении внаем жилого помещения исполнительный комитет местного Совета депутатов трудящихся выдает гражданину ордер на занятие жилого помещения. Ордер, выданный с нарушением порядка, установленного в настоящей статье, может быть признан судом недействительным.
Из анализа указанных норм (действовавших в период выдачи ордера на спорное жилое помещение) следует, что основанием для возникновения у гражданина права пользования жилым помещением государственного жилищного фонда на условиях социального найма являлась выдача гражданину органом исполнительной власти ордера на право занятия жилого помещения.
Согласно положениям ст. 301 и 302 ГК РСФСР действовавшего в период предоставления в спорного жилого помещения, наравне с нанимателем жилого помещения члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, приобретают права и обязанности, вытекающие из договора найма. Совершеннолетние члены семьи нанимателя несут солидарную с ним ответственность по обязательствам, вытекающим из этого договора. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, дети и родители. Другие родственники, а также нетрудоспособные иждивенцы могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Если граждане, указанные в настоящей статье, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в нанимаемом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилой площадью, если эти граждане признаются членами его семьи (статья 301) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживавшими с ним совершеннолетними членами его семьи не было иного соглашения.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел, связанных с приватизацией гражданами жилых помещений" от 1994 года, указывается, что согласно Закону Российской Федерации о приватизации жилищного фонда "в Российской Федерации, жилищный фонд Министерства обороны как ведомственный жилищный фонд может быть приватизирован проживающими в нем гражданами, кроме жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в т.ч. при его приватизации, является Министерство обороны Российской Федерации.
Таким образом, право передачи жилых помещений, находящихся в федеральной собственности и закрепленных за Вооруженными Силами Российской Федерации, принадлежит Министерству обороны Российской Федерации.
Судом из исследованных по делу письменных доказательств установлено, что 05.07. 1976 года отцу истца - Насонову В. Н. на основании ордера №, выданного 198 КЭЧ района Московского военного округа на семью из 4 человек: него - Насонова В. Н., его супругу – Насонову В. А., сына – Насонова В. В., 1963 года рождения и второго сына – истца Насонова А. В., 1970 года рождения, была предоставлена в пользование двухкомнатная <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>
<адрес> (л.д.5).
С момента предоставления данной квартиры, истец Насонов А.В. постоянно зарегистрирован в данной квартире и фактически в ней проживает. Другие члены его семьи были сняты с регистрационного учета в данной квартире.
На основании ордера, истец Насонов А.В. фактически является нанимателем спорного жилого помещения, на него открыт отдельный лицевой счет №, на основании которого он производит оплату жилья и коммунальных услуг, задолженности по ним не имеет.
Указанные выше обстоятельства, подтверждаются имеющимися в материалах дела выпиской из домовой книги (л.д.8), копией финансового лицевого счета (л.д.7), копией паспорта истца (л.д.9).
Собственником жилого фонда, в котором расположена спорная квартира истца, является Российская Федерация в лице Министерства Обороны РФ.
До 2012 года <адрес> имел статус закрытого военного городка, в котором согласно Закону РФ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» приватизация не допускалась.
Согласно Распоряжению Правительства №-р от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> был исключен из перечня закрытых военных городков.
В этой связи, истец обратился в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, с просьбой передать занимаемое им спорное жилое помещение в собственность в порядке приватизации. Однако, ответа на данное обращение до настоящего времени не получено.
Учитывая выше изложенные обстоятельства и принимая во внимание тот факт, что истец Насонов А.В. постоянно зарегистрирован и фактически проживает в спорной квартире, регулярно оплачивает квартплату и коммунальные услуги, задолженности по ним не имеет, был вселен в спорное жилое помещение на законных основаниях, другого жилья ни в собственности, ни в пользовании не имеет, ранее своего права по приватизации жилого помещения не реализовал, суд приходит к выводу, что за истцом Насоновым А.В. должно быть признано право собственности на указанную выше квартиру в порядке приватизации.
При вынесении данного решения, судом учитывается и тот факт, что спорная квартира в 1976 году была предоставлена Насонову В.Н. из государственного жилищного фонда. Истец Насонов А.В. был внесен в ордер и вселен в спорное помещение в качестве члена его семьи.
Из прямого содержания указанных норм Закона, лишь ордер является допустимым доказательством права гражданина на жилое помещение. При этом в ордере о праве вселения в служебное жилое помещение должна присутствовать соответствующая отметка или в ордере должно быть указано это.
В выданном 198 КЭЧ района ордере от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствует указание о том, что Насонову В.Н. и членам его семьи предоставляется служебное жилое помещение.
Поскольку в материалах дела имеется ордер, который являлся единственным документом, дающим право на занятие жилого помещения в спорный период, а так же учитывая то, что данный ордер не имеет специальной отметки «служебный», указанный ордер никем не оспорен, незаконным не признан, суд приходит к выводу, что истец Насонов А.В. занимает жилое помещение на условиях социального найма.
Доказательств обратного, равно как и доказательств отнесения занимаемого Насоновым А.В. жилого помещения к разряду служебных, стороной ответчика не представлено.
Отсутствие у Министерства обороны РФ процедуры передачи жилья в собственность граждан, не может служить основанием для отказа истцу в передачи ему в собственность занимаемого им жилого помещения, поскольку данное основание действующим законодательством не предусмотрено.
Поскольку, собственником жилого фонда, в котором находится спорная квартира, является Российская Федерация, в лице Министерства обороны РФ, а право оперативного управления у ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ на спорную квартиру не зарегистрировано, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному делу является именно Министерство Обороны РФ, как собственник жилого фонда
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные Насоновым А.В. к Министерству обороны РФ требования о признании за ним права собственности на квартиру в порядке приватизации, основаны на законе, доказаны в суде, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В удовлетворении иска Насонова А.В. о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации к ФГКУ «Специальное ТУИО», суд отказывает, поскольку ФГКУ «Специальное ТУИО» надлежащим ответчиком по данному делу не является, так как у него отсутствует в установленном законом порядке зарегистрированное право оперативного управления жилым фондом.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Насонова А. В. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за Насоновым А. В. право собственности на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 45,1 кв.м., в том числе жилой – 29,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>-<адрес> <адрес>, в порядке приватизации.
В удовлетворении иска Насонова А. В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, отказать.
Решение суда является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны на спорную квартиру, и основанием для государственной регистрации права собственности Насонова А. В. на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 45,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> <адрес> Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Ногинский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 30.03. 2017года.
Судья:
Гражданское дело № года (резолютивная часть)
Р Е Ш Е Н И Е СУ Д А
Именем Российской Федерации
06 марта 2017 года город Ногинск Московской области
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи: Чекаловой Н.В.
при секретаре: Баньщиковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Насонова А. В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Насонова А. В. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за Насоновым А. В. право собственности на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 45,1 кв.м., в том числе жилой – 29,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
В удовлетворении иска Насонова А. В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, отказать.
Решение суда является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны на спорную квартиру, и основанием для государственной регистрации права собственности Насонова А. В. на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 45,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> <адрес> Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Ногинский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: