Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1431/2017 ~ М-507/2017 от 06.02.2017

Гражданское дело года

Р Е Ш Е Н И Е СУ Д А

Именем Российской Федерации

06 марта 2017 года город Ногинск Московской области

Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи: Чекаловой Н.В.

при секретаре: Баньщиковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Насонова А. В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истец Насонов А.В. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГКУ «Специальное ТУИО» МО РФ), Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Просил суд: признать за Насоновым А.В. право собственности на двухкомнатную квартиру, общей площадью 45,1 кв.м., по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

В обоснование своих исковых требований истец Насонов А.В. ссылался на то, что он постоянно проживает и зарегистрирован в жилом помещении – двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, на основании ордера. До ДД.ММ.ГГГГ <адрес> имел статус закрытого военного городка, в котором приватизация жилья не допускалась. Согласно распоряжению Правительства -р от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков. Истец обратился в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, которое выполняет функции наймодателя жилого фонда, с просьбой передать жилое помещение в собственность в порядке приватизации, однако ответа на свое заявление не получил.

Истец Насонов А.В. и его представитель Мальцева Т.С., действующая по доверенности, исковые требования поддержали полностью, приведя суду доводы, аналогичные тем, что изложены выше.

Представитель ответчика - ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика - Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 2,6,7, 11 и 18 Закона РФ от 4.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Исходя из смысла указанных норм закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных данным законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Решение о передаче недвижимого имущества в собственность принимает собственник или уполномоченный им орган.

Уполномоченные собственником органы – это предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Аналогичные положения содержатся и в Примерном положении о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (утв. решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18.11.1993 года № 4, пункт 5) и Положении о приватизации жилищного фонда в Московской области (утв. решением Малого Совета Мособлсовета от 17.02.1993 года за № 6/34, пункт 2.3), где указано, что передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом; предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.

В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В период выдачи ордера Насонову В.Н. – июль 1976 году, порядок предоставления жилых помещений был установлен Законом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР" (вместе с "Гражданским кодексом РСФСР").

В соответствии со ст. 295 ГК РСФСР по договору найма жилого помещения наймодатель обязуется предоставить нанимателю за плату жилое помещение для проживания в нем.

Согласно ст. 296 ГК РФ, предоставление жилых помещений в домах местных Советов депутатов трудящихся производится исполнительным комитетом местного Совета при участии представителей общественных организаций.

В домах государственных, кооперативных и общественных организаций предоставление жилых помещений производится по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза, утвержденному исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза с последующим сообщением исполнительному комитету Совета депутатов трудящихся о предоставлении жилых помещений для заселения. Пользование жилым помещением в домах местных Советов депутатов трудящихся и в домах государственных, кооперативных и общественных организаций оформляется договором найма жилого помещения с соответствующим управлением домом.

На основании решения о предоставлении внаем жилого помещения исполнительный комитет местного Совета депутатов трудящихся выдает гражданину ордер на занятие жилого помещения. Ордер, выданный с нарушением порядка, установленного в настоящей статье, может быть признан судом недействительным.

Из анализа указанных норм (действовавших в период выдачи ордера на спорное жилое помещение) следует, что основанием для возникновения у гражданина права пользования жилым помещением государственного жилищного фонда на условиях социального найма являлась выдача гражданину органом исполнительной власти ордера на право занятия жилого помещения.

Согласно положениям ст. 301 и 302 ГК РСФСР действовавшего в период предоставления в спорного жилого помещения, наравне с нанимателем жилого помещения члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, приобретают права и обязанности, вытекающие из договора найма. Совершеннолетние члены семьи нанимателя несут солидарную с ним ответственность по обязательствам, вытекающим из этого договора. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, дети и родители. Другие родственники, а также нетрудоспособные иждивенцы могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Если граждане, указанные в настоящей статье, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в нанимаемом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилой площадью, если эти граждане признаются членами его семьи (статья 301) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживавшими с ним совершеннолетними членами его семьи не было иного соглашения.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел, связанных с приватизацией гражданами жилых помещений" от 1994 года, указывается, что согласно Закону Российской Федерации о приватизации жилищного фонда "в Российской Федерации, жилищный фонд Министерства обороны как ведомственный жилищный фонд может быть приватизирован проживающими в нем гражданами, кроме жилых помещений в закрытых военных городках.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в т.ч. при его приватизации, является Министерство обороны Российской Федерации.

Таким образом, право передачи жилых помещений, находящихся в федеральной собственности и закрепленных за Вооруженными Силами Российской Федерации, принадлежит Министерству обороны Российской Федерации.

Судом из исследованных по делу письменных доказательств установлено, что 05.07. 1976 года отцу истца - Насонову В. Н. на основании ордера , выданного 198 КЭЧ района Московского военного округа на семью из 4 человек: него - Насонова В. Н., его супругу – Насонову В. А., сына – Насонова В. В., 1963 года рождения и второго сына – истца Насонова А. В., 1970 года рождения, была предоставлена в пользование двухкомнатная <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>

<адрес> (л.д.5).

С момента предоставления данной квартиры, истец Насонов А.В. постоянно зарегистрирован в данной квартире и фактически в ней проживает. Другие члены его семьи были сняты с регистрационного учета в данной квартире.

На основании ордера, истец Насонов А.В. фактически является нанимателем спорного жилого помещения, на него открыт отдельный лицевой счет , на основании которого он производит оплату жилья и коммунальных услуг, задолженности по ним не имеет.

Указанные выше обстоятельства, подтверждаются имеющимися в материалах дела выпиской из домовой книги (л.д.8), копией финансового лицевого счета (л.д.7), копией паспорта истца (л.д.9).

Собственником жилого фонда, в котором расположена спорная квартира истца, является Российская Федерация в лице Министерства Обороны РФ.

До 2012 года <адрес> имел статус закрытого военного городка, в котором согласно Закону РФ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» приватизация не допускалась.

Согласно Распоряжению Правительства -р от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> был исключен из перечня закрытых военных городков.

В этой связи, истец обратился в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, с просьбой передать занимаемое им спорное жилое помещение в собственность в порядке приватизации. Однако, ответа на данное обращение до настоящего времени не получено.

Учитывая выше изложенные обстоятельства и принимая во внимание тот факт, что истец Насонов А.В. постоянно зарегистрирован и фактически проживает в спорной квартире, регулярно оплачивает квартплату и коммунальные услуги, задолженности по ним не имеет, был вселен в спорное жилое помещение на законных основаниях, другого жилья ни в собственности, ни в пользовании не имеет, ранее своего права по приватизации жилого помещения не реализовал, суд приходит к выводу, что за истцом Насоновым А.В. должно быть признано право собственности на указанную выше квартиру в порядке приватизации.

При вынесении данного решения, судом учитывается и тот факт, что спорная квартира в 1976 году была предоставлена Насонову В.Н. из государственного жилищного фонда. Истец Насонов А.В. был внесен в ордер и вселен в спорное помещение в качестве члена его семьи.

Из прямого содержания указанных норм Закона, лишь ордер является допустимым доказательством права гражданина на жилое помещение. При этом в ордере о праве вселения в служебное жилое помещение должна присутствовать соответствующая отметка или в ордере должно быть указано это.

В выданном 198 КЭЧ района ордере от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует указание о том, что Насонову В.Н. и членам его семьи предоставляется служебное жилое помещение.

Поскольку в материалах дела имеется ордер, который являлся единственным документом, дающим право на занятие жилого помещения в спорный период, а так же учитывая то, что данный ордер не имеет специальной отметки «служебный», указанный ордер никем не оспорен, незаконным не признан, суд приходит к выводу, что истец Насонов А.В. занимает жилое помещение на условиях социального найма.

Доказательств обратного, равно как и доказательств отнесения занимаемого Насоновым А.В. жилого помещения к разряду служебных, стороной ответчика не представлено.

Отсутствие у Министерства обороны РФ процедуры передачи жилья в собственность граждан, не может служить основанием для отказа истцу в передачи ему в собственность занимаемого им жилого помещения, поскольку данное основание действующим законодательством не предусмотрено.

Поскольку, собственником жилого фонда, в котором находится спорная квартира, является Российская Федерация, в лице Министерства обороны РФ, а право оперативного управления у ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ на спорную квартиру не зарегистрировано, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному делу является именно Министерство Обороны РФ, как собственник жилого фонда

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные Насоновым А.В. к Министерству обороны РФ требования о признании за ним права собственности на квартиру в порядке приватизации, основаны на законе, доказаны в суде, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.

В удовлетворении иска Насонова А.В. о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации к ФГКУ «Специальное ТУИО», суд отказывает, поскольку ФГКУ «Специальное ТУИО» надлежащим ответчиком по данному делу не является, так как у него отсутствует в установленном законом порядке зарегистрированное право оперативного управления жилым фондом.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Насонова А. В. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.

Признать за Насоновым А. В. право собственности на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 45,1 кв.м., в том числе жилой – 29,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>-<адрес> <адрес>, в порядке приватизации.

В удовлетворении иска Насонова А. В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, отказать.

Решение суда является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны на спорную квартиру, и основанием для государственной регистрации права собственности Насонова А. В. на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 45,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> <адрес> Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Ногинский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 30.03. 2017года.

Судья:

Гражданское дело года (резолютивная часть)

Р Е Ш Е Н И Е СУ Д А

Именем Российской Федерации

06 марта 2017 года город Ногинск Московской области

Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи: Чекаловой Н.В.

при секретаре: Баньщиковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Насонова А. В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Насонова А. В. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.

Признать за Насоновым А. В. право собственности на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 45,1 кв.м., в том числе жилой – 29,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

В удовлетворении иска Насонова А. В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, отказать.

Решение суда является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны на спорную квартиру, и основанием для государственной регистрации права собственности Насонова А. В. на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 45,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> <адрес> Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Ногинский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья:

2-1431/2017 ~ М-507/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Насонов Александр Викторович
Ответчики
Министерство обороны РФ
ФГКУ "Специальное ТУИО Министерства обороны РФ"
Другие
УФСГРКиК по МО
Суд
Ногинский городской суд Московской области
Судья
Чекалова Наталья Валерьевна
Дело на странице суда
noginsk--mo.sudrf.ru
06.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2017Передача материалов судье
08.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2017Судебное заседание
06.03.2017Судебное заседание
30.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2019Дело оформлено
29.06.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее