Дело № 2-77/2017.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
«08» февраля 2017 года с. Красногвардейское
Ставропольского края.
Красногвардейский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего – судьи Гетманской Л.В.,
при секретаре – Ениной С.С.,
с участием:
прокурора – помощника прокурора Красногвардейского района Ставропольского края Симоненко Григория Александровича,
истца – Бурцев В.Ю.,
представителя истца Бурцев В.Ю. – адвоката Денисова Владимира Дмитриевича,
ответчика – представителя отдела Министерства внутренних дел России по Красногвардейскому району Рындиной Виктории Викторовны,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Бурцев В.Ю. к отделу Министерства внутренних дел России по Красногвардейскому району о восстановлении на службе в полиции,
установил:
Бурцев В.Ю. (далее по тексту – Бурцев В.Ю. или истец) обратился в Красногвардейский районный суд Ставропольского края с иском к отделу МВД России по Красногвардейскому району (далее по тексту – ОМВД России по Красногвардейскому району или ответчик) о восстановлении на службе в полиции, указав, что с 09 июля 2004 года он являлся сотрудником полиции. Имеет звание старшего лейтенанта полиции, работал в должности инспектора дорожно-патрульной службы отдельного взвода (ДПС) отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела МВД России по Красногвардейскому району.
Приказом начальника ОМВД России по Красногвардейскому району от ДД.ММ.ГГГГ №л/с он был уволен из полиции, в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что подтверждается выпиской из приказа начальника ОМВД России по Красногвардейскому району от ДД.ММ.ГГГГ № л/с.
Считает, его увольнение не соответствует закону по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ, согласно плана единой дислокации и графика несения службы он, находясь в помещении поста полиции, расположенного на 206км. + 600м. автодороги «Ростов-на-Дону – Ставрополь», якобы получил от неустановленного лица в гражданской одежде, так же находящегося в помещении поста, предмет похожий на билет Банка России неустановленного номинала.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ следователем Новоалександровского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю майором юстиции ФИО9 была проведена проверка, в результате которой вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении него, то есть Бурцев В.Ю. по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Со дня увольнения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ начинается период вынужденного прогула. Денежное довольствие, которое он получал до увольнения, составляет 35 000 рублей. Однако согласно приказа начальника ОМВД России по Красногвардейскому району в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в отпуске.
В соответствии с положением требований ч. 14 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, расторжение трудового договора по инициативе работодателя сказано, не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. В силу закона Трудовой кодекс Российской Федерации имеет приоритет над Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», следовательно, свое увольнение считает незаконным.
В соответствии с п.п. 14 п. 1 ст. 28 ФЗ «О полиции» от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ сотрудник полиции имеет право на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения.
В соответствии со ст. 62 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, сотрудник органов внутренних дел имеет право в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении обжаловать его в суд.
В соответствии со ст. 65 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, сотрудники органов внутренних дел, признанные в установленном порядке, незаконно или необоснованно перемещенными по службе, отстраненными от занимаемой должности либо пониженными в должности, лишенными специального звания либо сниженными в специальном звании, а также незаконно уволенными из органов внутренних дел, подлежат восстановлению соответственно в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел.
Основанием для восстановления в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел являются заключение по результатам служебной проверки, вступившее в силу решение суда либо заявление реабилитированного в установленном действующим законодательством порядке сотрудника органа внутренних дел о его восстановлении на службе.
В соответствии со ст. 391 Трудового кодекса Российской Федерации непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:
работника – о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратится в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Просит суд:
признать незаконным приказ начальника отдела МВД России по Красногвардейскому району от ДД.ММ.ГГГГ №л/с об увольнении из полиции Бурцев В.Ю.;
восстановить Бурцев В.Ю. на службе в должности инспектора дорожно-патрульной службы отдельного взвода (ДПС) отдела МВД по Красногвардейскому району;
взыскать с ответчика утраченное денежное содержание;
взыскать с отдела МВД России по Красногвардейскому району расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей;
взыскать с отдела МВД России по Красногвардейскому району в пользу Бурцев В.Ю. расходы за услуги адвоката в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседание истец Бурцев В.Ю. настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика ОМВД России по Красногвардейскому району Рындина В.В. с исковыми требованиями не согласна, предоставив возражения о том, что старший лейтенант полиции Бурцев В.Ю. уволен из органов внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа начальника Отдела МВД России по Красногвардейскому району от ДД.ММ.ГГГГ № л/с в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по п. 9 ч. 3 ст. 82 (в связи с совершением проступка порочащего честь сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации).
Основанием для увольнения Бурцев В.Ю. из органов внутренних дел Российской Федерации послужило заключение по материалам служебной проверки ГУ МВД России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, назначенной начальником ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
Основанием для проведения служебной проверки послужил рапорт начальника ОРЧ (СБ) ГУ МВД России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ДД.ММ.ГГГГ инспектор ДПС ОГИБДД ОМВД России по Красногвардейскому району старший лейтенант полиции Бурцев В.Ю. в помещении поста ДПС, расположенном на 206 км+600м автодороги «Ростов-на-Дону-Ставрополь», получил незаконное денежное вознаграждение в сумме 500 рублей от гражданина ФИО5, жителя <адрес>, за не привлечение последнего к административной ответственности по ч. 3.1. ст. 12.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств) и ч. 1 ст. 12.37. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями).
По результатам проведенной служебной проверки в отношении инспектора дорожно-патрульной службы ОВ ДПС ОГИБДД ОМВД Отдела МВД России по Красногвардейскому району старшего лейтенанта полиции Бурцев В.Ю. факты нарушений служебной дисциплины и законности подтвердились, вина сотрудника была установлена.
В порядке статьи 143 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации сотрудниками ОРЧ (СБ) ГУ МВД России по Ставропольскому краю был подготовлен рапорт об обнаружении в действиях инспектора дорожно-патрульной службы ОВ ДПС ОГИБДД ОМВД Отдела МВД России по Красногвардейскому району старшего лейтенанта полиции Бурцев В.Ю. признаков преступления, предусмотренных ч. 1 ст. 285 и ч. 1 ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации, который был зарегистрирован в установленном порядке и передан по подследственности в Новоалександровский МСО СУ СК по Ставропольскому краю.
Согласно заключению служебной проверки, проведенной в отношении Бурцев В.Ю., за нарушение п. 12 ч. 1 ст. 12 и п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выразившегося во вступлении ДД.ММ.ГГГГ в помещении поста полиции «центр маршрута патрулирования» ОМВД России по Красногвардейскому району, расположенном на 206км+600м автодороги «Ростов-на-Дону-Ставрополь», во внеслужебные отношения с гражданином ФИО5, вызывающие сомнения в беспристрастности, наносящим ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, использовании своего должностного положения вопреки интересам службы, из личной заинтересованности и в соответствии с приказом ГУ МВД России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершении старшим лейтенантом полиции Бурцев В.Ю. проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел», представлен к увольнению из органов внутренних дел Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Пунктом 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ предусмотрено, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Представленными материалами к увольнению Бурцев В.Ю. полностью подтверждается законность его увольнения, соблюдение сроков и процедуры увольнения сотрудника за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Приказ был реализован в точном соответствии с требованиями Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и с соблюдением требований приказа МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД Российской Федерации».
Учитывая, что служебная проверка проведена в отношении истца в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, приказ об увольнении истца реализован без нарушений со стороны Отдела МВД России по Красногвардейскому району.
При принятии решения о привлечении истца к дисциплинарной ответственности ответчиком были учтены данные о личности Бурцев В.Ю., а также характер совершенного им дисциплинарного проступка. При этом руководителем, правомочным принимать решение о наложении дисциплинарного взыскания, были также приняты во внимание имеющиеся у Бурцев В.Ю. неснятые дисциплинарные взыскания в виде выговора (приказ ОМВД России по Красногвардейскому району от ДД.ММ.ГГГГ №).
В своем иске Бурцев В.Ю. ссылается на нормы трудового законодательства и Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-I.
Однако согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Нормы трудового законодательства применяются в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
Согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении сотрудников органов внутренних дел не применяется, за исключением ч. 5 и 6 ст. 45, ч. 7 ст. 46, ст. ст. 54 и 64 Положения, которые применяются в отношении сотрудника органов внутренних дел, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к Федеральному органу исполнительной власти.
Доводы Бурцев В.Ю. об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении него по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, является не обоснованными. Возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.
Причиной увольнения сотрудника из органов внутренних дел, является проступок, умаляющий авторитет органов внутренних дел и противоречащий требованиям, предъявляемым к сотрудникам полиции, - независимо от того, предусмотрена ли за данное деяние административная либо уголовная ответственность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен: заботиться о сохранности своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
Статья 12 настоящего Федерального закона к числу основных обязанностей сотрудника органов внутренних дел относит: знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников).
В соответствии п.п. «и», «м» п. 11 главы 2 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сотрудник органов внутренних дел обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновении, как только ему станет об этом известно. Непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, то есть за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством.
«Честь сотрудника органов внутренних дел» - это этическая категория, характеризующая высокий социальный престиж членов профессионального полицейского сообщества. Каждый сотрудник полиции обязан твердо стоять на страже Конституции Российской Федерации, уважать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять свои служебные обязанности, достойно переносить трудности, всегда приходить на помощь людям. Эти требования содержит Присяга, которую принимает сотрудник полиции, Федеральный закон о полиции.
Возможность увольнения со службы по основанию п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего указанным требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
Служба в полиции предъявляет повышенные требования не только к служебным, но и к личным качествам сотрудников. Бурцев В.Ю., указанными в заключении служебной проверки действиями, грубо нарушил профессионально-этические принципы и нормы, установленные для сотрудников полиции, как проступку, порочащему честь и достоинство сотрудников органов внутренних дел. Совершение такого проступка сотрудником полиции, независимо от того, совершен он при исполнении служебных обязанностей или в свободное от службы время, является основанием для принятия предусмотренных законом мер воздействия, в том числе, увольнения.
Понятие служебной дисциплины определено в ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Служебная дисциплина – соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Статьей 50 Дисциплинарного устава органов внутренних дел, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Дисциплинарный устав) определено, что на сотрудника, допустившего грубое нарушение служебной дисциплины, независимо от наличия или отсутствия у него дисциплинарных взысканий может быть наложено любое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения со службы в органах внутренних дел.
В соответствии со статьей 89 Федеральным закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке не допускается, за исключением увольнения в соответствии с пунктами 1, 2, 4, 7, 8, 9 и 11 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона.
Поскольку у Отдела МВД России по Красногвардейскому району имелись основания для прекращения контракта с Бурцев В.Ю. в связи с совершением дисциплинарного проступка, отделом не был нарушен порядок увольнения, оснований в удовлетворении требований истца – отсутствуют.
Считают, что выводы по результатам служебной проверке приняты в совокупности с объективными и субъективными обстоятельствами.
Просят суд:
отказать в удовлетворении исковых требований Бурцев В.Ю. к Отделу МВД России по Красногвардейскому району в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, представителя истца, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявленных требований, пришел к убеждению об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как установлено в судебном заседании истец проходил службу в органах внутренних дел в должности инспектора (дорожно-патрульной службы) отдельного взвода дорожно-патрульной службы отделения ГИБДД отдела МВД России по Красногвардейскому району, в связи с чем правоотношения, возникшие в результате прохождения им службы, регулируются специальными нормативными актами: Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции», а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы вышеперечисленными специальными нормативными актами (т. 1 л.д. 32).
Ответчиком предоставлен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в отношении сотрудника внутренних дел Российской Федерации ФИО12 В.Ю. (т. 1 л.д. 33).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе увольнение со службы в органах внутренних дел.
Порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий установлен статьёй 51 Закона.
В соответствии с частью 3 данной статьи дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.
Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника органов внутренних дел необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) (часть 4).
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела – не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (часть 6).
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу (часть 7).
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьёй 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (часть 8).
О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме (часть 9).
Дисциплинарные взыскания, предусмотренные пп. 5 и 6 ч. 1 ст. 50 настоящего Федерального закона, исполняются не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке (часть 15 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ).
В соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в отношении Бурцев В.Ю. ОМВД России по Красногвардейскому району был вынесен приказ №л/с о наложении дисциплинарного взыскания в виде расторжения контракта и увольнении из органов внутренних дел по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ (т. 1 л.д. 34).
Ответчиком предоставлен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ с сотрудником органов внутренних дел Бурцев В.Ю. (т. 1 л.д. 33).
Основанием для издания приказа о наложении указанного дисциплинарного взыскания явился приказ ГУ МВД России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершении старшим лейтенантом полиции Бурцев В.Ю. проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел», согласно которого в ходе служебной проверки, проведённой ДД.ММ.ГГГГ оперативно-розыскной частью (собственной безопасности) ГУ МВД России по Ставропольскому краю установлено, что ДД.ММ.ГГГГ инспектор дорожно-патрульной службы отдельного взвода дорожно-патрульной службы отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела МВД России по Красногвардейскому району старший лейтенант полиции Бурцев В.Ю. вступил во внеслужебные отношения с гражданином ФИО5, чем совершил проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел (т. 1 л.д. 46). За нарушения требований пункта 12 части 1 статьи 12 и пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выразившиеся во вступлении ДД.ММ.ГГГГ в помещении поста полиции «центр маршрута патрулирования» отдела МВД России по Красногвардейскому району, расположенном на 206км+600м автодороги «Ростов-на-Дону – Ставрополь» во внеслужебные отношения с гражданином ФИО5, вызывающие сомнения в беспристрастности, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в использовании своего должностного положения вопреки интересам службы, из личной заинтересованности, инспектора дорожно-патрульной службы отдельного взвода дорожно-патрульной службы отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела МВД России по Красногвардейскому району старшего лейтенанта полиции Бурцев В.Ю. представить к увольнению из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона № – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел).
Начальнику отдела МВД России по Красногвардейскому району подполковнику полиции ФИО10 в течение трёх рабочих дней ознакомить под расписку старшего лейтенанта Бурцев В.Ю. с настоящим приказом. В отдел МВД России по Красногвардейскому району указанный приказ поступил на исполнениеДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из выписки заключения служебной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, поступившей в отдел МВД России по Красногвардейскому району ДД.ММ.ГГГГ, инспектор ДПС ОВ ДПС ОГИБДД отдела МВД России по Красногвардейскому району ФИО11 представлен к увольнению из органов внутренних дел (т. 1 л.д. 35 – 45).
Статьей 52 Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка. Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 15 названного Порядка решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении (пункт 16 Порядка).
Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд (пункт 47 указанного Порядка).
Со слов истца с заключением служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 ознакомлен не был, поскольку обратился за ознакомлением в отдел МВД России по Красногвардейскому району, где получив ответ о том, что проверка проводилась ГУ МВД России по Ставропольском краю, куда он может обратиться, он из-за отсутствия денежных средств не смог поехать для ознакомления в город Ставрополь. В то же время в установленном законом порядке данное заключение не обжаловал.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ на основании результатов служебной проверки и не позднее чем через один месяц со дня их утверждения – ДД.ММ.ГГГГ на Бурцев В.Ю. было наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ – в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Уведомление о необходимости ознакомления с приказом о наложении дисциплинарного взыскания от ДД.ММ.ГГГГ и уведомление о необходимости получить трудовую книжку ему направлялись по почте (т. 1 л.д.51 – 56). Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ из-за отсутствия Бурцев В.Ю. по месту регистрации с приказом ГУ МВД России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № о наложении на него дисциплинарного взыскания и приказом отдела МВД России по Красногвардейскому району от ДД.ММ.ГГГГ №л/с о расторжении контракта и увольнении сотрудника из органов внутренних дел он ДД.ММ.ГГГГ ознакомлен не был (т. 1 л.д. 57).
Поэтому, решение об увольнении истца по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона № 342-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ принято в соответствии с действующим законодательством. При увольнении по указанному основанию проведение аттестации не требуется.
Таким образом, у суда имеются достаточные основания, подтвержденные документально, полагать, что Бурцев В.Ю. совершил проступок, порочащий честь сотрудника полиции, на день увольнения.
Также, согласно приказа отдела МВД России по Красногвардейскому району от ДД.ММ.ГГГГ № у Бурцев В.Ю. имеется неснятое дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Отсюда следует, что возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, то есть за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.
В соответствии со п.п. 7, 8, 11 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) государственный (муниципальные) служащие, осознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны служить примером строгого и точного соблюдения требований законов и служебной дисциплины в профессиональной деятельности и частной жизни. Поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Из заключения служебной проверки усматривается, что истец допустил проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел.
Так, ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» распространяет на сотрудников полиции ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. ст. 17, 18, 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности.
Аналогичные нормы содержатся в ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу пункта 2 части 1 указанной статьи при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации.
Факт нарушения Бурцев В.Ю. норм действующего законодательства установлен по результатам служебной проверки, проведенной по факту совершения истцом проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Выводы заключения служебной проверки основаны на собранных при проведение проверки доказательствах.
Таким образом, судом установлено, что истцом не были соблюдены нормы и правила Присяги и Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД, а факты пренебрежения истцом требованиями законодательства и явились проступком, порочащим честь сотрудника полиции.
С учетом, установленных по делу фактических обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае оснований для признания увольнения истца незаконным и восстановлении его на службе в органах внутренних дел.
Соответственно, не подлежат удовлетворению и требования истца о восстановлении его на службе, взыскании утраченного денежного содержания, расходы по оплате госпошлины и услуги адвоката. Поскольку являются производными от основного требования о признании увольнения незаконным, к удовлетворению которого суд не усмотрел правовых оснований.
Руководствуясь Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции», ст. ст. 13, 50, 51, 52, п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ), Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ, ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №░/░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.;
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░) ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░;
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░;
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 13.02.2017.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░.