Дело №2-1093\2012 15 марта 2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего Платоновой Н.М.
при секретаре Васильевой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском
15 марта 2012 года гражданское дело по иску Крутова М.А. к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области об оспаривании отказа в передаче в собственность за плату земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Крутов М.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области об оспаривании отказа в передаче в собственность за плату земельных участков, в обоснование указал (с учетом уточненных требований), что он является собственником гаражных боксов № <...>, №<...> находящихся на территории кооператива «<...>» по строительству и эксплуатации овощехранилищ и гаражей для индивидуальных владельцев расположенного по адресу: <...>». Кооператив «<...> владеет земельным участком, находящимся в муниципальной собственности городского округа - город Волжский Волгоградской области, общей площадью <...> кв. метров, кадастровый номер: <...> на основании договора аренды земельного участка №<...> года. В соответствие с пунктом 5.32. Устава городского округа - город Волжский Волгоградской области утвержденного Постановлением Волжской городской Думы от 27 мая 2005 г. N 137/1 (в ред. решений Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 28.05.2010 N 57-ВГД, от 23.06.2011 N 162-ВГД), предоставление земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование; установление сервитутов отнесено к полномочиям администрации города Волжского. <...> года, в порядке, предусмотренном ст. ст. 28,29,36 Земельного кодекса РФ, истец обратился с заявлением на имя главы администрации и просил предоставить в собственность за плату следующие земельные участки, расположенные по адресу <...> под гаражными боксами № <...>; ул.им. <...> -под гаражными боксами № <...>; ул.им. <...> - под гаражными боксами № <...>; на основании п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в связи с тем, что не осуществлён государственный кадастровый учет испрашиваемых земельных участков, он просил утвердить и выдать схему расположения земельных участков на кадастровой карте (плане) для проведения кадастровых работ и осуществления кадастрового учета. <...> года в ответ на заявление он получил письмо № <...> от руководителя Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, в котором указывалось на необходимость согласовать со смежными землепользователями границы земельных участков, сформированных под гаражные боксы, в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 № 221-ФЗ. Не согласившись с ним, он <...> года направил в Администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области повторное обращение с просьбой утвердить схему расположения земельных участков и передать ему в собственность указанные земельные участки. Постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области № <...> от <...> года истцу было отказано в передаче в собственность за плату земельных участков. Основанием к отказу послужило то, что заявитель не приложил к заявлению выписки из ЕГРП о правах на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемых земельных участках и кадастровые паспорта либо кадастровые выписки о земельных участках, согласно Перечня, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 13 сентября 2011 года №475. Такое основание к отказу в передаче в собственность земельных участков, пунктом 4 ст.28 Земельного кодекса РФ не предусмотрено, следовательно, отказ является незаконным. В отношении утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровой карте (плане), администрация допускает бездействие, что препятствует истцу в проведении работ по установлению границ земельного участка (межеванию), постановке участков на кадастровый учет и приобретению прав на земельные участки. Председатель правления кооператива «<...>» в письменном виде выразил своё согласие на проведение размежевания (выдела) земельных участков, расположенных под принадлежащими истцу гаражными боксам, но согласовать схемы размещения земельных участков отказался. Просит признать постановление Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области № <...> от <...> года об отказе в передаче в собственность за плату земельных участков Крутову М.А. незаконным и обязать администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области утвердить и выдать истцу схему расположения земельных участков под принадлежащими ему гаражными боксами, расположенными по адресу <...>- под гаражными боксами №№ <...>; ул.им. <...> -под гаражными боксами №№ <...> ул.им. <...> - под гаражными боксами №№ <...>; и предать истцу в собственность за плату указанные земельные участки.
Истец Крутов М.А., его представитель Завьялова И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, по указанным в иске основаниям. Просили признать постановление Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области № <...> года об отказе в передаче в собственность за плату земельных участков Крутову М.А. незаконным и обязать администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области утвердить и выдать истцу схему расположения земельных участков под принадлежащими ему гаражными боксами, расположенными по адресу <...>- под гаражными боксами №№ <...>; ул.им. <...> -под гаражными боксами №№ <...>; ул.им. <...> - под гаражными боксами №№ <...>; и предать истцу в собственность за плату указанные земельные участки.
Представитель ответчика Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Серебрякова Н.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала Постановление Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области № <...> от <...> года законным и обоснованным, вынесенным на основании действующего законодательства и в соответствии с фактическими обстоятельствами дела. Указала, что с <...> истцу на праве собственности принадлежат гаражные боксы, расположенные по адресу: г. <...> в Кооперативе по строительству и эксплуатации овощехранилищ и гаражей для индивидуальных владельцев «<...>». Земельные участки под гаражными боксами входят в состав земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.метров, который предоставлен в долгосрочную аренду Кооперативу по строительству и эксплуатации овощехранилищ и гаражей для индивидуальных владельцев «<...>». Крутов М.А. дважды – <...> года (вх. №<...>) и <...> года (вх. №<...>з) обращался в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельных участков под гаражными боксами в собственность за плату в порядке ст. 36 ЗК РФ. Однако приобретение неделимого земельного участка, каким и является весь участок, предоставленный Кооперативу по строительству и эксплуатации овощехранилищ и гаражей для индивидуальных владельцев «Сокол», в общую долевую собственность в порядке ст. 36 ЗК РФ, возможно на основании совместного обращения собственников гаражных боксов. В данном случае, земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: г. <...> является делимым. В соответствии с п. п. 1, 2, 4 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. До принятия решения о предоставлении спорных земельных участков в собственность, необходимо принять решение об образовании этих земельных участков из земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.метров. Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области письмом от <...> исх. <...> сообщала заявителю о возможности предоставления испрашиваемых земельных участков в собственность за плату, только при наличии соблюдении изложенных требований. Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 №475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. При обращении в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельных участков Крутовым М.А. не были представлены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке и кадастровые паспорта земельных участков (выписки). Издание обжалуемого акта органа местного самоуправления не ограничивает право Крутова М.А. на повторное обращение в Администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области с заявлением о приобретении прав на земельные участки, в порядке ст. 36 ЗК РФ при соблюдении требований установленных законодательством.
Представитель 3-его лица председатель кооператива «Сокол» по строительству и эксплуатации овощехранилищ и гаражей для индивидуальных владельцев Труфанова А.А. поддержала позицию представителя Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Серебряковой Н.С., также пояснив, что земли были предоставлены Кооперативу «Сокол» в аренду, земельный участок является неделимым, а из договора аренды земельного участка усматривается, что кооператив «Сокол» не вправе: нарушать права и законные интересы смежных землепользователей; сдавать арендованный земельный участок в субаренду (поднаем) и не передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), не предоставлять арендованный земельный участок в безвозмездное пользование, не отдавать арендные права в залог и не вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив без согласия арендодателя.
Суд, выслушав доводы истца, представителя истца, представителя ответчика Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области и 3-его лица, исследовав письменные материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Крутов М.А. является собственником гаражных боксов № <...>, площадью <...> кв.метров; №<...>, площадью <...> кв.метров и №<...>, площадью <...> кв.метра, находящихся на территории кооператива «<...>» по строительству и эксплуатации овощехранилищ и гаражей для индивидуальных владельцев расположенного по адресу: <...> что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от <...> года и выписок из ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...> года, копией технических паспортов.
Кооператив «Сокол» владеет земельным участком, находящимся в муниципальной собственности городского округа - город Волжский Волгоградской области, общей площадью <...> кв. метров, кадастровый номер: <...>, на основании договора аренды земельного участка №<...> от <...> года, с учетом дополнительного соглашения от <...> года, в состав которого входит земельный участок, на котором расположены гаражные боксы, принадлежащие истцу.
Из указанного договора аренды усматривается, что вид разрешенного пользования земель – земли гаражей и автостоянок, срок действия договора с <...> года по <...> года. Категория земель – земли населенных пунктов в границах городского округа – город Волжский. <...> года Кооператив «<...>» принял земельный участок площадью <...> кв.метров, что подтверждается копией акта приема – передачи земельного участка, копией кадастровой выписки о земельном участке.
<...> года, истец обратился с заявлением на имя главы администрации и просил предоставить в собственность за плату следующие земельные участки, расположенные по адресу <...>- под гаражными боксами № <...>; ул.им. <...> -под гаражными боксами № <...>; ул.им. <...> - под гаражными боксами № <...>, а также, в связи с тем, что не осуществлён государственный кадастровый учет испрашиваемых земельных участков, он просил утвердить и выдать схему расположения земельных участков на кадастровой карте (плане) для проведения кадастровых работ и осуществления кадастрового учета, что подтверждается копией заявления истца и не оспаривалось ответчиком в судебном заседании, а также подтверждается справками о присвоении предварительного адреса градостроительному объекту №<...>, №<...> от <...> года, схемой расположения спорных земельных участков.
<...> года в ответ на заявление он получил письмо № <...> от руководителя Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, в котором указывалось на необходимость согласовать со смежными землепользователями границы земельных участков, сформированных под гаражные боксы, в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 № 221-ФЗ, что подтверждается копией сообщения.
<...> года истец вновь направил в Администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области повторное обращение с просьбой утвердить схему расположения земельных участков и передать ему в собственность указанные земельные участки, что подтверждается копией заявления.
Постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области № <...> от <...> года истцу было отказано в передаче в собственность за плату земельных участков. Основанием к отказу послужило то, что заявитель не приложил к заявлению выписки из ЕГРП о правах на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемых земельных участках и кадастровые паспорта либо кадастровые выписки о земельных участках, согласно Перечня, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от <...> года №<...>
В отношении утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровой карте (плане) ответчиком не представлено документального подтверждения, что в адрес истца был направлено сообщение о принятых ими мерах по его обращению.
Истцом представлена схема расположения спорных земельных участков с каталогом координат межевых знаков и вычислением площади земельных участков, согласно которой: площадь земельного участка по адресу: улица им. <...> составляет - <...> кв.м; площадь земельного участка по адресу: улица им. <...> составляет - <...> кв.м, площадь земельного участка по адресу: улица им. <...>, город <...> составляет - <...> кв.м, что подтверждается копиями представленных документов.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от <...> года, вступившим в законную силу <...> года, постановлено: признать действия Кооператива «<...>» по строительству и эксплуатации овощехранилищ и гаражей для индивидуальных владельцев по отключению электроэнергии в принадлежащих Крутову Михаилу Андреевичу гаражах, расположенных по адресу: <...>, бокс № <...>, - незаконными. Обязать Кооператив «Сокол» по строительству и эксплуатации овощехранилищ и гаражей для индивидуальных владельцев восстановить подачу электроэнергии в принадлежащих Крутову М.А. гаражах, расположенных по адресу: <...>», бокс № <...>, <...>. Взыскать с Кооператива «Сокол» по строительству и эксплуатации овощехранилищ и гаражей для индивидуальных владельцев в пользу истца Крутова М.А. государственную пошлину в размере <...> рублей. Встречные исковые требования Кооператива «Сокол» по строительству и эксплуатации овощехранилищ и гаражей для индивидуальных владельцев удовлетворить. Обязать Крутова <...> не допускать ведения предпринимательской деятельности, нарушающей нецелевое использование земельного участка, разрешенное использование - земли гаражей и автостоянок, категория земель - земли населенных пунктов, площадью <...>.м., кн <...>, Кооператива «Сокол» по строительству и эксплуатации овощехранилищ и гаражей для индивидуальных владельцев, в принадлежащих Крутову М.А. гаражных боксах, расположенных по адресу: <...> боксы № <...>, расположенных на территории Кооператива «<...>» по строительству и эксплуатации овощехранилищ и гаражей для индивидуальных владельцев, до момента возникновения права Крутова М.А. на земли под его гаражными боксами. Взыскать с Крутова М.А. в пользу Кооператива «Сокол» по строительству и эксплуатации овощехранилищ и гаражей для индивидуальных владельцев государственную пошлину в размере <...> рублей.
Исследовав обстоятельства дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования в части по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Согласно ст. 6 ЗК РФ:
1. Объектами земельных отношений являются:
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
На основании п.1 ч.2 ст. 8 ЗК РФ, категория земель указывается в: актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
В соответствии с ч.1 ст.10 ЗК РФ, к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ч.1 ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
На основании ст.11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
По основаниям ст.11.2 ЗК РФ:
1. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
2. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
3. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
4. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Согласно ст.11.3 ЗК РФ:
1. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:
1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;
2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса;
5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
2. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
3. В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.
В силу ч.2 ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществля������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?
статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании ч.3 ст. 35 ЗК РФ, собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
В силу ст. 36 ЗК РФ:
1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
6. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок», установлено:
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
Статьей 33 Устава городского округа - город Волжский Волгоградской области (принят в новой редакции Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 27.05.2005 N 137/1) (ред. от 23.06.2011) п. 5 установлено, что к полномочиям администрации г. Волжского отнесено решение следующих вопросов местного значения:…предоставление земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование; установление сервитутов.
На основании ч.4 ст.28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В силу ст. 2 ФЗ РФ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" предоставление земельных участков за плату, возможно в случае принадлежности гражданам или юридическим лицам находящихся на земельном участке зданий, строений и сооружений, при этом речь идет о возведении указанных зданий и сооружений на законных основаниях, что данные строения не являются самовольными постройками.
На основании ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
На основании ст. 59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В судебном заседании достоверно установлено, что истец является собственником гаражных боксов № <...>, №<...>, №<...>, находящихся на территории кооператива «<...>» по строительству и эксплуатации овощехранилищ и гаражей для индивидуальных владельцев расположенного по адресу: <...>. Данные строения не являются самовольными постройками и истец является их собственником на законных основаниях, что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании. Кооператив «<...>» владеет земельным участком, находящимся в муниципальной собственности городского округа - город Волжский Волгоградской области, общей площадью <...> кв. метров, кадастровый номер: <...> на основании договора аренды земельного участка №<...> от <...> года. <...> года истец обратился с заявлением на имя главы администрации и просил предоставить в собственность за плату следующие земельные участки, расположенные по адресу <...>- под гаражными боксами № <...>; ул.им. <...> -под гаражными боксами № <...> - под гаражными боксами № <...>; и в связи с тем, что не осуществлён государственный кадастровый учет испрашиваемых земельных участков, он просил утвердить и выдать схему расположения земельных участков на кадастровой карте (плане) для проведения кадастровых работ и осуществления кадастрового учета. <...> года в ответ на заявление он получил письмо № <...> от руководителя Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, в котором указывалось на необходимость согласовать со смежными землепользователями границы земельных участков, сформированных под гаражные боксы, в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 № 221-ФЗ. <...> года направил в Администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области повторное обращение с просьбой утвердить схему расположения земельных участков и передать ему в собственность указанные земельные участки. Постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области № <...> от <...> года истцу было отказано в передаче в собственность за плату земельных участков.
Истцом не были в соответствии с действующим законодательством представлены выписки из ЕГРП о правах на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемых земельных участках, что им не оспаривалось в настоящем судебном заседании.
Доводы истца и его представителя о том, что он представил свидетельства о государственной регистрации права собственности, что дублирует по своей информации выписки из ЕГРП о правах на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемых земельных участках, суд не может признать обоснованными, поскольку законодатель закрепил указание на представление выписок из ЕГРП, а не иных документах о правах на объекты. Выписки из ЕГРП – документ, полно отражающий на момент обращения правовой режим и содержащий сведения о правах и обременениях, в связи с чем является документом, который должен был представлен истцом в обязательном порядке, в связи с чем суд не находит оснований для признания оспариваемого постановления администрации незаконным в этой части.
Доводы ответчика о том, что приобретение неделимого земельного участка, каким и является весь участок, предоставленный Кооперативу по строительству и эксплуатации овощехранилищ и гаражей для индивидуальных владельцев «<...>», в общую долевую собственность в порядке ст. 36 ЗК РФ, возможно на основании совместного обращения собственников гаражных боксов, и оспаривание данного довода истцом, суд не может расценивать как основание к вынесению обжалуемого постановления, поскольку в постановлении не содержится указаний на данное обстоятельство, а самостоятельных требований истцом об оспаривании в этой части действий ответчика не заявлялось.
Вместе с тем, границы земельного участка, как видно из представленных документов действительно сформированы под гаражные боксы, и в случае оформления земельных участков в собственность у истца возникает необходимость согласовать со смежными землепользователями границы земельных участков, что усматривается из схемы расположения земельного участка.
Приказом Минэкономразвития РФ от 13 сентября 2011 года N 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок», возложена на заявителя обязанность по предоставлению кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
Кроме того, пунктом 3 приказа Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475 установлено, что пункт 2 этого же приказа вступает в силу 1 июля 2012 года в отношении документов, необходимых для приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. В пункте 2 приказа установлено, что документы, указанные в том числе и в пункта 6 нового Перечня (то есть кадастровый паспорт земельного участка), не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением.
В судебном заседании установлено, что земельные участки, расположенные по адресу <...> <...> под гаражными боксами №№ <...>; <...> -под гаражными боксами №№ <...>; ул.им. <...> - под гаражными боксами №№ <...> не сформированы, границы испрашиваемого земельного участка не согласованы, земельные участки не поставлены на кадастровый учет, им не присвоен кадастровый номер, межевой план не составлен и не установлены границы участка.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка, орган местного самоуправления в соответствии с заявлением гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Суд не может согласиться с указанием ответчика на непредставление истцом кадастровых паспортов, либо кадастровых выписок о земельных участках, согласно Перечня, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 13 сентября 2011 года №475, поскольку такое основание к отказу в передаче в собственность земельных участков, пунктом 4 ст.28 Земельного кодекса РФ не предусмотрено, следовательно, отказ является необоснованным. Также, с учетом того обстоятельства, что истец лишен возможности в предоставлении кадастровых паспортов, поскольку Крутов М.А. неоднократно, о чем свидетельствуют его заявления, обращался в Администрацию городского округа – город Волжский по вопросу утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровой карте (плане), что входит в компетенцию ответчика, однако до настоящего времени ответчиком этот вопрос не решен, что препятствует истцу в проведении работ по установлению границ земельного участка (межеванию), постановке участков на кадастровый учет и приобретению прав на земельные участки. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области утвердить и выдать Крутову М.А. схему расположения земельных участков под принадлежащими ему гаражными боксами, расположенными по адресу <...> под гаражными боксами №№ <...>; ул.им. <...> -под гаражными боксами №№ <...> - под гаражными боксами №№ <...>, а также признать незаконным постановление Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области №<...> от <...> года в части отказа Крутову М.А. в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...> <...>, город <...>; площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: улица <...>; площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...>, в связи с непредставлением им кадастровых паспортов земельных участков либо кадастровые выписок о земельных участках.
В связи с тем, что для предоставления истцу в собственность за плату спорных земельных участков необходимо соблюдение требований законодательства, а оспариваемое постановление признано незаконным части, издание обжалуемого акта органа местного самоуправления не ограничивает право Крутова М.А. на повторное обращение в Администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области с заявлением о приобретении прав на земельные участки, в порядке ст. 36 ЗК РФ при соблюдении требований установленных законодательством, в связи с чем, требование Крутова М.А. к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о понуждении передать в собственность за плату земельные участки - удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Крутова М.А. к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области об оспаривании отказа в передаче в собственность за плату земельных участков – удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области №<...> от <...> года в части отказа Крутову М.А. в предоставлении в собственность за плату земельных участков: расположенного по адресу: улица им. <...>; площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: улица им. <...>; площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: улица <...>, в связи с непредставлением им кадастровых паспортов земельных участков либо кадастровые выписок о земельных участках.
Обязать Администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области утвердить и выдать Крутову М.А. схему расположения земельных участков под принадлежащими ему гаражными боксами, расположенными по адресу <...>- под гаражными боксами №№ <...>; ул.им. <...> -под гаражными боксами №№ <...>; ул.им. Ф<...> - под гаражными боксами №№ <...>.
В остальной части требований Крутова М.А. к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области об оспаривании отказа в передаче в собственность за плату земельных участков – ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца.
Судья: подпись.
Справка: мотивированное решение суда составлено 19 марта 2012 года.
Судья: подпись.