Дело № 2а-812/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 октября 2015 года г.Инза, суд
Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю.,
с участием адвоката Дуниной И.Ю., представившей удостоверение №7311003 и ордер №335 от 20.10.2015 года,
при секретаре Бутуевой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузина А.П. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о восстановлении нарушенного права,
установил:
Кузин А.И. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о восстановлении нарушенного права.
В обоснование иска указал, что он проходил службу в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Ульяновской области с ***.1995 года по ***.2013 года. Уволен в отставку с должности **. Выслуга лет в календарном исчислении составляет ** года ** месяца ** дней.
С ***.2005 года состоит в браке с К.О.А.., 1974 года рождения. От брака имеют сына К.П.А.., ***.2006 года рождения. С ним проживает сын от первого брака К.И.А.., ***.1996 года рождения.
Его семья в указанном выше составе проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу г. *** ул. ***, ***, общая площадь которого составляет ** кв.м. На каждого члена семьи приходится по ** кв.м., что менее учетной нормы, установленной п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (менее 15 кв.м.). Иных жилых помещений для постоянного проживания, либо в собственности у него и членов его семьи не имеется.
С 1997 года он состоит на учете, как нуждающийся в улучшении жилищных условий на основании протокола жилищно-бытовой комиссии СИЗО-3 УФСИН России по Ульяновской области.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4 ФЗ-283 от 30.12.2012 года «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п. 2 ч. 3 указанной статьи единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Таким образом, он имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Ранее такая выплата ему и членам его семьи не предоставлялась. На основании приказа ФСИН России от 29.08.2013 года №496 "Об утверждении порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения», а также приказа УФСИН России по Ульяновской области от 25.10.2013 года №690 в УФСИН России по Ульяновской области была создана территориальная подкомиссия по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
***2013 года им в указанную подкомиссию было подано заявление (рапорт) и пакет необходимых документов, для решения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Его заявление с приложенными к нему документами, которые были оформлены в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 30.12.2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам УИС», а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ №369 от 24.04.2013 года «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» было рассмотрено на заседании территориальной подкомиссии УФСИН России по Ульяновской области 03.03.2014 года. По результатам рассмотрения подкомиссией сделан вывод о соответствии предоставленных им документов перечню, определенному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам УИС», утвержденными Постановлением Правительства РФ №369 от 24.04.2013 года, надлежащем оформлении документов; и принято единогласно решение о направлении пакета документов в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке его и членов его семьи на учет в целях получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
***2015 года УФСИН России по Ульяновской области ему была направлена выписка из протокола №*** от ***.2015 года заседания Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и УИС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в соответствии с которой ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, а именно не представлена выписка из финансово-лицевого счета в отношении помещения, расположенного по адресу г. *** ул. *** д. *** принадлежавшего на праве собственности Ф.А.А. В указанном жилом помещении в период с 1991 года по 2009 год проживала его супруга К.О.А.
С указанным решением он не согласен по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом ФЗ-283 от 30.12.2012 года «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» истец имеет право по получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как проработавший в УИС более 10 лет и обеспеченный с членами семьи жилой площадью менее учетной нормы.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определены постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года №369 в «Правилах предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации».
В соответствии с указанными Правилами (п. 5-7) в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, а также ряд необходимых документов, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
На основании заявления и приложенных документов комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Приказом ФСИН России от 29.08.2013 года №496 утвержден «Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с п. 7-11 данного Порядка в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС… единовременной социальной выплаты (далее ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия ФСИН России), которая принимает решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, либо об отказе в указанной постановке на учет и снятии с него; комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам территориальных органов ФСИН России… единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее -Территориальные подкомиссии), которые в том числе принимают документы для получения единовременной выплаты и проводят проверку представленных документов на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах территориальные подкомиссии возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
При подаче заявления на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения им действительно не была представлена выписка из финансово-лицевого счета на супругу К.О.А. по адресу г. *** Ульяновской области ул. *** ***. В качестве документа, подтверждающего факт проживания жены в данном жилом помещении, была представлена выписка из домовой книги. Указанное жилое помещение принадлежало ранее отцу жены – Ф.А.А. Согласно справке по форме №8 с 1991 года по 2009 года в указанном жилом помещении было зарегистрировано 3 человека. К.Ф.О.А.. никогда не являлась собственником данного жилого помещения.
В настоящее время им получена выписка из лицевого счета по адресу г. *** ул. *** *** в том виде и с той информацией, которая соответствует настоящему времени. Указанная выписка содержит данные о том, что в жилом помещении зарегистрирован один человек, поскольку отец супруги умер, а жена с 2009 года зарегистрирована в принадлежащем ему доме. Указанная выписка содержит также сведения о начислениях за коммунальные услуги за период с января 2009 года по ноябрь 2013 года.
Согласно справке ООО «РИЦ-Область» от ***.2015 года сведения о финансово-лицевом счете по адресу г. *** ул. ***, *** до ***.2009 года отсутствуют, так как сданы в архив и доступа к ним не имеется. Данные о владельце лицевого счета, типе жилья, площади и количестве проживающих с ***2009 года даны в режиме он-лайн на ***.2015 года и корректировке не подлежат.
Таким образом, им формально не были выполнены требования п.п. 3 п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Учитывая данное обстоятельство, в соответствии с п. 10.2 Порядка подкомиссия УФСИН России по Ульяновской области обязана была в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта провести проверку представленных истцом документов на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, а при выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвратить ему с указанием в письменном виде причин возврата.
В нарушение действующих Правил и Порядка территориальная подкомиссия УФСИН Ульяновской области ненадлежащим образом проверила представленные документы и не возвратила их для устранения недостатков, а направила в Комиссию ФСИН России, которая отказала истцу в постановке на учет лишь по данному основанию.
Тем самым считает, что подкомиссия ГУФСИН России по Ульяновской области нарушила порядок рассмотрения его заявления. Однако данное нарушение подкомиссии УФСИН не затрагивает его право и право членов его семьи на получение единовременной социальной выплаты, так как нормы действующего законодательства не содержат запрет на повторную подачу заявления либо рапорта на постановку на учет для получения выплаты.
Принятый при рассмотрении документов истца отказ Комиссии ФСИН России противоречит действующему законодательству, так как п. 5 вышеуказанных Правил, предусматривающий обязанность заявителей подать определенные документы, не является основанием для отказа в постановке на учет для получения ЕСВ.
По смыслу п. 7 Правил отказ в принятии на учет допускается в случае отсутствия условий, предусмотренных ч. 3 ст. 4 ФЗ РФ от 30.12.2012 года N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а именно заявитель: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Нормы действующих Правил и Порядка предоставления единовременной социальной выплаты не предусматривают право Комиссии ФСИН России на отказ в постановке сотрудника на учет для получения выплаты в случае непредставления каких-либо из документов.
Учитывая изложенное, считает, что решение Комиссии ФСИН России №*** от *** 2015 года в части отказа в постановке Кузина А.П. на учет для получения социальной выплаты подлежит признанию незаконным и отмене.
Кроме того, в целях устранения нарушения его прав на подкомиссию УФСИН России по Ульяновской области и Комиссию ФСИН России должна быть возложена обязанность повторно рассмотреть представленные им документы для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Выписку из протокола Комиссии ФСИН России он получил лишь ***.2015 года, вследствие чего им не пропущены процессуальные сроки для обжалования действий ответчиков.
Просил суд, признать незаконным решение Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России №*** от *** 2015 года об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать территориальную подкомиссию Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области и Комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России повторно рассмотреть представленные ***.2013 года им заявление и документы для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с дополнительно представленными выпиской из лицевого счета по адресу г. *** Ульяновская область ул. ***,*** за период с января 2009 года по ноябрь 2013 года, справкой ООО «Риц-область» от ***.2015 года.
В судебном заседании административный истец Кузин А.П. и представитель административного истца- адвокат Дунина И.Ю. требования уточнили и дополнили, что к возникшим правоотношениям подлежит применению Приказ ФСИН России от 29.08.2013 года №496"Об утверждении порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения», поскольку заявление им подано в 2013 году, то есть до вступления в силу Приказа ФСИН России №550 от 16.10.2014 года.
Более того, в соответствии с п.4 Приказа ФСИН России №550 от 16.10.2014 года, заявления (рапорты) о предоставлении единовременной выплаты, поданные сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членами их семей и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, до вступления в силу настоящего приказа, рассматриваются комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Ответчиками не оспаривается то обстоятельство, что он имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Распределяя обязанности между Комиссией ФСИН России и Территориальными подкомиссиями, ФСИН России возложила обязанность по принятию документов от сотрудников территориальных органов именно на Территориальные подкомиссии.
Подкомиссией УФСИН России по Ульяновской области проведена проверка предоставленных им документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах и она установила, что все документы представлены им в полном объеме. Факт соблюдения предусмотренных Правилами порядка и условий принятия на учет для получения единовременной выплаты подтверждается принятием ***.2014 года подкомиссией решения ходатайствовать перед комиссией ФСИН России о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Ввиду отсутствия недостатков документы ему в установленный в Правилах 15-дневный срок возвращены не были.
Ненадлежащее исполнение Территориальной подкомиссией своих обязанностей по порядку приема документов, не может повлечь ограничения его права на получение единовременной социальной выплаты, учитывая, что он выполнил обязанности по предоставлению документов; Территориальной подкомиссией на недостатки в документах ему в установленный срок (15 дней) указано не было, а Комиссия ФСИН России в нарушение предусмотренного законом 3-хмесячного срока рассмотрела его документы и вынесла по ним решение по истечению более года со дня их поступления на рассмотрение (***.2015 года).
Принятый при рассмотрении документов отказ Комиссии ФСИН России противоречит действующему законодательству, так как п. 5 вышеуказанных Правил, предусматривающий обязанность заявителей подать определенные документы, не является основанием для отказа в постановке на учет для получения ЕСВ.
По смыслу п. 7 Правил отказ в принятии на учет допускается в случае отсутствия условий, предусмотренных ч. 3 ст. 4 ФЗ РФ от 30.12.2012 года N 283-ФЭ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а именно заявитель: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Нормы действующих Правил и Порядка предоставления единовременной социальной выплаты не предусматривают право Комиссии ФСИН России на отказ в постановке сотрудника на учет для получения выплаты в случае непредставления каких-либо из документов.
Считает, что решение Комиссии ФСИН России №*** от *** 2015 года в части отказа в постановке его. на учет для получения социальной выплаты подлежит признанию незаконным и отмене.
Просил суд, признать незаконным решение Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России №*** от *** 2015 года об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
Возложить на комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России обязанность поставить его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления с ***.2013 года.
Указал, что каких-либо требований к территориальной подкомиссии У ФСИН России по Ульяновской области не имеет.
Представители административного ответчика– УФСИН России по Ульяновской области и УФСИН России Гасанов М.С., Мошков А.Ю. в судебных заседаниях пояснили, что Кузин А.П. проходил службу в уголовно-исполнительной системе с декабря 1993 г. по 14.05.2013 г. в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Ульяновской области.
***.1997 г. заявитель решением ЖБК ФКУ СИЗО-З был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На рассмотрение территориальной подкомиссии УФСИН России по Ульяновской области (далее - территориальная подкомиссия) ***.2013 г. поступило заявление Кузина на получение ЕСВ с приложенными к нему документами.
Решением территориальной подкомиссии от 03.03.2014 пакет документов, представленный истцом, был направлен в комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке его и членов его семьи на учет в целях получения ЕСВ (исх. № *** от ***.2014).
Решением комиссии ФСИН России от 11.03.2015 г. Кузину А.П. было отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 (далее - Правила).
При этом согласно подп. «з» п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения ЕСВ сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления ЕСВ заявление, к которому прилагаются, в том числе выписки из домовых книг, копии Финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Комиссией ФСИН России было установлено, что Кузиным не была приложена к заявлению копия лицевого счета в отношении жилого помещения по адресу: Ульяновская область, г. ***, ул. ***, д. ***, где супруга заявителя была зарегистрирована по месту жительства с ***.1991 г. по ***.2009 г. Истцом также не был представлен документ, заменяющий копию лицевого счета, либо документы, подтверждающие невозможность получения указанных документов.
Согласно п. 10.2 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 29.08.2013 № 496 (утратил силу с 14.12.2014 г.) (далее - Приказ № 496), территориальные подкомиссии проводят проверку представленных документов для получения ЕСВ на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления, В соответствии п. 11 Приказа № 496 территориальные подкомиссии в течение 3 рабочих дней со дня принятия ими решения направляют пакет документов заявителя в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для ЕСВ, отказе в указанной постановке на учет.
В соответствии с п. 19 Приказа № 496 документы для получения ЕСВ должны быть рассмотрены комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.
Решения по заявлению Кузина о постановке на учет для получения ЕСВ были приняты территориальной комиссией и комиссией ФСИН России с несоблюдением вышеуказанных сроков по причине большого количества аналогичных заявлений, поступивших в территориальную подкомиссию УФСИН и комиссию ФСИН России от сотрудников УИС и граждан, уволенных со службы и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2015.
Вина территориальной комиссии УФСИН и комиссии ФСИН России в несвоевременном рассмотрении заявления Кузина отсутствует.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 N 2ВЗ-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещения? сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата. Как уже было отмечено ранее, заявитель относится к данной категории граждан.
Следовательно, несвоевременность рассмотрения первоначального заявления Кузина не лишило его права на повторное обращение в комиссию УФСИН (истец не был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий) с новым заявлением, к которому необходимо приложить перечень документов согласно требованиям Правил.
Согласно п. 8.1.2 Приказа № 496 (утратил силу 13.12.2014 г. в связи с изданием Приказа ФСИН России от 16.10.2014 N 550) комиссия ФСИН России принимает решение о постановке сотрудников УИС и граждан, уволенных из УИС, на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него.
Согласно п. 7.1.2 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550 (далее - Порядок № 550), комиссия территориального органа ФСИН России принимает решение о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него.
В соответствии с п. 4 Приказа ФСИН России от 16.10.2014 N 550 заявления (рапорты) о предоставлении единовременной выплаты, поданные сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членами их семей и гражданами РФ, уволенными со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, до вступления в силу данного приказа, рассматриваются комиссией ФСИН России.
Таким образом, в случае повторного обращения Кузина о постановке на учет для получения ЕСВ, данное заявление должно быть подано в комиссию УФСИН. Комиссия ФСИН России полномочна рассматривать только заявления, поданные до ***.2014 г.
При этом повторное рассмотрение заявления, уже рассмотренного полномочным органом, вышеприведенным законодательством РФ не предусмотрено.
С учетом изложенного ФСИН России по заявленному требованию считает себя ненадлежащим ответчиком.
Просили суд отказать Кузину А.П. в удовлетворении его заявления в полном объеме.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п.п. 4,5 ст. 4 закона).
Во исполнение указанных требований закона Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ (далее – Правила), а также рекомендовано, в частности, Федеральной службе исполнения наказаний утвердить в 3-месячный срок, порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с п. 5 вышеуказанных Правил (в редакции, действующей на момент подачи Кузиным А.П. заявления о предоставлении единовременной социальной выплаты) в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496 (действующим в период возникновения спорных правоотношений) был утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РРФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" (далее – Порядок).
Согласно п. 7 Порядка в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются следующие комиссии:
комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия ФСИН России);
комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждений УИС, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее -Территориальные подкомиссии).
Согласно п.п. 8, 10, 19 Порядка Комиссия ФСИН России осуществляет принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него. Документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены Комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.
Территориальные подкомиссии и Подкомиссии осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В целях выполнения возложенных на них функций проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Как следует из материалов дела, ***.2013 Кузин А.П. обратился в УФСИН России по Ульяновской области с заявлением (рапортом) для решения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
***.2014 года подкомиссией УФСИН России по Ульяновской области принято решение направить документы Кузина А.П. в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
***.2015 Комиссией ФСИН России отказано Кузину А.П. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369, а именно: отсутствие выписки из финансового лицевого счета по адресу: г. ***, ул. ***, д.***.
Подкомиссией УФСИН России по Ульяновской области проведена проверка предоставленных Кузиным А.П. документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах и она установила, что все документы представлены Кузиным А.П. в полном объеме. Факт соблюдения истцом предусмотренных Правилами порядка и условий принятия на учет для получения единовременной выплаты подтверждается фактом принятия ***.2014 года подкомиссией решения ходатайствовать перед комиссией ФСИН России о принятии на учет Кузина А.П. для получения единовременной социальной выплаты. Ввиду отсутствия недостатков документы истцу в установленный в Правилах 15-дневный срок возвращены не были.
Ненадлежащее исполнение Территориальной подкомиссией своих обязанностей по порядку приема документов, не может повлечь ограничения прав истца на получение единовременной социальной выплаты, учитывая, что он выполнил обязанности по предоставлению документов, Территориальной подкомиссией на недостатки в документах ему в установленный срок указано не было, а Комиссия ФСИН России в нарушение предусмотренного законом 3-х месячного срока рассмотрела документы Кузина А.П. и вынесла по ним решение по истечение года со дня их поступления на рассмотрение.
На момент обращения Кузина А.П. с заявлением о постановке на учет выслуга его лет составила ** года ** месяца ** дней, ранее единовременная выплата Кузину А.П. не предоставлялась.
Кузину А.П. принадлежит на праве собственности жилой доме, расположенный по адресу г. *** ул. ***, ***, общая площадь которого составляет ** кв.м. На каждого члена семьи приходится по ** кв.м., что менее учетной нормы, установленной п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (менее 15 кв.м.). Иных жилых помещений для постоянного проживания, либо в собственности у него и членов его семьи не имеется.
Ссылка в отказе Комиссии ФСИН России на непредоставление информации из финансово-лицевого счета несостоятельна.
Законные основания для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отсутствуют, поскольку представленные документы полностью подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты.
Руководствуясь ст.ст.175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
Административное исковое заявление Кузина А.П. о восстановлении нарушенного права удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии ФСИН России №*** от *** 2015 года об отказе Кузину А.П. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Возложить на Федеральную службу исполнения наказаний обязанность поставить Кузина А.П. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления с *** 2013 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: