РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 апреля 2013 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1791/13 по заявлению Тимофеев А.А. о признании незаконными решения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Тимофеев А.А. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что им подано заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м., под садоводство, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле». дата Министерство имущественных отношений Самарской области направило в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара обращение об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, которое было получено департаментом дата. дата Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара направил в Министерство имущественных отношений Самарской области заключение о невозможности утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в связи с проведением работ по формированию данного участка для его последующего предоставления на бесплатной основе гражданам, имеющих трех и более детей. дата Министерство имущественных отношений Самарской области направило в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с приложением заключения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара, а также пакета документов. В своем заключении о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастром плане департамент выходит за рамки установленных законом норм и положение в отношении граждан, имеющих трех и более детей ставит приоритетнее перед другими субъектами земельных правоотношений, также желающих приобрести участки на бесплатной основе в собственность. В соответствии с Законом Самарской области «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории» предусмотрен перечень оснований для отказа в утверждении схемы, который такое основание как проведение в отношении этого участка работ по его формированию для последующего предоставления на бесплатной основе гражданам, имеющих трех и более детей, не содержит. Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара в заключении не предоставляет никаких утвержденных актов, решений, распорядительных или иных документов, графического материала к ним, подтверждающих обстоятельства проведения в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка работ по его формированию для последующего предоставления гражданам, имеющих трех и более детей. Просит суд признать незаконным заключение Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от дата о невозможности утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м., обязать Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара в месячный срок утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по указанному адресу, признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области по заявлению о предоставлении на бесплатной основе указанного земельного участка в собственность, обязать Министерство имущественных отношений Самарской области возобновить работу по данному заявлению, обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок после предоставления кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м., принять решение о его предоставлении в собственность на бесплатной основе.
В судебном заседании представитель заявителя Малеванный Д.А., действующий на основании доверенности от дата, заявленные требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные существу заявления.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара Пряничникова Т.В., действующая на основании доверенности от дата, возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что распорядительным актом департамента от дата утвержден реестр земельных участков для формирования гражданам, имеющим трех и более детей, земельного участка, потенциально пригодного для последующего предоставления на бесплатной основе таким гражданам, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка, испрашиваемого Тимофеевым А.А., поступило из Министерства имущественных отношений Самарской области дата, вследствие чего, полагает, что заключение департамента от дата принято в соответствии с действующим законодательством, также пояснила, что в Министерство имущественных отношений Самарской области с обращением о принятии приказа не обращались, так как схема расположения земельного участька, указанного в реестре, не утверждена.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил суду отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку министерство действовало в соответствии с требованиями действующего законодательства, отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании п. 2.6, поскольку Департаментом строительства и архитектуры направлено заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что требования Тимофеева А.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что дата руководителем Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара утвержден реестр земельных участков для формирования гражданам, имеющим троих и более детей в соответствии со ст. 28 ЗК РФ, п. 2.4 ст. 9 Закона Самарской области «О земле», в перечень которых включен и участок площадью *** кв.м., расположенный по адресу: адрес.
Согласно имеющимся сведениям из архива правоудостоверяющих документов по состоянию на 1992-1998 года информация о предоставлении Тимофееву А.А. каких-либо земельных участков на территории г.Самара отсутствует, о чем дата Управление Росреестра по Самарской области выдало соответствующее уведомление.
Согласно уведомления Управления Росреестра по Самарской области от дата №... в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Тимофеева А.А. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, расположенные на территории г.Самара и Волжского района.
Согласно имеющимся сведениям из архива правоудостоверяющих документов по состоянию на 1992-1998 года информация о предоставлении кому-либо земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу:. Самара, адрес, площадью *** кв.м., отсутствует, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от дата.
Информация о правах на земельный участок, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м., в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует, о чем Управлением Росреестра по адрес дата выдано соответствующее уведомление №....
В соответствии с предоставленными Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области дата сведениями земельный участок Тимофеева А.А., расположенный по адресу: адрес, площадью *** кв.м., находится вне водоохраной зоны, вне береговой полосы водных объектов.
дата Тимофеев А.А. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности, предполагаемое местоположение земельного участка:. адрес, предполагаемая площадь *** кв.м., под садоводство.
дата Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области направило в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области сведения о том, что земельный участок, испрашиваемый Тимофеевым А.А., площадью *** кв.м., в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов не относится.
дата Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара в ответ на обращение Министерства имущественных отношений Самарской области от дата направил в адрес министерства заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м., под садоводство в связи с тем, что в отношении испрашиваемого земельного участка ведутся работы по формированию земельного участка для последующего предоставления на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей.
дата Министерство имущественных отношений Самарской области направило в адрес Тимофеева А.А. уведомление об отказе в предоставлении испрашиваемого им земельного участка в собственность бесплатно на основании поступившего в министерства заключения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от дата о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
В силу ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
В соответствии со ст.2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством: 1) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в расчете на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства; 2) для ведения личного подсобного хозяйства - в расчете на каждого члена семьи в случае, если личное подсобное хозяйство будет вестись членами одной семьи; 3) для садоводства; 4) для огородничества; 5) для животноводства; 6) для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с п. 2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. Согласно п.2.6 названного Порядка в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления г.о.Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в п.2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Как указано выше, Министерство имущественных отношений Самарской области при отказе заявителю в предоставлении земельного участка ссылается на то, что Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара предоставил заключение от дата о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, из которого следует, что в отношении испрашиваемого земельного участка ведутся работы по формированию земельных участков для последующего предоставления на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии со ст. 28 ЗК РФ, п. 2.4 Закона Самарской области «О земле».
Как следует из положений, закрепленных в ст. 28 ЗК РФ, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.4 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно однократно при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», частями 2, 2.1 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Суд приходит к мнению, что в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих законность и обоснованность составления Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка от дата, не представлено сведений об индивидуализации вышеуказанного участка, наличии прав на данный участок третьих лиц, наличия решения (постановления либо иного распорядительного акта) о предоставлении земельных участков, в т.ч. испрашиваемого заявителем, гражданам, имеющим трех и более детей.
Представленный в материалы дела Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара реестр земельных участков для формирования гражданам, имеющим троих и более детей, утвержденный руководителем Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара дата, не может быть рассмотрен судом как исчерпывающее подтверждение доводов представителя департамента в обоснование своих возражений, поскольку в данном реестре отсутствуют индивидуализирующие признаки земельного участка, например, такие как: кадастровый квартал, в котором расположен участок, номер участка, отсутствует схема расположения земельного участка с указанием координат и поворотных точек.
Согласно п.3.2 вышеназванного Порядка при поступлении нескольких заявлений о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 9 Закона Самарской области "О земле", с указанием одного и того же местоположения испрашиваемого земельного участка, определенного в заявлениях о предоставлении земельного участка и в прилагаемых к ним документах, при отсутствии оснований для отказа в приеме документов или отказа в предоставлении земельного участка процедуры предоставления земельного участка проводятся по заявлению о предоставлении земельного участка, поступившему в министерство первым. По итогам рассмотрения последующих заявлений о предоставлении земельных участков с приложенными к ним документами министерством в течение 14 рабочих дней принимается решение о возврате указанных документов заявителям, содержащее информацию об основаниях принятия такого решения. В случае завершения процедур предоставления земельного участка по заявлению о предоставлении земельного участка, поступившему в министерство первым, граждане, обратившиеся с последующими заявлениями о предоставлении земельного участка, вправе вновь обратиться в министерство в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
Однако, Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о выдаче приказа о предоставлении земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, для семей, имеющих трех и более детей, не обращался, что подтверждается материалами дела и пояснениями представителя департамента в судебном заседании.
Таким образом, суд полагает, что в соответствии с вышеназванными нормами закона и с учетом обстоятельств дела, заключение Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от дата о невозможности утверждения схемы испрашиваемого земельного участка является незаконным и, как следствие является незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность испрашиваемого Тимофеевым А.А. земельного участка. При этом, нарушается право заявителя на приобретение земельного участка в собственность.
В силу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд полагает, что требование Тимофеева А.А. об обязании Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара в месячный срок утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка, заявлено преждевременно, поскольку Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара с учетом всех обстоятельств должен принять решение, касающееся утверждения схемы расположения земельного участка, в том числе проверить наличие ограничений, предусмотренных действующим законодательством.
Суд полагает, что требование об обязании Министерства имущественных отношений принять решение о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно заявлены преждевременно, поскольку, как указано выше, Министерство имущественных отношений Самарской области выполняет мероприятия, установленные вышеназванным Порядком в целях выявления препятствий в предоставлении земельного участка, только после установления отсутствия таких препятствий Министерством имущественных отношений Самарской области принимается соответствующее решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Тимофеев А.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара №... от дата о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу адрес, участок №..., на кадастровом плане (карте) соответствующей территории по заявлению Тимофеев А.А..
Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области №... об отказе Тимофеев А.А. в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу адрес, участок №...
Обязать Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара рассмотреть обращение об утверждении схемы расположения испрашиваемого Тимофеев А.А. земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу адрес, участок №..., на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять и возобновить рассмотрение заявления Тимофеев А.А. от дата о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу адрес, участок №....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 01.04.2013г.
Судья Доценко И.Н.