Решение по делу № 2-328/2019 от 20.11.2018

Дело № 2-328/19                                                                          09 апреля 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Тонконог Е.Б.,

при секретаре                        Луговской Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Богданова Н.В. и Богданова В.Н. к Комитету имущественных отношений СПб и администрации Петродворцового района СПб о признании права собственности на земельные участки,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с иском к ответчикам о признании права собственности на земельные участки № 157 (за Богдановым Н.В.) и № 159 (за Богдановым В.Н.), расположенные по адресу: <адрес>

В обоснование иска указывают, что решением Петродворцового районного суда от 2005 года по делу за ними было признано право постоянного (бессрочного) пользования указанными земельными участками. Участки находятся на территории СНТ "Макаровец", членами которого они являются. На обращения к ответчикам о регистрации права собственности истцы получили отказы. Также истцы не могут зарегистрировать ранее признанное за ними право в связи с отсутствием сведений в государственном кадастре недвижимости и невозможностью провести межевание указанных земельных участков. Истцы полагают, что земельные участки № 157 и № 159 отвечают всем требованиям, установленным пунктом 2.7 федерального закона № 137-фз от 25.10.2017. Участки подлежат передаче истца в собственность в порядке бесплатной приватизации.

В судебном заседании представитель истцов Вагина Т.С. поддержала исковые требования, подтвердив изложенные в иске обстоятельства.

Представитель ответчика КИО СПб не явился, извещен надлежащим образом, направил отзыв, в котором просил в иске отказать.

Представитель администрации Трофимова А.В. иск не признала.

Представитель третьего лица СНТ "Макаровец" не явился, извещен.

Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела и оценив собранные по делу доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Решением Петродворцового районного суда от 25.01.2005 по делу за истцами было признано право постоянного (бессрочного) пользования вышеуказанными земельными участками. Решением суда установлено, что земельный участок был предоставлен Петродворцовым РИК ЛВИМУ им.Макарова во временное пользование под коллективные огороды, а решением Петродворцового райсовета от 31.08.1990 данные земли предоставлены ЛВИМУ в постоянное пользование. Земельные участки были выделены истцам в установленном порядке.

    По обращения истцов КИО были даны ответы, согласно которым основания для передачи в собственность земельных участков в соответствии с действующим законодательством отсутствуют.

Суд полагает, что истцами не представлены доказательства, подтверждающие наличие у них права на оформление земельного участка в собственность.

        Как указывает ответчик в своем отзыве, и не оспаривают истцы, спорные земельные участки не сформированы в качестве самостоятельных объектов, не прошли кадастровый учет, не обладают уникальными характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, не могут быть объектами гражданских прав.

Согласно пункту 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Объектом вещного права может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу статьи 130 ГК РФ, в отношении которого должен быть осуществлен государственный кадастровый учет в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета в соответствии с процедурой, установленной законодательством РФ.

Таким образом, спорные земельные участки не являются предметом гражданского оборота, границы земельных участков на местности не установлены, не проведен их государственный кадастровый учет, определить их точное местоположение не представляется возможным.

    Статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-фз "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрен порядок приобретения гражданами права собственности на садовые, дачные, огородные земельные участки, различающийся в зависимости от того, кто является обладателем ограниченного вещного права: гражданин либо некоммерческое объединение, членом которого является гражданин. Пунктами 3, 4 статьи 3 ФЗ № 137 предусмотрено, что оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.

Согласно пункту 9.1 статьи 3 ФЗ № 137-фз, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Как указано в пункте 2.7 статьи 3 Федерального закона № 137-фз, до 31.12. 2020 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Из взаимосвязи Федерального закона № 218-фз с положениями пункта 9.1. статьи 3 Федерального закона № 137-фз следует, что в порядке ст. 49 Федерального закона № 218-фз право собственности подлежит регистрации только при одновременном соблюдении следующих условий: земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ; земельный участок был предоставлен именно гражданину. Таким образом, для определения того, имеют ли истцы право на приватизацию земельных участков, существенным обстоятельством является дата предоставления гражданам земельного участка на праве постоянного (бессрочного пользования).

Решением Петродворцового суда СПб, которым за истцами признано право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, дата возникновения такого права не определена. Следовательно, датой его возникновения следует считать вступление в законную силу решения суда о признании такого права. Суд полагает, что у истцов не возникло право частной собственности в силу прямого указания Федерального закона № 137-фз, поскольку решение суда вступило в силу после введения в действие данного закона.

В соответствии с положениями статьи 214 ГК РФ, статьи 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В соответствии со статьей 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Суд полагает, что положения пункта 2.7 ст.3 Федерального закона № 137-фз не подлежат применению к спорным отношениям, поскольку отсутствует совокупность условий предусмотренных данным пунктом.

Согласно пункта 4 статьи 14 Федерального закона № 66-ФЗ после утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона № 66-ФЗ (в редакции до 01.03.2015), устанавливающей общие требования к организации и застройке территории садоводческого некоммерческого объединения, некоммерческое объединение как юридическое лицо, вправе приступать к обустройству выделенного ему земельного участка после выдачи документов, удостоверяющих право такого объединения на земельный участок (после составления проекта организации и застройки такого объединения).

Разработка проектов организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленным земельным и градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки, системой государственных строительных нормативов и правил. Проект организации и застройки территории некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления с обязательным приложением материалов топографической съемки, архитектурно- планировочного задания, а также технических условий инженерного обеспечения территории такого объединения; проект подлежит утверждению органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок.

После утверждения проекта организации и застройки территории земельный участок подлежит разделу в соответствии с пунктом 4 статьи 11.4 ЗК РФ в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения, а образованные земельные участки предоставляются в собственность членам такого объединения.

Кроме того, действующее с 1.03.2015 земельное законодательство для целей образования садовых, огородных и дачных земельных участков, а также для застройки территории таких объединений предусматривает необходимость разработки проектов планировки территории и проектов межевания территории, предусмотренных Градостроительным Кодексом РФ. При этом до 1.01. 2020 раздел земельного участка, предоставленного садоводческому некоммерческому объединению или в совместную собственность членов указанного объединения, допускается в соответствии проектом организации и застройки данной территории; утверждение проекта планировки и проекта межевания данной территории для целей раздела до 01.01.2015 не требуется.

В данном случае утвержденный в установленном порядке проект организации и застройки, либо акт исполнительного органа государственной власти о закреплении границ некоммерческого садоводческого, дачного объединения граждан с утверждением границ и площади земель общего пользования, отсутствуют, в связи с этим основания для оформления документов о передаче в собственность земельных участков отсутствуют.

Пунктом 4 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 № 879-174 "О перечне оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" установлено, что одним из оснований для отказа в утверждении схемы является отсутствие в государственных информационных системах Санкт-Петербурга сведений, позволяющих установить соответствие точности и методов определения координат характерных точек границ образуемого земельного участка (образуемых земельных участков), приведенных в схеме расположения, требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, установленным органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Указанные сведения отсутствуют.

Действующие на территории Санкт-Петербурга Правила землепользования и застройки исключают возможность формирования земельного участка, находящегося в пользовании истцов, для целей его последующего предоставления.

П.16 статьи 11.10 ЗК РФ установлены основания для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, к числу которых относится несоответствие схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, а именно, несоответствие схемы утвержденным документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки. Из статьи 85 ЗК РФ следует, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использоваться указанными лицами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного Кодекса РФ). В соответствии с положениями части 3 статьи 9 Градостроительного Кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии и реализации решений.

Спорные земельные участки входят в зону функционального и территориального зонирования, которая не предусматривает расположение на них огороднических объединений. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" они находятся в границах функциональной зоны «Р» – рекреационной зоне, а в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 "О Правилах землепользования и застройки территории Санкт-Петербурга" в границах территориальной зоны «ТР (ТР2)» – зона рекреационного назначения – зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры. Размещение садоводства или огородничества не входит в перечень основных или условно разрешенных видов использования данной территории.

Таким образом, требования истцов подлежат отклонению как необоснованные.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Богданову Н.В. и Богданову В.Н. отказать в иске о признании права собственности на земельные участки № 157 и № 159, расположенные по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

                            Судья (подпись)

Решение принято в окончательной форме 19.04.2019

2-328/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Богданов Николай Владиславович
Богданов Владислав Николаевич
Ответчики
Комитет имущественных отношений СПб
Администрация Петродворцового района
Другие
Управление Росреестра
СНТ "Макаровец"
Суд
Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Тонконог Екатерина Борисовна
Дело на странице суда
pdv.spb.sudrf.ru
20.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2018Передача материалов судье
26.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.01.2019Предварительное судебное заседание
12.02.2019Предварительное судебное заседание
19.03.2019Судебное заседание
09.04.2019Судебное заседание
19.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2020Дело оформлено
09.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее