Дело №12-186/2021
УИД26RS0023-01-2021-003619-63
Решение
23 сентября 2021 года г. Георгиевск
Судья Георгиевского городского суда Ставропольского края Шевченко В.П.,
С участием представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности Матюх. Е.Т., представителя Государственной инспекции труда в СК Фоминой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «Федеральная пассажирская компания », ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686 юридический адрес: г. Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34, на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ставропольском крае от 10 июня 2021 года № 26/8-2443-21-И/12-8540-И/26-48 в отношении АО «Федеральная пассажирская компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Установил:
Постановлением главного государственного инспектора труда в Ставропольском крае Фоминой С.А. от 10 июня 2021 года № 26/8-2443-21-И/12-8540-И/26-48 АО «Федеральная пассажирская компания» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 31 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, АО «Федеральная пассажирская компания» подало жалобу в Георгиевский городской суд Ставропольского края, в которой просило отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы указывает, что была нарушена процедура привлечения АО «ФПК» к административной ответственности, тем самым было нарушено право на защиту. Кроме того просит применить ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Заслушав объяснения представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности Матюх. Е.Т. поддержавшей доводы жалобы, представителя Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Фоминой С.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с требованиями п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 22 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность работодателя по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также по обеспечению безопасность и условия труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.
Как усматривается из обжалуемого постановления должностного лица и материалов дела, Государственной инспекцией труда в Ставропольском крае на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Ставропольском крае от 11.05.2021 года проведена внеплановая проверка в отношении АО «Федеральная пассажирская компания», Пассажирское вагонное депо Минеральные Воды структурного подразделения Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания».
Распоряжение о проведении проверки и уведомление о начале выездной проверки было направлено в адрес юридического лица факсимильной связью, что подтверждается отчетом об отправке от 11.05.2021 года.
Проверкой было установлено, что в нарушение требований п. 16 Приказа Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2020 г. № 368 “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов”, в представленных путевых листах легкого автомобиля отсутствуют обязательные отметки- реквизиты путевого листа : дата, время прохождения предрейсового контроля, технического состояния транспортного средства, которые проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой "выпуск на линию разрешен" и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов :
Путевой лист легкового автомобиля №3366 от 29-30 апреля 2021 г. (механик Веряскин А.В.), путевой лист легкового автомобиля №3361 от 28.04.2021, путевой лист легкового автомобиля №3350 от 26.04.2021 (механик Веряскин А.В.), путевой лист легкового автомобиля №3323 от 20.04.2021 года (механик Веряскин А.В.), путевой лист №3302 от 15.04.2021 г. (механик Веряскин А.В.) и др. ст.91 выезд на работу проводились до начало рабочего времени, мед.осмотр проводился в нерабочее время. В указанных путевых листах указаны сведения : автомобиль технически исправен, выезд разрешаю, имеется подпись механика Веряскина А.В. без указания даты и времени проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства.
Отсутствие указанных сведений не позволяет установить соблюдение работодателем режима труда и отдыха водителей.
Приказом Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 утверждены «Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”, введенные в действие с 1 января 2021 г. Согласно п. 9 приказа, рабочее время водителя включает, в том числе время работы, не связанной с управлением автомобилем. Согласно п.15, рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя: подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя. Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, устанавливается работодателем в ЛНА с учетом мнения представительного органа работников. При исследовании путевых листов также установлено: в путевом листе легкового автомобиля № 3290 от 13.04.2021 водителя Хабарова А.В. указано: время выезда из гаража - 8 час. 00 мин., время прохождения предрейсового медосмотра 8 час. 00 мин; в путевом листе легкового автомобиля № 3296 от 14.04.2021 водителя Хабарова А.В. указано: время выезда из гаража - 8 час. 00 мин., время прохождения предрейсового медосмотра 8 час. 00 мин; в путевом листе легкового автомобиля №3302 от 15.04.2021 г. водителя Хабарова А.В. указано время выезда из гаража - 8. час. 00 мин., время прохождения предрейсового медицинского осмотра - 8час. 00 мин.; в путевом листе легкового автомобиля №3308 от 16.04.2021 водителя Хабарова А.В. указано : время выезда из гаража - 8 час. 00 мин., время прохождения предрейсового медосмотра 8 час. 00 мин.; в путевом листе легкового автомобиля №3323 от 20.04.2021 г. водителя Хабарова А.В. указано: время выезда из гаража - 8 час. 00 мин., время прохождения предрейсового медосмотра 8 час. 00 мин.; в путевом листе легкового автомобиля №3328 от 21.04.2021 водителя Хабарова А.В. указано : время выезда из гаража - 8 час. 00 мин., время прохождения предрейсового медосмотра 8 час. 00 мин.; в путевом листе легкового автомобиля №3356 от 27 апреля 2021 г. водителя Хабарова А.В. указано : время выезда из гаража - 8 час. 00 мин,, время прохождения предрейсового медосмотра 8 час. 00 мин.; в путевом листе легкового автомобиля №3366 от 29-30 апреля 2021 г. водителя Хабарова А.В. указано : время выезда из гаража - 8 час. 00 мин., время прохождения предрейсового медосмотра 8 час. 00 мин.
Из представленных документов следует, что водитель Хабаров А.В. 13.04.2021,14.04.2021, 15.04.2021,16.04.2021, 20.04.2021 г„ 27.04.2021 г. 29-30.04.2021 г., в одно и тоже время, т.е 8 часов утра проходил проходил предрейсовый медосмотр и осуществлял выезд из гаража в одно и тоже время, что свидетельствует о ненадлежащем ведении документации.
В Правила внутреннего трудового распорядка пассажирского вагонного депо Минеральные Воды, структурного подразделения Северо-Кавказского филиала акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», утв, распоряжением начальника Пассажирского вагонного депо Минеральные воды (с изм. и доп. в последней редакции от 25.09.2019 г.) не внесены изменения в связи с ведением в действие с 1 января 2021 г. особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424.
Пунктом 5 указанного приказа предусмотрено : В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников. Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Содержание правил внутреннего трудового распорядка, действующие в организации, не соответствуют требованиям трудового законодательства. В соответствии со статьей 189 Трудового кодекса Российской Федерации правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя. Часть 1 статьи 65 Трудового кодекса РФ предусматривает конкретный перечень исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые; документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа.
В правилах внутреннего трудового распорядка Пассажирского вагонного депо Минеральные Воды структурного подразделения Северо-Кавказского филала акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», утв. распоряжением начальника Пассажирского вагонного депо Минеральные воды (с изм. и доп. в последней редакции от 25.09.2019 г. ) не внесены изменения в связи с переходом на электронный документооборот о возможности ведения трудовой книжки в электронном виде (ст. 66.1 ТК РФ), о документе, подтверждающем регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа, о дистанционной работе (ст.ст. 312.1-301.9).
Таким образом, Пункт 2.4 Раздела 2.Порядок приема и увольнения работников правил внутреннего трудового распорядка организации, данные сведения не содержит, что является нарушением действующего законодательства.
Трудовым договором №14 от 13.06.2019 г., заключенным с водителем Хабаровым А.В., п.12 указано, что режим рабочего времени устанавливается в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором. Пунктом 13 работнику установлен годовой суммированный учет рабочего времени.
В нарушение п.5 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утв. приказом Министерства транспорта РФ от 16.10.2020 г.№424, вступившими в силу с 01.01.2021 г., содержание трудового договора в части установления режима труда и отдыха не приведено в соответствие.
Требования работодателя представлять при устройстве на работу документы, не требующиеся по ТК РФ, непосредственно нарушают права работника.
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В соответствии со ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: распоряжением о проведении государственного контроля от 11 мая 2021 года, актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица АО «Федеральная пассажирская компания», протоколом об административным правонарушении от 08.06.2021 года, постановлением о назначении административного наказания от 10.06.2021 года, иными материалами.
Указанным доказательствам должностным лицом дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, являются трудовые права граждан, а также права на безопасность и здоровые условия труда.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.
Субъектом ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ выступают должностные лица, а также работодатели (индивидуальные предприниматели и юридические лица), допустившие правонарушения в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение и исполнение которого не является для его сторон предпринимательской или иной экономической деятельностью.
С субъективной стороны правонарушение по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ может быть совершено как в форме умысла, так и по неосторожности.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что АО «Федеральная пассажирская компания» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению приведенных выше требований Трудового кодекса Российской Федерации и других нормативных документов, нарушение которых влечет административную ответственность по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая АО «Федеральная пассажирская компания» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, государственный инспектор труда в Ставропольском крае пришел к правильному выводу о нарушении указанным юридическим лицом законодательства о труде, поскольку выявленные при проведении проверки нарушения напрямую влияют на обеспечение государственных гарантий трудовых прав работников.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, вынесено уполномоченным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел и с соблюдением установленной законом процедуры.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, процедура привлечения АО «Федеральная пассажирская компания» к ответственности административным органом соблюдена, в виду чего доводы жалобы в этой части подлежат отклонению.
Административное наказание АО «Федеральная пассажирская компания» назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Доводы жалобы о малозначительности совершенных административных правонарушений подлежат отклонению, поскольку оснований для признания административных правонарушений малозначительными не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу постановления административного органа не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ставропольском крае от 10 июня 2021 года № 26/8-2443-21-И/12-8540-И/26-48 в отношении АО «Федеральная пассажирская компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу представителя АО «Федеральная пассажирская компания » без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня его получения или вручения.
Судья В.П. Шевченко