ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2016 года пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составепредседательствующего судьи Волкова В.В.,
при секретаре Дудиной Н.А.,
с участием помощника прокурора Ленинского района Тульской области Беликовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-350/2016 по иску Колундаева <данные изъяты> к Министерству <данные изъяты> о компенсации морального вреда, причиненного в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности,
у с т а н о в и л:
обращаясь с вышеуказанными исковыми требованиями, истец ссылается на то обстоятельство, что приговором <данные изъяты> от 11 сентября 2013 года Колундаев А.А. был оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п.«б» ч.3 ст.228.1 УК РФ, за отсутствием в деянии состава преступления, и
в совершении преступления, предусмотренного п.«г» ч.4 ст.228.1 УК РФ, за непричастностью к совершению преступления, и на основании п.4 ч.2 ст.133 УПК РФ в связи с прекращением производства по делу в части за ним признано право на реабилитацию.
В своих требованиях истец указывает, что в результате незаконного уголовного преследования ему был причинен моральный вред. Так он испытывал нравственные страдания при проведении с ним следственных действий, а также в связи с нахождением в период предварительного расследования и суда в следственном изоляторе. Утверждает, что в результате незаконного осуждения оставил близких ему лиц без поддержки.
Колундаев А.А. обратился в суд с иском к Министерству <данные изъяты>, просил взыскать с ответчика за счет казны РФ в счет компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, сумму в размере <данные изъяты>. В обоснование иска сослался на изложенные выше обстоятельства.
В судебное заседание истец Колундаев А.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. На момент рассмотрения дела Колундаев А.А. отбывает наказание в <данные изъяты>.
Представитель ответчика Управления <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений о причине неявки суду не представил.
Заслушав заключение помощника прокурора, полагавшей необходимым частично удовлетворить исковые требования, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц.
В пунктах 20-21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2011 г. № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» разъяснено, что иски о компенсации морального вреда в денежном выражении в соответствии со ст.136 УПК РФ предъявляются в порядке гражданского судопроизводства. При определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости. Мотивы принятого решения о компенсации морального вреда должны быть указаны в решении суда.
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 14 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, к участию в делах по требованиям реабилитированных о возмещении имущественного вреда в качестве ответчика от имени казны Российской Федерации привлекается Министерство финансов Российской Федерации. Интересы Министерства финансов Российской Федерации в судах представляют по доверенности (с правом передоверия) управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п.4 ч.2 ст.133 УПК РФ право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
Согласно ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Как видно из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Колундаева А.А. были возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30 ч.1 ст.228.1 УК РФ (по преступлению от ДД.ММ.ГГГГ), п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ (по преступлению от ДД.ММ.ГГГГ), ч.3 ст.30, п.«б» ч.3 ст.228.1 УК РФ (по преступлению от ДД.ММ.ГГГГ), которые были соединены в одно уголовное дело.
ДД.ММ.ГГГГ Колундаев А.А. был задержан в порядке, предусмотренном ст.91 УПК РФ. На основании постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках уголовного дела по обвинению Колундаева А.А. в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п.«б» ч.3 ст.228.1 УК РФ, в отношении истца была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Срок содержания под стражей на основании постановлений <данные изъяты> неоднократно продлевался, в том числе и в связи с предъявлением обвинения в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30, ч.1 ст.228.1 УК РФ (по преступлению от ДД.ММ.ГГГГ), п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ (по преступлению от ДД.ММ.ГГГГ).
11 сентября 2013 года <данные изъяты> в отношении Колундаева А.А. вынесен приговор, в соответствии с которым он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.1 ст.228.1 УК РФ (по преступлению от ДД.ММ.ГГГГ) и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на <данные изъяты> без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Срок наказания постановлено исчислять с 11 сентября 2013 года с зачетом времени предварительного содержания под стражей до постановления приговора.
Этим же приговором Колундаев А.А. по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п.«б» ч.3 ст.228.1 УК РФ, оправдан на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, за отсутствием в деянии состава преступления, в совершении преступления, предусмотренного п.«г» ч.4 ст.228.1 УК РФ, оправдан на основании п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ, за непричастностью к совершению преступления.
За Колундаевым А.А. признано право на реабилитацию в связи с уголовным преследованием по ч.3 ст.30, п.«б» ч.3 ст.228.1 УК РФ (по преступлению от ДД.ММ.ГГГГ), п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ (по преступлению от ДД.ММ.ГГГГ).
В силу ст.136 УПК РФ право на реабилитацию включает возмещение морального вреда в денежном выражении.
Разрешая заявленные требования, суд полагает необходимым взыскать в пользу Колундаева А.А. компенсацию морального вреда, поскольку факт незаконного уголовного преследования в отношении истца установлен, за ним признано право на реабилитацию, что является основанием для возмещения государством причиненного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что в соответствии с разъяснениями в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав. Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Таким образом, исходя из указанного разъяснения, а также содержания ст.1100 ГК РФ, при определении размера компенсации морального вреда Колундаеву А.А. подлежат учету такие фактические обстоятельства его причинения, как тяжесть преступлений, в совершении которых он необоснованно обвинялся, влияние распространения не соответствующих действительности сведений на честь, достоинство, деловую репутацию истца.
Как следует из материалов дела, Колундаев А.А. до настоящего времени отбывает наказание по приговору <данные изъяты> за совершение преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.1 ст.228.1 УК РФ.
Колундаев А.А. необоснованно обвинялся в совершении особо тяжких преступлений, таких как незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере и покушение на незаконный сбыт наркотического средства в значительном размере.
Необоснованное обвинение в совершении особо тяжких преступлений, применение к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, несомненно, вызвали нравственные переживания истца и причинили ему моральный вред.
В то же время при определении размера подлежащей взысканию компенсации морального вреда суд учитывает, что Колундаев А.А. в настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы за совершение умышленного преступления, наказание назначено судом исключительно за преступление, вина в совершении которого была установлена, в связи с чем доводы истца о том, что его моральные страдания усугубляются давностью разлуки с близкими родственниками, несостоятельны.
Установив факт незаконного привлечения Колундаева А.А. органом предварительного следствия за совершение умышленных особо тяжких преступлений, учитывая, что возбуждение данного уголовного дела повлекло увеличение срока предварительного следствия и количество следственных действий, проводимых с участием истца, но не повлияло на вид и размер избранного в отношении него наказания, оценив, в соответствии со ст.67 ГПК РФ, все представленные по делу доказательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, приходит к выводу, что ему были причинены нравственные и физические страдания и считает, что разумным и справедливым будет являться размер компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Колундаева <данные изъяты> удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства <данные изъяты> в пользу Колундаева <данные изъяты> компенсацию морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, в сумме <данные изъяты>.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.
Председательствующий