63RS0039-01-2021-006908-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ретиной М.Н.,
при секретаре Тимошенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Пономарева В. А. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным уведомления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка,
установил:
Пономарев В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным уведомления Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
В обоснование заявления указано, что административный истец обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в целях образования земельного участка объединения смежных земельных участков. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № в утверждении схемы расположения земельного участка отказано на основании того, что административный истец не соответствует требованиям (условиям) определяющим категории получателей муниципальной услуги и предусмотренным подпунктом 1.1.3 п. 1.1 Административного регламента. С таким решением административный истец не согласен, так как полагает, что земельное законодательство, в том числе и Земельный кодекс РФ не содержит прямых запретов на утверждение схемы земельного участка при объединении смежных земельных участков. В связи с чем просит признать уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности – Шацких А.В. возражала против удовлетворения требований, так как Пономарев В.А. не может являться получателем муниципальной услуги, которую просит ему оказать.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ст. 11.3 ЗК РФ Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из материалов дела следует, что Пономарев В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:01:0703002:142, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в адрес Главы г.о. Самара с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории при образовании земельных участков, относящихся к муниципальной собственности г.о. Самара» в целях образования земельного участка (земельных участков) путем объединения земельных участков: находящегося в собственности административного истца и земельного участка с кадастровым номером №, <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>
Уведомлением Департамента градостроительства г.о. Самара от 05.08.2021 № административному истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на основании п.п. 1.1.3 п. 1.1 Административного регламента, так как Пономарев В.А. не соответствует требованиям (условиям), определяющим категории получателей муниципальной услуги.
Постановлением Администрации г.о. Самара от 29.03.2017 г. № 170 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Согласно п.п. 1.1.3 п. 1.1 Административного регламента получателями муниципальной услуги являются обеспечившие подготовку схемы расположения земельного участка и обратившиеся с запросом (заявлением) об утверждении схемы расположения земельного участка граждане и юридические лица, относящиеся к одной из следующих категорий:
1) граждане и юридические лица, которым земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлены на праве аренды или безвозмездного пользования, в случае образования земельных участков путем раздела земельного участка, предоставленного указанному гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования;
2) юридические лица, обладающие правом постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случае образования земельных участков путем раздела земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования;
3) граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении испрашиваемого земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и расположенного вне границ населенных пунктов, путем проведения аукциона по продаже земельного участка, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
Пономарев В.А. же обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в связи с объединением земельного участка, находящегося у него в собственности и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
Следовательно, административный истец не соответствует требованиям для оказания запрашиваемой муниципальной услуги.
Помимо этого, п. 2 ст. 11.6 ЗК РФ установлено, что при объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок.
При этом в пункте 3 статьи 11.6 ЗК РФ указано, что при объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки.
Системное толкование норм права, регламентирующих объединение земельных участков, позволяет сделать вывод о том, что объединение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, не предусмотрено действующим законодательством.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведен в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Из пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ следует, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Кроме того, фактически в результате удовлетворения требований административного истца произойдет увеличение площади земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, при этом на безвозмездной для истца основе.
Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно указаны в ст. 35 ЗК РФ, однако административным истцом не представлены доказательства того, что он имеет право на бесплатное приобретение земельного участка площадью 37 кв.м. с кадастровым номером №
Доводы представителя административного истца о том, что нормы земельного законодательства не содержат запрета на объединение земельных участков, находящихся в собственности разных лиц, суд считает не относящимися к существу рассматриваемого спора, так как административным ответчиком отказано в предоставлении муниципальной услуги по утверждении схемы расположения земельного участка, а не в объединении земельных участков.
При таких обстоятельствах у административного ответчика имелись основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с невозможностью утверждения схемы расположения земельного участка, поскольку образование испрашиваемого земельного участка приведет к нарушению требований статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, оснований для признания уведомления Департамента градостроительства г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и возложения на Департамент обязанности возобновить работу по заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Пономарева В. А. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным уведомления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись М.Н. Ретина
Копия верна.
Судья: