Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2022 г. г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего - судьи Калгина В.И.,
при помощнике судьи – Васильеве О.А.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора г. Жигулевска Орлова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1509/2022 по административном исковому заявлению прокурора г.Жигулевска к администрации г.о. Жигулевск о признании бездействия администрации г.о. Жигулевск, выразившегося в не организации парковки по адресу: <адрес> не менее 10 процентов мест (но не менее 1 места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами 1,2 групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей –инвалидов, обязании администрации г.о. Жигулевск в месячный срок, со дня вступления решения в законную силу, организовать на парковке по адресу: <адрес> не менее 10 процентов мест (но не менее 1 места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами 1,2 групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей –инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – прокурор г. Жигулевска обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.о.Жигулевск с требованием о признания незаконным бездействие администрации г.о. Жигулевск в не организации парковки по адресу: <адрес> (на набережной города) не менее 10 процентов мест (но не менее 1 места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами 1,2 групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей –инвалидов и обязании администрацию г.о. Жигулевск в месячный срок, со дня вступления решения в законную силу, организовать на парковке по адресу: <адрес> (на набережной города) не менее 10 процентов мест (но не менее 1 места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами 1,2 групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей –инвалидов.
В обоснование требований иска административный истец указал, что парковка по адресу: <адрес>, на набережной города, включена в реестр парковок на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории г.о. Жигулевск за №, однако в нарушение ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» мест (но не менее одного места) не менее 10 процентов мест (но не менее 1 места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами 1,2 групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей –инвалидов, на ней не имеется.
Отсутствие парковочных мест для инвалидов затрудняет беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями в учреждение, нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества.
Представитель административного истца – помощник прокурора города Орлов А.С. в судебном заседании требования административного иска поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика – администрации г.о. Жигулевск о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 9 Конвенции о правах инвалидов, утвержденной ООН, провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-телекоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и сельских районах.
В соответствии с Распоряжением Президента РФ от 05.08.2008 №450-рп, Российская Федерация является участником Конвенции.
Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено понятие социальная защита инвалидов, а именно как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статья 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ установлено, что в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
В соответствии с частями 1, 5, 6 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид" и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ №нпа утверждено Положение о порядке ведения реестра парковок на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории г.о. Жигулевск.
В Реестре парковок на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории г.о. Жигулевск, размещенного на официальном интернет-сайте администрации г.о. Жигулевск, под № включена набережная города, расположенная по <адрес>.
Актом осмотра и приложенными к нему фотоматериалами от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ органом местного самоуправления не организовано на парковке по адресу: <адрес> (на набережной города) не менее 10 процентов мест (но не менее 1 места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами 1,2 групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей –инвалидов.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Оценивая выше установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
Администрацией г.о. Жигулевск не принято мер к организации на парковке по адресу: <адрес> (на набережной города) не менее 10 процентов мест (но не менее 1 места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами 1,2 групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей –инвалидов.
На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, суд признает заявленные требования прокурора г.Жигулевска подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора г.Жигулевска к администрации г.о.Жигулевск удовлетворить.
Признать бездействие администрации г.о. Жигулевск в не организации парковки по адресу: <адрес> (на набережной города) не менее 10 процентов мест (но не менее 1 места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами 1,2 групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей –инвалидов незаконным.
Обязать администрацию г.о. Жигулевск в месячный срок, со дня вступления решения в законную силу, организовать на парковке по адресу: <адрес> (на набережной города) не менее 10 процентов мест (но не менее 1 места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами 1,2 групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей –инвалидов.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области В.И. Калгин
Решение в окончательной форме изготовлено 14 декабря 2022 г.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области В.И. Калгин