Судья Худяков А.Ю. дело № 12-252/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., рассмотрев 25 сентября 2019 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобу начальника отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми Бенденко С.А. на постановление Воркутинского городского Республики Коми от 21 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бурова А.А.,
установил:
в Воркутинский городской суд Республики Коми поступил протокол об административном правонарушении от <Дата обезличена>, составленный начальником отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми Б., в отношении обвиняемого Бурова А.А. по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и сопутствующие ему материалы дела об административном правонарушении.
Постановлением Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 августа 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бурова А.А., прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, начальник отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми Бенденко С.А. просит постановление судьи городского суда отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Буров А.А., осужденный по ст.ст. ... (... эпизодов), ... УК Российской Федерации к ... лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии ... режима (приговор не вступил в законную силу, обжалован в апелляционном порядке), находится в ФКУ ... УФСИН России по Республике Коми.
Согласно протоколу об административном правонарушении от <Дата обезличена>, <Дата обезличена> в ... часов ... минут, Буров А.А., <Дата обезличена> года рождения, закрыл бумагой объектив камеры видеонаблюдения, установленной в камере ... режимного корпуса ФКУ ... УФСИН России по Республике Коми, тем самым воспрепятствовал исполнению сотрудником уголовно-исполнительной системы служебных обязанностей по осуществлению контроля за выполнением лицами, содержащимися под стражей, установленного порядка содержания под стражей, отбывания наказания и правил внутреннего распорядка, допустив нарушения требований предусмотренных пунктами 1,3 Приложения № 1 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждённых приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 и статьи 36 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления".
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении Бурова А.А., судья городского суда пришёл к выводу об отсутствии в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мотивируя тем, что за допущенные нарушения установлена дисциплинарная ответственность.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Таким образом, административная ответственность по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей, то есть за такие действия, которые выражаются в непосредственном отказе подчиниться распоряжениям (требованиям) сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, в физическом сопротивлении и противодействии ему.
Целью распоряжений или требований, неповиновение которым образует состав данного правонарушения, должно быть обеспечение охраны и безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы, поддержанию в них установленного режима.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Правоотношения, связанные с нарушением порядка нахождения подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах регулируются специальными нормами, в частности Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждённые приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года № 189 (приложение №1) и Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Приказом Минюста РФ от 04 сентября 2006 года № 279 утверждено Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы.
В соответствие с пунктом 60 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы для наблюдения за поведением осужденных и лиц, содержащихся под стражей, устанавливаются видеокамеры, в том числе в камерах и коридорах режимных зданий и помещений.
В силу требований абзаца 16 пункта 39.6.4 Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста РФ от 03 ноября 2005 года № 204-дсп (ред. от 12 сентября 2014 года № 195 дсп), оператор центрального поста системы охранного телевидения (ПСОТ) в период несения службы обязан, в том числе через видеомониторы наблюдать за обстановкой в СИЗО, контролировать выполнение подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными установленного порядка содержания под стражей, отбывания наказания и правил внутреннего распорядка.
В соответствие с пунктом 3 Приложения № 1 (правила поведения подозреваемых и обвиняемых) к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 года № 189, подозреваемым и обвиняемым запрещается, в том числе закрывать объектив видеокамеры либо иным способом препятствовать осуществлению надзора с использованием видеотехники.
В силу пункта 2 части 1 статьи 36 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" одной из основных обязанностей подозреваемых и обвиняемых является выполнение законных требований администрации места содержания под стражей.
Согласно пункту 4 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 года № 189 лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых.
Таким образом, применительно к изложенному, неповиновение осужденным законному распоряжению или требованию сотрудника учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением им обязанностей по обеспечение охраны и безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы, поддержанию в них установленного режима, может образовывать объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 статьи 2.3 Кодекса административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Поскольку Буров А.А. достиг возраста, с которого наступает административная ответственность, то он может выступать в качестве субъекта административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки требованиям статьей 24.1, 26. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьёй городского суда не дана надлежащая оценка приведённым выше нормам материального права, а также действиям лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Бурова А.А., равно как и тому, являются ли данные действия воспрепятствованием исполнению сотрудником уголовно-исполнительной системы своих должностных обязанностей, неповиновением законному распоряжению или требованию сотрудника учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением им обязанностей по обеспечению охраны и безопасности учреждения уголовно-исполнительной системы, поддержанию в нем установленного режима.
На основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Прекращение производства по настоящему делу является существенным нарушением процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении и поскольку на момент рассмотрения жалобы в Верховном Суде Республики Коми не истек предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, то постановление судьи подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению на новое рассмотрение в городской суд.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 августа 2019 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Бурова А.А., прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения, отменить, направить материалы дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в Воркутинский городской суд Республики Коми.
Судья В.М. Соболев
Копия верна, судья Соболев В.М.