Решение по делу № 33-1188/2019 от 18.02.2019


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Дело № 33-1188/2019

Судья Смирнова Ю.А. поступило <...> года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ 18 марта 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Дампиловой Ц.В., Чупошева Е.Н., при секретаре Шойжинимаевой Б.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березовской Е.В. к Администрации г. Улан-Удэ об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации г. Улан-Удэ Анучиной А.А. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 9 января 2019 г., которым постановлено:

Исковые требования Березовской Е.В. удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить Березовской Е.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, согласно установленной нормы предоставления жилой площади, с учетом права на дополнительную площадь, в границах муниципального образования г. Улан-Удэ.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав представителя истца Семенникову Т.М., изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд в интересах Березовской Е.В., ее представитель Семенникова Т.М. просила суд обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить истице вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, согласно установленной нормы предоставления жилой площади, с учетом права на дополнительную площадь, в границах муниципального образования г. Улан-Удэ.

Требования мотивированы следующим. Березовская Е.В. является <...>, страдает <...> заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Состоит на учете по категории <...>. Иного жилого помещения не имеет, является малоимущей.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Железнодорожного района г. Улан-Удэ, в качестве третьих лиц привлечены Правительство Республики Бурятия и Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

В судебное заседание истец Березовской Е.В. не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ее представитель Семенникова Т.М. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчиков Администрации г.Улан-Удэ, Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ Анучина А.А. в судебное заседание не явилась, направила письменный отзыв в котором возражала против удовлетворения иска, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель третьего лица Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Данзанова С.В. полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет органа местного самоуправления.

Представитель Правительства Республики Бурятия по доверенности Бурлова А.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Районным судом исковые требования удовлетворены.

Представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ Анучина А.А. с принятым решением не согласилась,в апелляционнойжалобе просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма иных категорий граждан (не малоимущих) являются государственными, предоставление жилых помещений должно осуществляться из государственного жилищного фонда. Предоставление таким категориям граждан жилых помещений из муниципального жилищного фонда возможно только в случае наделения органов местно самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей соответствующего финансирования. Поскольку истцом заявлено требование о предоставлении жилого помещения по категории «лица, страдающие хроническим заболеванием при котором совместное проживание с ними невозможно», вопрос о том, что истец является малоимущим, не имеет правового значения.

В заседании судебной коллегии представитель истца Семенникова Т.М.возражала против доводов апелляционной жалобы.

Истец Березовская Е.В., представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ Анучина А.А. в судебное заседание не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутсвие.

Представители Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ, Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем, на основании ст.ст. 327, 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что распоряжением Администрации Железнодорожного района г.Улан-Удэ от <...> года № <...> истец Березовская Е.В. поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма по категории <...>, с составом семьи <...> человек.

Распоряжением Администрации Железнодорожного района г.Улан-Удэ от <...> года № <...> Березовская Е.В. поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма с составом семьи <...> человек по категории <...>.

Согласно справке с места жительства от <...> г., Березовская Е.В. зарегистрирована по адресу: <...>. Вместе с ней по указанному адресу зарегистрированы и проживают совместно еще <...> человек.

Согласно справке ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Бурятия» серия МСЭ - <...><...> Березовская Е.В. является <...> бессрочно.

Согласно справке ВК ГАУЗ «Городская поликлиника № 6» № <...> от <...> года Березовская Е.В. находится на диспансерном учете у <...> с диагнозом <...>, передвигается на <...>, код заболевания <...>. Подпадает под действие приказа Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 года № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Согласно справке ВК ГАУЗ «Городская поликлиника № 6» от <...> года Березовская Е.В. страдает, в том числе, заболеванием <...>, подпадающим под действие приказа Минздрава РФ от 30 ноября 2012 года № 991Н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь».

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что с учетом имеющегося у Березовской Е.В. <...> заболевания, наличия у нее права на обеспечение жильем, истица подлежит внеочередному обеспечению благоустроенным жилым помещением по договору социального найма за счет муниципального жилищного фонда, поскольку она признана <...> и поставлена на учет по указанной категории лиц, нуждающихся в жилье.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года № 987н. Заболевание, которым страдает Березовская Е.В. <...>, включено в указанный перечень, что свидетельствует о наличии оснований для внеочередного предоставления жилья. В доме по <...>, кроме Березовской Р.Л.Д.., проживают <...> человек.

Право Березовской Е.В. на внеочередное предоставление жилья установлено в ходе рассмотрения дела по существу и в апелляционной жалобе не оспаривается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, обеспечение Березовской Е.В. жильем по договору социального найма во внеочередном порядке относится к полномочиям Администрации МО «город Улан-Удэ», на территории которого она проживает.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 года инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный Кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 года N 181-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 данного закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций образованного в федеральном бюджете в виде субвенций, в свою очередь инвалиды нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР действовавшим до 1 марта 2005 года и ЖК РФ.

В абз.2 ст.5 Закона Бурятии «О социальной поддержке инвалидов Республики Бурятия» от 10.11.2010 г. № 1734-III сказано, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005г., обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Жилищное законодательство РФ предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п.п. 3 и 5 ст. 14 ЖК РФ).

В силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Поскольку в Республике Бурятия не принимались нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на очередь после 01.01.2005 г., и определяющие орган, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам жилья, следует исходить из норм жилищного законодательства.

В соответствии с положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования, т.е. на Администрацию МО «город Улан-Удэ».

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по предоставлению Березовской Е.В. жилого помещения лежит на субъекте Российской Федерации – Республике Бурятия, несостоятельны, не согласуются с указанными выше положениями жилищного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.

Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.

Кроме того, в соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение в доме государственного или муниципального жилищного фонда, при этом жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам.

Следовательно, на ответчика правомерно возложена обязанность по внеочередному обеспечению жилым помещением истца Березовской Е.В., являющегося <...>, имеющей <...>, а также состоящей в очереди на получение жилья по категории <...>.

Иных правовых доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность судебного решения, в апелляционной жалобе не содержится.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Судом первой инстанции правильно и полно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 9 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

                                  

Судьи коллегии:                                                             

33-1188/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
березовская Елена Владимировна
Ответчики
Администрация Железнодорожного района г. Улан-Удэ
Администрация г. Улан-Удэ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Иванова Виктория Александровна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
18.03.2019Судебное заседание
29.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2019Передано в экспедицию
18.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее