РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 17 января 2019 г.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 января 2019 г.
г.Выборг 17 января 2019 года
Дело N2а-390/2019
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Гомзякова А.Г., при секретаре Ковалевой Т.Б., с участием представителя административного истца Волкова А.В., представителя заинтересованного лица Курилович О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жаурова Александра Анатольевича к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области об оспаривании исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Жауров А.А. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы (далее - ИФНС) России по Выборгскому району Ленинградской области, мотивируя тем, что 12.03.2018 ему стало известно об исключении 27.02.2018 садоводческого товарищества (далее - СТ) «Сигнал», членом которого он является, из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" по тем основаниям, что в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, садоводческое товарищество не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Полагает, что действия налогового органа об исключении не соответствуют закону, необоснованно не принято во внимание правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 06 декабря 2011 года N 26-П, указывая, что наличие банковского счета является правом, а не обязанностью садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, соответственно, у налогового органа не имелось законных оснований для принятия решения об исключении СТ «Сигнал» из ЕГРЮЛ.
Кроме того, оспариваемыми действиями административный ответчик нарушил предоставленные и охраняемые законом интересы членов СТ «Сигнал», так как решение о ликвидации юридического лица препятствует осуществлению им текущей хозяйственной деятельности, в частности лишает возможности заключать договоры на поставку электроэнергии, вывоз мусора, выступать в суде в качестве истца по искам об изъятии участков и совершать иные действия, поскольку фактически СТ «Сигнал» не прекращало свою деятельность.
Сославшись на указанные обстоятельства, Жауров А.А. просил признать незаконными действия ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области по внесению в Едином государственном реестре юридических лиц записи об исключении СТ «Сигнал»; обязать ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области совершить действия по восстановлению СТ «Сигнал» в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве действующего юридического лица.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, исходя из характера возникших спорных правоотношений, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено садоводческое некоммерческое товарищество (далее - СНТ) «Сигнал».
Административный истец Жауров А.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административный иск в его отсутствие с участием своего представителя, исковые требования поддержал.
В судебном заседании представитель административного истца Волков А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах уважительности суду не сообщил, представил отзыв на административный иск, в котором просил в удовлетворении требований отказать, ссылаясь, что действия Инспекции по исключению СТ «Сигнал» из ЕГРЮЛ являются законными, нарушений требований действующего законодательства налоговыми органами не допущено, права истца не нарушены.
Представитель заинтересованного лица СНТ «Сигнал», действующий председатель правления СНТ Курилович О.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, просила в иске отказать за отсутствием правовой состоятельности.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся судебное заседание, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих регламентирован нормами главы 22 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно пункту 1 статьи 64.2. Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2. Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, урегулирован статьей 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с пунктом 1 названной нормы юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3).
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4).
Приказом ФНС РФ от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" установлено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте ФНС России. Указанные сведения публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, СТ «Сигнал» зарегистрировано Исполнительным комитетом Киришского Совета народных депутатов Ленинградской области 28.02.1984 N48.
Запись о названном юридическом лице внесена в ЕГРЮЛ 20.11.2002 за основным государственным регистрационным номером 1024701482630.
03.11.2017 ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области приняла решение N1238 о предстоящем исключении указанного юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке статьи 21.1 Закона о регистрации.
08.11.2017 в Вестнике государственной регистрации N 44 (658) опубликовано решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица СТ «Сигнал» из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации.
Основанием для принятия такого решения послужили справки N798-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам СТ «Сигнал» и N798-О о непредставлении СТ «Сигнал» документов налоговой и бухгалтерской отчетности в течение последних 12 месяцев.
Поскольку в течение трехмесячного срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", заявления членов товарищества, кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области не поступали, 27 февраля 2018 года ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области внесена запись о прекращении деятельности юридического лица СТ «Сигнал» за N 2184704080185.
Полагая, что действия Инспекции по исключению СТ «Сигнал» из ЕГРЮЛ не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, Жауров А.А. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая настоящий спор, судебным разбирательством установлено, что оспариваемые действия были совершены уполномоченным государственным органом при наличии соответствующих условий, предусмотренных статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, и с соблюдением предварительной процедуры оповещения.
В соответствии с пунктом 13 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 12 ноября 2010 года N 343 "О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций" исключение некоммерческих организаций, прекративших свою деятельность, из государственного реестра по основаниям, предусмотренным статьей 21.2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, осуществляется налоговыми органами.
В соответствии с Приказом ФНС России от 16 июня 2006 года N САЭ-З-09\355 сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ в журнал "Вестник государственной регистрации" представляют налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующие органы) (пункты 1, 5).
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для административного дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, суд приходит к выводу об отказе с удовлетворении исковых требований, поскольку оспариваемые административным ответчиком действия произведены с соблюдением норм действующего законодательства, при наличии к тому оснований.
Поскольку СТ «Сигнал» не представило налоговую отчетность более чем за двенадцать месяцев, а также данные о движении денежных средств на банковском счете, и не выразило возражений относительно решения об исключении из ЕГРЮЛ, опубликованного в официальном печатном издании, оспариваемые действия налогового органа следует признать законными. При этом, судом учитывается, на отсутствие обязанности регистрирующего органа проверять фактическую деятельность юридического лица.
Доказательства ведения СТ «Сигнал» хозяйственной деятельности административным истцом суду не представлено и в материалах дела отсутствуют.
Факт возникновения для административного истца неблагоприятных последствий, вызванных решением об исключении СТ «Сигнал» из ЕГРЮЛ, также не был установлен в ходе судебного разбирательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд не установил предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условий для их удовлетворения, так как совокупность нарушений прав административного истца и незаконность оспариваемых действий в рассматриваемом случае отсутствует.
Поскольку оспариваемые истцом действия налогового органа являются законными и прав истца не нарушают, то отсутствуют и основания, указанные также в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для того, чтобы возлагать на ответчика обязанность по устранению каких-либо нарушений прав административного истца.
Ссылка на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2011 года N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" в связи с жалобой гражданина Ф." признается несостоятельной.
Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в указанном деле являлись взаимосвязанные положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 названного Закона, как основание для признания недействующей и исключения из ЕГРЮЛ религиозной организации, с учетом специфики ее деятельности и особенностей публично-правового статуса.
Сам же по себе статус СТ «Сигнал», как некоммерческой организации садоводов, исходя из характера и целей деятельности товарищества, не свидетельствует об ее осуществлении вне материальной основы и сферы имущественных отношений, то есть тех критериев, которые Конституционный суд РФ оценивал применительно к религиозным организациям.
Соответственно, статус иных некоммерческих организаций предполагает отсутствие при должной добросовестности объективных причин для своевременного уведомления регистрирующего органа о фактическом осуществлении своей деятельности.
Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств применительно к требованиям законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отказе Жаурову А.А. в удовлетворении заявленных им исковых требований в полном объеме, как необоснованных.
Каких-либо достаточных и допустимых доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца действиями налогового органа в процессе рассмотрения дела не представлено и в материалах дела не содержится.
В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Жаурова Александра Анатольевича к ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области о признании незаконными действия ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении садоводческого товарищества «Сигнал»; об обязании ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области совершить действия по восстановлению садоводческого товарищества «Сигнал» в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве действующего юридического лица отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.
Судья А.Г.Гомзяков