Дело № 2-19/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2017 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев гражданское дело №2-19/2017 по исковому заявлению Морозова Н.А. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карели в г. Сортавала (межрайонное) о включении в стаж работы, назначении пенсии по старости и компенсации морального вреда,
установил:
Истец обратилась с исковым заявлением к ответчику по тем основаниям, что решением от <Дата обезличена> <Номер обезличен> ответчик отказал Морозовой Н.А. в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью стажа работы в связи с педагогической деятельностью. Истец не согласен с принятым решением и просит суд отменить решение ответчика <Номер обезличен> от <Дата обезличена>; обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды работы:
- командировки с 27.03.1994 по 31.03.1994, с 12.04.1994 по 15.04.1994, с 17.02.1995 по 19.02.1995;
- учебные отпуска: с 18.05.1994 по 19.06.1994, с 18.05.1995 по 17.06.1995, с 03.01.1997 по 18.01.1997, с 01.06.1998 по 30.06.1998, с 05.01.1999 по 15.01.1999;
- соревнования: 22.09.2005, 25.05.2008, 26.04.2014, 29.04.2014, 25.05.2015, 29.05.2015;
- туристический слет: с 04.04.2014 по 05.04.2014, 28.09.2014;
- участие в лагере: с 03.11.2014 по 07.11.2014,
- периоды работы в ДЮСШ г. Олонца с 15.09.1991 по 31.01.1993 в должности руководителя кружков Олонецкого детско-юношеского клуба физической подготовки; с 01.02.1993 по 24.08.1993 в должности педагога дополнительного образования в Олонецком детско-юношеском клубе физической подготовки;
- периоды работы в МОУ «СОШ №2 г. Олонца» с 01.09.2009 по 31.08.2010 и с 01.09.2010 по 31.08.2011 в должности учителя физкультуры.
Также истец просит суд обязать ответчика назначить Морозовой Н.А. страховую пенсию по старости с <Дата обезличена>; взыскать с ответчика в свою пользу расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб.
Впоследствии истец увеличил исковые требования, дополнив исковое заявление по заявленным выше требованиям, требованием о компенсации морального вреда в размере 3000 руб.
Определением Сортавальского городского суда от 20.01.2017 принят отказ представителя истца Пантелеева А.В., действующего на основании доверенности, от заявленных требований в части требования о компенсации морального вреда в размере 3000 руб.
Таким образом, в окончательной редакции истец просит признать решение ответчика об отказе в назначении пенсии незаконным, включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии выше указанные периоды, обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости.
В судебное заседание истец Морозова Н.А. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Ранее в судебном заседании Морозова Н.А. пояснила, что в 1991 году стала работать в Олонецком детско-юношеском клубе физической подготовки в должности руководителя кружков. Затем неоднократно менялись наименование ее профессии и наименование организации, в связи с чем ответчик не засчитывает указанные периоды в страховой стаж, дающий право на пенсию. Полагает, что заработала стаж, так как с 19 лет работает, работала всегда на 1,5 ставки по 18 часов. Просит иск удовлетворить.
Представитель истца Пантелеев А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Дополнительно указал, что поименованные в исковом заявлении периоды работы истицы должны быть зачтены в стаж, дающий право на назначение пенсии, поскольку на все указанные мероприятия истица направлялась работодателем, за ней сохранялось рабочее место, средняя заработная плата, в данные периоды времени Морозова Н.А. повышала свою квалификацию и продолжала свою педагогическую деятельность. Считает, что ответчик необоснованно не включил в стаж периоды работы истицы с 15.09.1991 по 31.01.1993 в должности руководителя кружков Олонецкого детско-юношеского клуба физической подготовки, с 01.02.1993 по 24.08.1993 в должности педагога дополнительного образования в Олонецком детско-юношеском клубе физической подготовки по причине того, что должность «руководитель кружков» и учреждение «детско-юношеский спортивный клуб физической подготовки» не поименованы в «Списке должностей и учреждений работа, в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»». Указывает, что несмотря на изменение должностей и наименования учреждения трудовая функция и режим работы истицы не изменился. Просит включить указанные периоды в страховой стаж, дающий право на назначении досрочной пенсии, и назначить пенсию с 11.11.2015.
Представитель ответчика Кожокарь Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила что спорные периоды работы не включены пенсионным органом в стаж работы истца, так как периоды работы истицы в ДЮСШ <Адрес обезличен> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в должности руководителя кружков Олонецкого детско-юношеского клуба физической подготовки, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в должности педагога дополнительного образования в Олонецком детско-юношеском клубе физической подготовки, что должность «руководитель кружков» и учреждение «детско-юношеский спортивный клуб физической подготовки» не поименованы в «Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»». Периоды работы <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, с <Дата обезличена>-<Дата обезличена>, с <Дата обезличена>-<Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, с <Дата обезличена>-<Дата обезличена>, <Дата обезличена> – документально не подтверждены. Периоды работы Морозовой Н.А. с <Дата обезличена>-<Дата обезличена> и с <Дата обезличена>-<Дата обезличена> не могут быть зачтены, так как в индивидуальных сведениях они отражены как педагогическая работа на 0,95 и 0,93 ставки соответственно. При этом в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, начиная с <Дата обезличена> периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Пояснила, что на момент обращения истицы с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости у Морозовой Н.А. не имелось достаточного стажа в 25 лет, стаж составлял 20 лет 8 месяцев и 3 дня. При указанных обстоятельствах, решение ответчика является законным и обоснованным. Просит в иске отказать.
Третье лицо МКОУ «СОШ №2 г. Олонца» в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, суду представлены документы по его запросу, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие МКОУ «СОШ №2 г. Олонца», разрешение исковых требований оставляют на рассмотрение суда.
В судебном заседании были допрошены свидетели Богданов С.Н., Алексеев А.И..
Выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).
При этом в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан в настоящее время установлен Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На основании ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Статьей 8 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 6 части 1 ст. 32 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста. С 1 января 2015 года основания назначения указанной пенсии предусмотрены пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на тех или иных должностях в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Судом установлено, что Морозова Н.А. <Дата обезличена> обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Олонец Республики Карелия <Номер обезличен> от <Дата обезличена> истице было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа 25 лет педагогической деятельности. При этом в специальный стаж истца не были зачтены следующие периоды работы:
- командировки с 27.03.1994 по 31.03.1994, с 12.04.1994 по 15.04.1994, с 17.02.1995 по 19.02.1995;
- учебные отпуска: с 18.05.1994 по 19.06.1994, с 18.05.1995 по 17.06.1995, с 03.01.1997 по 18.01.1997, с 01.06.1998 по 30.06.1998, с 05.01.1999 по 15.01.1999;
- соревнования: 22.09.2005, 25.05.2008, 26.04.2014, 29.04.2014, 25.05.2015, 29.05.2015;
- туристический слет: с 04.04.2014 по 05.04.2014, 28.09.2014;
- участие в лагере: с 03.11.2014 по 07.11.2014,
- периоды работы в ДЮСШ г. Олонца с 15.09.1991 по 31.01.1993 в должности руководителя кружков Олонецкого детско-юношеского клуба физической подготовки; с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в должности педагога дополнительного образования в Олонецком детско-юношеском клубе физической подготовки;
- периоды работы в МОУ «СОШ №2 г. Олонца» с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в должности учителя физкультуры.
Суд находит требования истца обоснованными по следующим основаниям.
Периоды работы истца в ДЮСШ г. Олонца с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в должности руководителя кружков Олонецкого детско-юношеского клуба физической подготовки; с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в должности педагога дополнительного образования в Олонецком детско-юношеском клубе физической подготовки не были учтены ответчиком, так как наименование должности «руководитель кружков» и наименование учреждения «детско-юношеский клуб физической подготовки» не предусмотрены Списком <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Вместе с тем, согласно п. 10 ч. 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. С 01.01.2015 основания назначения указанной пенсии предусмотрены п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку согласно ч. 1 и 3 ст. 36 данного ФЗ со дня его вступления в силу (т.е. с 1.01.2015) ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным ФЗ в части, не противоречащей данному ФЗ.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 7 - 13 п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно указанному Списку право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам предоставляется при наличии одновременно двух условий - работы в соответствующих должностях и соответствующих учреждениях.
В указанном Списке отсутствует учреждение «детско-юношеский клуб физической подготовки», в котором работала истица в период с 15.09.1991 по 24.08.1993 в должности руководителя кружка, педагога дополнительного образования. Разделом «Наименование должностей» названного Списка предусмотрена должность «педагог дополнительного образования».
Утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 06.09.1991 Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» также не предусмотрено учреждение детско-юношеский клуб физической подготовки, вместе с тем предусмотрена общая позиция учреждений – «внешкольные учреждения». Разделом «Наименование должностей» названного Списка не предусмотрена должность педагог дополнительного образования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Морозова Н.А. <Дата обезличена> была принята на работу тренером-преподавателем ДЮСШ г. Олонца.
Приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> истец переведена на должность руководителя кружков в Олонецкий детско-юношеский клуб физической подготовки.
<Дата обезличена> приказом <Номер обезличен> по ДЮСШ должность руководителя кружков переименована на должность педагога дополнительного образования.
<Дата обезличена> истец уволена с занимаемой должности педагога дополнительного образования в связи с переводом на другую работу.
При этом согласно пояснений истица и его представителя ДЮСШ г. Олонца была переименована в Олонецкий детско-юношеский клуб физической подготовки.
Согласно справки заведующей канцелярии Олонецкая ДЮСШ на основании решения исполкома Олонецкого районного Совета народных депутатов №372 от 24.09.1991 был издан приказ №1 по Олонецкой ДЮСШ от 15.09.1991, в соответствии с которым Детско-юношеская спортивная школа была переименована в Детско-юношеский клуб физической подготовки.
Приказом №1 по Олонецкому ДЮКФП от 16.09.1994 на основании нового положения о ДЮСШ РК №123 от 01.08.1994 Детско-юношеский клуб физической подготовки переименован в Детско-юношескую спортивную школу, которая переименована в муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа г. Олонца» на основании постановления Главы администрации местного самоуправления №348 от 26.06.2001.
Распоряжением Главы администрации местного самоуправления Олонецкого района №323-р от 25.04.2005 муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа г. Олонца» переименовано в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа Олонецкого района», которое впоследствии переименовано в муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Олонецкая детско-юношеская спортивная школа».
Распоряжением Главы администрации Олонецкого национального муниципального района №2298-р от 19.12.2011 муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Олонецкая детско-юношеская спортивная школа» переименовано в муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Олонецкая детско-юношеская спортивная школа».
Приказом Министерства образования и науки РФ N 1008 от 29.08.2013 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, который регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена в том числе на: подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом N 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 12 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. К образовательным учреждениям относятся в частности учреждения дополнительного образования для детей.
Согласно Постановлению Совмина СССР от 30.04.1952 N 2140 «Об упорядочении сети и утверждении типовых штатов и должностных окладов работников внешкольных учреждений министерств просвещения союзных республик» детская спортивная школа внесена в номенклатуру внешкольных учреждений.
Согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 233 от 07.03.1995, к учреждениям дополнительного образования детей относятся детско-юношеские спортивные школы всех наименований.
Из Положения о детско-юношеской спортивной школе в Республике Карелия, утв. Постановлением Правительства Республики Карелия от 15.08.1995 №688, следует, что ДЮСШ является внешкольным учреждением, к числу ее основных задач относятся осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди детей, подростков, направленную на укрепление их здоровья, и всестороннее физическое развитие.
Таким образом, судом установлено, что Морозова Н.А. в спорный период осуществляла педагогическую деятельность в учреждении дополнительного образования, в котором реализовывалась программы дополнительного образования для детей в области спорта, должностные обязанности истца как педагога дополнительного образования (тренера-преподавателя), связанные с осуществлением физической подготовки обучающихся и воспитанием спортсменов, не менялись, как не менялось и назначение учреждения, в котором она работала в спорный период, а функции учреждения соответствовали функциям, изложенным в Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 233 от 07.03.1995 и соответствующим наименованию «детско-юношеская спортивная школа», предусмотренном в Списке.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что организационное устройство образовательного учреждения не может являться фактором, лишающим педагогического работника права на досрочное пенсионное обеспечение, подлежат включению периоды работы Морозовой Н.А. с 15.09.1991 по 24.08.1993 в должности руководителя кружка, педагога дополнительного образования в Детско-юношеском клубе физической подготовки в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Конституционный Суд РФ в Определении от 6 декабря 2001 г. № 310-0 указал, что в основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда учителей также лежат равенство всех перед законом, запрет дискриминации в области образования, равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование и запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности и равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала. Реализуя эти принципы, ст. 1.32 Рекомендации ЮНЕСКО о положении учителей от 5 октября 1966 г. прямо указывает, что пенсионные права, полученные учителями на службе в системе каких-либо органов просвещения в стране, сохраняются при переводе на службу в любую другую систему в той же стране. Конституционный Суд РФ также подчеркнул, что до полного перехода на новую систему пенсионного обеспечения какие-либо категории педагогических работников не могут ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности учебного заведения. Иное означало бы нарушение указанных выше конституционных принципов и норм федерального законодательства.
В связи с чем, суд считает обоснованными требования истца о включении в стаж работы с педагогической деятельностью периоды командировок с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и периоды нахождения в учебных отпусках с <Дата обезличена> по 19.061994, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Факт нахождения истицы в командировках и учебных отпусках в указанные периоды подтверждается представленными приказами по Олонецкой средней школе <Номер обезличен>, из которых следует, что в указанные периоды за истицей сохраняется средняя заработная плата по месту работы.
Статьей 166 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В соответствии со ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Согласно ч. 1 ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
По смыслу Рекомендаций Международной организации труда № 148 от 24 июня 1974 года «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.
Как предусматривают указанные Рекомендации, термин «оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.
Исходя из указанных правовых норм, периоды нахождения в учебных отпусках и служебных командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Разрешая заявленные требования о включении в специальный педагогический стаж истца периодов нахождения истца на соревнованиях, туристическом слете, участии в лагере (<Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена>, с <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, с 03.11 по <Дата обезличена>), суд исходит из того, что на данные мероприятия истец направлялся работодателем, на него соответствующими приказами возлагалась ответственность за жизнь и здоровье учащихся и по своему характеру эти мероприятия были непосредственно связаны с осуществлением истцом педагогической деятельностью как учителя физкультуры.
При этом суд также учитывает, что участие соревнованиях, туристических слетах, лагере основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца, при этом за истцом сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата, от которой производились в указанный период времени все отчисления, в связи с чем указанные периоды работы подлежат зачету в специальный стаж работы Морозовой Н.А. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Кроме того, ответчик не засчитал в стаж педагогической деятельности периоды работы Морозовой Н.А. с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, так как данный период работы истицы отражен в индивидуальных сведениях как работа на 0,95 ставки и период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, так как данный период работы истицы отражен в индивидуальных сведениях, как работа истицы на 0,93 ставки.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», действовавшим в указанный спорный период времени, педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается продолжительность рабочего времени: 18 часов в неделю учителям 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений.
Таким образом, положения п. 4 Правил прямо предусматривают возможность суммирования педагогической и учебной нагрузки как по основному, так и другим местам работы, для определения выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). При этом указанные правила не устанавливают порядок суммирования указанных периодов, а также условия для ограничения в их суммировании.
То обстоятельство, что истец работала учителем физкультуры на полную тарифную ставку (18 час), подтверждается приказами по МОУ «Средняя образовательная школа №2 г. Олонца» Республик Карелия о распределении штатных должностей учителей.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что у истца возникло право на досрочное пенсионное обеспечение с момента обращения с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, так как на момент обращения истицы с заявлением о назначении пенсии у истицы стаж работы в связи с педагогической деятельностью составлял 25 лет 00 мес. 07 дн. (стаж, засчитанный Пенсионным фондом 20 лет 08 мес. 03 дн. + 04 года 04 мес. 05 - дн. стаж, включенный судом).
Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, пенсия истицы подлежит назначению с 11.11.2015.
При этом, суд полагает, что удовлетворение указанных требований является надлежащим способом защиты прав истца, поэтому не находит оснований отменять решение территориального органа пенсионного фонда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сортавала по Республике Карелия (межрайонное) включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19. п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» Морозова Н.А. следующие периоды работы: командировки с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>; учебные отпуска: с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>; соревнования: <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>; туристический слет: с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена> ; участие в лагере: с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>; периоды работы в ДЮСШ <Адрес обезличен> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в должности руководителя кружков Олонецкого детско-юношеского клуба физической подготовки; с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в должности педагога дополнительного образования в Олонецком детско-юношеском клубе физической подготовки; периоды работы в МОУ «СОШ <Номер обезличен> <Адрес обезличен>» с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в должности учителя физкультуры.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сортавала по Республике Карелия (межрайонное) назначить Морозова Н.А. страховую пенсию по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <Дата обезличена>.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сортавала по Республике Карелия (межрайонное) в пользу Морозова Н.А. расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда через Сортавальский городской суд.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение суда изготовлено 17.02.2017