№12-92/2019
УИД 10RS0008-01-2019-001083-07
Р Е Ш Е Н И Е
21 ноября 2019 года г.Медвежьегорск
Судья Медвежьегорского районного суда Республики Карелия Свинкина М.Л., рассмотрев жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Медвежьегорская центральная районная больница» на постановление Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 27.09.2019 №10/8-141-19-И/70/05-552 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Постановлением Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 27.09.2019 №10/8-141-19-И/70/05-552 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Медвежьегорская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» обжаловала его, в жалобе указывает, что постановление содержит неверную квалификацию совершенного административного правонарушения, поскольку допуск работников к исполнению ими трудовых обязанностей (при поступлении на работу) без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования, влечет административную ответственность по части 3 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации. В данной связи полагает, что оспариваемое постановление должно быть признано незаконным и отменено. Кроме того, указывает, что водители Тишкин А.В. и Сивошенко Б.Л., принятые на работу и осуществлявшие трудовую деятельность в качестве водителей без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования, требуемое освидетельствование к моменту рассмотрения протокола об административном правонарушении прошли, выявленное нарушение ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» устранено, что свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, вред охраняемым общественным отношениям причинен не был, негативные последствия содеянного отсутствуют, что свидетельствует о малозначительности совершенного административного правонарушения. Просит отменить обжалуемое постановление Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 27.09.2019 №10/8-141-19-И/70/05-552.
В судебном заседании представитель ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» Галашева И.А. поддержала доводы жалобы, просила ее удовлетворить. Дополнительно пояснила, что работодатель не имел объективной возможности обеспечить прохождение водителями Тишкиным А.В. и Сивошенко Б.Л. обязательного психиатрического освидетельствования, поскольку члены комиссии по проведению психиатрического освидетельствования находились в отпуске, о чем в материалы дела представлены соответствующие приказы.
Представитель Государственной инспекции труда в Республике Карелия Комаров О.Ю. полагал жалобу необоснованной, поскольку нарушение, совершенное ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ», квалифицировано верно, из протокола об административном правонарушении и постановления о назначении наказания следует, что юридическому лицу вменено необеспечение прохождения медицинского (психиатрического) освидетельствования, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации. Кроме того, санкция части 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации является более мягкой по сравнению с предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации, что снижает финансовую нагрузку на лицо, привлекаемое к административной ответственности. Просил оставить постановление без изменения, отказав в удовлетворении жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 22.08.2019 №10/8-141-19-И/70/01-703 в отношении ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» была проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой, в том числе установлено, что в нарушение требований статей 76, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности», приняты на работу водители, не прошедшие обязательное психиатрическое освидетельствование, а именно Тишкин А.В. (трудовой договор от 18.07.2019) и Сивошенко Б.Л. (трудовой договор от 30.08.2019), прохождение названными работниками обязательного психиатрического освидетельствования работодателем не обеспечено.
Фактические обстоятельства подтверждены материалами дела, в том числе актом проверки от 11.09.2019.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении юридического лица дела об административном правонарушении, составления 20.09.2019 протокола об административном правонарушении.
Совершенное ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» правонарушение квалифицировано по части 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации.
Вместе с тем анализ приведенных выше норм применительно к фактическим обстоятельствам дела, изложенным в протоколе об административном правонарушении и установленным судьей в ходе судебного разбирательства, свидетельствует о том, что совершенное ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» деяние охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного специальной нормой, а именно частью 3 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации, устанавливающей административную ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при пересмотре дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействия) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
Составы административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации, имеют единый родовой объект посягательства.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Санкция части 3 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации предусматривает более строгое наказание, чем санкция части 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации, в связи с чем переквалификация деяния ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» в ходе рассмотрения настоящей жалобы невозможна.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При установленных обстоятельствах постановление Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 27.09.2019 №10/8-141-19-И/70/05-552 подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием в действиях ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации.
Доводы представителя ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» относительно того, что в связи с нахождением членов комиссии по проведению психиатрического освидетельствования в отпуске ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» объективно не могло обеспечить соблюдение установленных требований, а равно о том, что допущенное правонарушение является малозначительным, судья во внимание не принимает, поскольку они не имеют значения для разрешения настоящего дела.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП Российской Федерации, судья
р е ш и л :
Постановление Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 27.09.2019 №10/8-141-19-И/70/05-552 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Медвежьегорская центральная районная больница» отменить, производство по делу прекратить в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение 10 дней с момента получения копии настоящего решения.
Судья М.Л. Свинкина