Дело №2-1857/2016г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2016 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретере Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в интересах Потапова В.С., Зыковой В.О., Подкопаевой В.А., Киселевой М.А., Широковой Е.В., Меньшикова М.В., Горбачевой Г.П. и Михайловой А.В. к администрации г.Минусинска о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Потапова В.С., Зыковой В.О., Подкопаевой В.А., Киселевой М. А., Широковой Е.В., Меньшикова М.В., Горбачевой Г.П. и Михайловой А.В. обратился в суд с исками к администрации г.Минусинска, просил обязать ответчика предоставить истцам по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на пять лет жилые помещения площадью 33 кв.м. каждому с допусками, установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края лот 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.).
Гражданские дела по указанным искам были объединены в одно производство.
Свои требования в исковых заявлениях и судебном заседании через своего представителя Струкову Т.Я. прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Потапов В.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Зыкова В.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Подкопаева В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Киселева М.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Широкова Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Меньшиков М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Горбачева Г.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Михайлова А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в несовершеннолетнем остались без попечения родителей. В настоящее время они окончили учебные заведения, проживают в жилых помещениях, принадлежащих посторонним людям. <адрес>вой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа от 24.06.2014г. (от 16.01.2015г. по <адрес>) Потапов В.С., от 08.04.2015г. Зыкова В.О., от 18.09.2015г. Подкопаева В.А., от 16.01.2015г. Широкова Е.В. и Киселева М.А., от ДД.ММ.ГГГГ Меньшиков М.В., от ДД.ММ.ГГГГ Горбачева Г.П., от ДД.ММ.ГГГГ ( с 30.09.2013г. по <адрес>) Михайлова А.В. были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлены на учет нуждающихся в жилье, однако до настоящего времени жилыми помещениями они не обеспечены, своих собственных жилых помещений не имели и не имеют. Законодательство, регламентирующее предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений не устанавливает очередность предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. При этом указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью, в связи с чем на администрацию <адрес> в судебном порядке должна быть возложена обязанность по обеспечению истцов жилыми помещениями.
В судебном заседании истцы Подкопаева В.А., Киселева М.А. и Потапов В.С. исковые требования также поддержали. Суду пояснили, что в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей. <адрес>вой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа они были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлены на соответствующий учет, однако никаких жилых помещений им не предлагалось, ими до настоящего времени они не обеспечены, своих собственных жилых помещений не имели и не имеют.
Истцы Зыкова В.О., Широкова Е.В., Меньшиков М.В., Горбачева Г.П. и Михайлова А.В. в судебное заседание не явились, о его дате и времени извещены надлежащим образом ( т.2 л.д.201), направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие (т.2 л.д.203,205). Ранее участвуя в предварительном судебном заседании заявленные требования в их интересах поддержала в полном объеме, пояснив, что до настоящего времени жилыми помещениями они не обеспечены, своих собственных жилых помещений не имели и не имеют.
Представитель ответчика администрации г.Минусинска Хундяков С.А. действующий на основании доверенности ( л.д.171), в судебное заседание не явился, представил возражения на исковые заявления, в которых просил о рассмотрении дела в его отсутствие ( л.д.167). В возражениях исковые требования не признал, указав, что оснований для возложения на администрацию г.Минусинска в судебном порядке обязанности по предоставлению Потапову В.С., Зыковой В.О., Подкопаевой В.А., Киселевой М. А., Широковой Е.В., Меньшикову М.В., Горбачевой Г.П. и Михайловой А.В. жилых помещений не имеется. Истцы в установленном законом порядке были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению на территории г.Минусинска жилыми помещениями. Указанный список формируется в хронологическом порядке по мере подачи соответствующих заявлений данной категорией лиц и ведется Министерством образования и науки Красноярского края. Обеспечение жилыми помещениями осуществляется в порядке очередности. Ежегодно на эти цели Министерством образования и науки Красноярского края администрации г.Минусинска в рамках заключенных соглашений выделяются денежные средства на приобретение указанной категории лиц жилых помещений. Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Красноярского края от 02.11.2000года «О защите прав ребенка». Согласно этому закону предоставление жилых помещений указанной категории лиц, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком. Кроме того, ч.2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ прямо оговорено, что действия ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в ред. ФЗ от 29.02. 2012 г. N 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона. таким образом законодатель прямо указал, что с 01.01.2013года дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по обеспечению жилыми помещениями осуществляются только в порядке очереди, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истцов не имеется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом (л.д.208), причины неявки в суд не сообщил.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы Потапов В.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Зыкова В.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Подкопаева В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Киселева М.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Широкова Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Меньшиков М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Горбачева Г.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Михайлова А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей. <адрес>вой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа от 24.06.2014г. (от 16.01.2015г. по г.Минусинску) Потапов В.С., от 08.04.2015г. Зыкова В.О., от 18.09.2015г. Подкопаева В.А., от 16.01.2015г. Широкова Е.В. и Киселева М.А., от ДД.ММ.ГГГГ Меньшиков М.В., от ДД.ММ.ГГГГ Горбачева Г.П., от ДД.ММ.ГГГГ ( с 30.09.2013г. по <адрес>) Михайлова А.В. были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлены на учет нуждающихся в жилье, но до настоящего времени жилыми помещениями они не обеспечены, своих собственных не имеют.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истцов и прокурора в предварительном судебном заседании, заявлениями истцов Минусинскому межрайонному прокурору от 14.03.2016г., 24.02.2016г., 15.03.2016г., 02.02.2016г., 09.03.2016г., 13.04.2016г.,25.04.2016г. паспортами истцов и свидетельствами об их рождении, справками КГБПОУ «Минусинский медицинский техникум» об обучении Потапова В.П., договором аренды жилого помещения от 01.12.2015г. с Потаповым В.С., свидетельством о регистрации по месту пребывания Потапова В.С., вкладышем в свидетельством о рождении Потапова В.С., справкой Восточенского сельсовета, свидетельством о смерти Потаповой Н.В., решением администрации Курагинского сельсовета от 16.11.2000 г. о помещении Потапова В.С. в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, решением Курагинского районного суда от 27.04.2004года о лишении Потаповой Н.В. родительских прав в отношении Потапова В.С., решением Белоярского районного суда Свердловской области от 23.12.2004года о лишении Потапова С.А. родительских прав в отношении Потапова В.С., справкой УЭ и ИО Курагинского района об отсутствии у Потапова В.С. и его родителей жилого помещения, информационным письмом управления образования администрации г.Минусинска от 26.02.2016года, постановлением администрации Шушенского района Красноярского края № 342 от 13.03.2008г. об установлении опеки над Зыковой В.О. и постановлением от 283а от 21.03.2012года о внесении изменений в него, решением Шушенского районного суда от 14.05.2008года о лишении Зыковой О.А. и Зыкова Ж.А. родительских прав в отношении Зыковой В.О., информационным письмом управления образования администрации г.Минусинска от 16.02.2016года, протестом прокурора Шушенского района от 14.03.2012года № 7-2-2012год, информационным письмом администрации Шушенского района № 18.07.2011года от арх-01-17-1877 о состоянии жилого помещения, справками Казанцевского сельсовета Шушенского района Красноярского края от 14.03.2013года о нахождении Зыковой В.О. на учете нуждающихся в получении жилья, финансово-лицевым счетом от 14.03.2013года, постановлением администрации Казанцевского сельсовета Шушенского района Красноярского края от 25.08.2011г. о признании Зыковой В.О. малоимущей, акт обследования жилого дома от 04.08.2011г., дипломом об окончании средне-профессионального учебного заведения Зыковой В.О., свидетельством о государсвтенной регистрации права от 24.10.2000г. за Зыковой Ж.А., решением Минусинского городского суда от 28.05.2009года о признании безвестно отсутствующей Подкопаеву С.А., справкой городского отдела Загс о рождении Подкопаевой В.А., справкой управления образования администрации г.Минусинска об отсутствии жилого помещения у Подкопаевой С.А. и ее матери, администрации Советского района № 1370 от 15.08.1996 года, сопроводительной о направлении личного дела Подкопаевой В.А., заявлением в Министерство образования и науки Красноярского края, справкой администрации г.Минусинска об отсутствии жилого помещения Подкопаевой С.А. и ее матери, адресной справкой на Подкопаеву С.А., справкой администрации Советского района г.Красноярска об отсутствии жилого помещения Подкопаевой С.А. и ее матери, информационным письмом управления образования администрации г.Минусинска от 26.02.2016г. на Киселеву М.А., справкой справками КГБПОУ «Минусинский медицинский техникум» об обучении Киселевой М.А., решением Минусинского городского суда от17.12.2008года о лишении Киселевой Р.А. родительских прав в отношении Киселевой М.А., заявлением Киселевой М.А. в Министерство образования и науки Красноярского края от 03.10.2013г., постановлением администрации г.Минусинска об установлении опеки над Киселевой М.А.№ АГ-2198 от 30.10.2014г., свидетельством о государственной регистрации права за Ушманкиной Е.М. от 30.06.2003г., постановлением администрации г.Минусинска об установлении опеки над Широковой Е.В., постановлением администрации г.Минусинска об установлении выплат на Широкову Е.В., справкой администрации г.Минусинска об отсутствии жилого помещения у Широковой Е.В., свидетельством о государственной регистрации права за Широковой Е.В., справкой отдела архитектуры и градостроительства г.Минусинска от 23.09.2013г. о непригодности к проживанию жилого дома Штундер Н.А., справками о регистрации по месту жительства Широковой Е.В., решением Минусинского городского суда от 28.08.2001г. о лишении родительских прав Широкова В.К. отношении Широковой Е.В., свидетельством о смерти Меньшикова В.Ф. и Чуриковой А.В., постановлением администрации Минусинского района № 612-п от 25.11.2003г. об определении Меньшикова М.В. в государственное учреждение на полное государственное обеспечение и постановлением от 626- п от 21.09.2012г. о внесении изменений в него, свидетельствами об окончании учебных заведений от 24.06.2015г. и от 24.06.2013г. Меньшиковым М.В., свидетельством о рождении Меньшиковой А.М., адресными справками на Меньшикова М.В. и его родителей, справкой администрации г.Минусинска об отсутствии жилого помещения у Меньшикова М.В. и его родителей, постановлением администрации г.Минусинска об определении Меньшикова М.В. в приемную семью, свидетельством об установлении отцовства Меньшикова М.В. Горбачевой А.М., свидетельством о рождении Горбачевой Г.П., свидетельством о заключении брака между родителями Горбачевой Г.П., дипломом о получении среднего профессионального образования Горбачевой Г.П. адресной справкой на Горбачеву Г.П. и ее родителей, постановлением администрации г.Минусинска № 507- п от 29.03.2010г. об определении Горбачевой Г.П. в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, решением Минусинского городского суда от 17.09.2009года о лишении родителей Горбачевой Г.П.в отношении нее родительских прав, справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация», Минусинского отделения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за истцами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными и правомерными. То обстоятельство, что Потапов В.С., Зыкова В.О., Подкопаева В.А., Киселева М.А., Широкова Е.В., Меньшиков М.В., Горбачева Г.П. и Михайлова А.В. включены в список лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье не свидетельствует о том, что их права не нарушены, так как жилыми помещениями они до настоящего времени фактически не обеспечены, каких-либо доказательств объективно подтверждающих возможность их предоставления администрация г.Минусинска суду не представила.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию <адрес> предоставить Потапову В.С., Зыковой В.О., Подкопаевой В.А. Киселевой М.А., Широковой Е.В., Меньшикову М.В., Горбачевой Г.П. и Михайловой А.В. каждому на территории <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений благоустроенные жилые помещения площадью 33 кв.м. с допусками установленными ч.14 ст.<адрес> от 02.11.2000г. № «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 05.08.2016г.