Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Красногорск,
Московская обл. 10 апреля 2019 года
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Терещенко А.А.,
при секретаре Юликове Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №3а-464/19 по административному исковому заявлению ООО «Домогнеупор» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости пяти земельных участков, расположенных по адресу: <данные изъяты>, об обязании административного ответчика внести в Единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты>, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Домогнеупор» обратилось в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности пяти земельных участков: с кадастровыми номерами: <данные изъяты> расположенных по адресу: <данные изъяты>, а также просил установить кадастровую стоимость указанных земельных участков в размере из расчета кадастровой стоимости ранее преобразованного земельного участка, кадастровая стоимость которого была установлена решением суда.
Заявитель просил суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости, исходя из расчета удельного показателя кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка в размере <данные изъяты>., в соответствии с вступившим в законную силу решением Московского областного суда от 18 января 2018 года по делу № 3а- 24/18.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что данные земельные участки были образованы путем межевания земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 47 688 кв. м, кадастровая стоимость которого была установлена решением Московского областного суда от 18 января 2018 года по состоянию на 18 июля 2013 года в размере <данные изъяты>. (удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка <данные изъяты>
Заявления об исправлении технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости вновь образованных земельных участках, поданные административным истцом в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области отклонены.
Уведомлениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области от 24 августа 2018 года, заявления ООО «Домогнеупор» о пересмотре кадастровой стоимости пяти земельных участков, поступившие в Комиссию 22 августа 2018 года, не приняты к рассмотрению Комиссией, ввиду отсутствия отчета, составленного на бумажном носителе и в форме электронного документа.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость вновь образованных пяти земельных участков должна быть установлена из расчета удельного показателя кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, кадастровая стоимость которого была установлена решением Московского областного суда от 18 января 2018 года по состоянию на 18 июля 2013 года в размере <данные изъяты>. кв.м.
Представитель административного истца в судебном заседании полностью поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений - возражал против удовлетворения заявленных требований, в удовлетворении заявления просили отказать.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей.
Суд, выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика Министерства имущественных отношений Московской области, исследовав материалы дела, полагает в удовлетворении заявленных требований отказать. При этом суд исходит из следующего.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Согласно положениям ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу положений п. 1, 5 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения признаются плательщиками земельного налога. В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.
Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
В соответствии с абз. 1, абз. 37 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности владельца данного земельного участка.
Под государственной кадастровой оценкой в соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается совокупность действий, включающих в себя в том числе принятие решения о проведении государственной кадастровой оценке, утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).
Для вновь образованного объекта недвижимости, в соответствии с положениями ст. 24.19 Федерального закона №135-ФЗ, датой определения его кадастровой стоимости является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).
Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года №566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков указанной категории, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по муниципальным районам, городским округам Московской области – по состоянию на 01 января 2013 года.
Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года №1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.
Судом установлено, что ООО «Дмогнеупор» является собственником 5-ти земельных участков:
- с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 13 875 кв.м;
- с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 13 026 кв.м;
- с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 4 809 кв.м;
- с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 13 484 кв.м;
- с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 2 494 кв.м., расположенные по адресу: Московская <данные изъяты> что подтверждается выписка из ЕГРН (л.д. 12-17).
Как следует из материалов дела, спорные земельные были образованы в результате раздела 06 декабря 2017 года земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, результаты определения кадастровой стоимости которого были оспорены ранее в судебном порядке в Московском областном суде, о чем свидетельствуют выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости земельных участков (л.д. 63-68).
При таких обстоятельствах, в силу вышеназванных положений ст. 24. 19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», датой определения кадастровой стоимости указанных земельных участков является 06 декабря 2017 года.
При постановке на кадастровый учет вновь образованных земельных участков филиалом «ФКП Росреестра по Московской области» внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года №566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области», вместо рыночной стоимости, утвержденной состоявшимся решением Московского областного суда от 18 января 2018 года. По мнению административного истца, удельный показатель кадастровой стоимости образованных земельных участков должен быть получен путем деления рыночной стоимости, ранее установленной в судебном порядке, на площадь ранее существовавшего земельного участка.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Подпункт 2.1.17 Методических указаний определяет, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Поскольку рыночная стоимость была определена для конкретного объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 47 688 кв. м., следовательно, при разделе указанного земельного участка кадастровая стоимость образованных (новых) земельных участков определяется по общим правилам установленным Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости, то есть, в соответствие с пунктами 2.1.1, 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что правильно и обоснованно применены вышеперечисленные нормы действующего законодательства при определении кадастровой стоимости пяти земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 47 688 кв. м. Кадастровую стоимость пяти земельных участком, в установленном законом порядке, административный истец не оспаривает, отчета об определении рыночной стоимости земельных участков не представил. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не могут служить основанием для перерасчета судом кадастровой стоимости вновь образованных пяти земельных участков.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных ООО «Домогнеупор» требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ООО «Домогнеупор» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости пяти земельных участков, расположенных по адресу: <данные изъяты>, об обязании административного ответчика внести в Единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты> в размере <данные изъяты>, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты>, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты>, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты>, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты>, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Терещенко А.А.