Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Уфа |
6 февраля 2013 года |
Уфимский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе:
председательствующего - Серова А.А.,
при секретаре - Пугачевой Н.В.,
с участием представителя заявителя - Грешнова Д.С., представителя ответчика - командира войсковой части 02030 - подполковника Чайкина А.В., а также помощника военного прокурора Уфимского гарнизона старшего лейтенанта юстиции Дедкова В.В., рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 02030 старшего сержанта Шалупенко Р.Ф. об оспаривании действий Министра обороны РФ и командира войсковой части 02030, связанных с неполным обеспечением денежным довольствием при увольнении с военной службы, а также невыплатой дополнительного материального стимулирования за 2012 год,
УСТАНОВИЛ:
Шалупенко Р.Ф. обратилась в военный суд с заявлением, в котором указала, что она проходила военную службу в войсковой части 02030 в должности <данные изъяты> в звании старший сержант. Приказом Министра обороны РФ от 18 сентября 2012 года № заявитель уволена с военной службы на основании пп «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а с 15 октября 2012 года тем же приказом исключена из списков личного состава части. С данным приказом Министра обороны РФ Шалупенко Р.Ф. была ознакомлена только 4 декабря 2012 года, а до этого времени продолжала исполнять должностные обязанности. При этом денежное довольствие за период с 16 октября по 4 декабря 2012 года ей не было выплачено, а вещевое имущество она получила только 11 декабря того же года. Кроме того, Шалупенко Р.Ф. не была произведена выплата дополнительного материального стимулирования за 2012 год.
Находя свои права нарушенными, Шалупенко Р.Ф. в своём заявлении просила суд приказ Министра обороны РФ от 18 сентября 2012 года № в части, касающейся увольнения заявителя с военной службы отменить и восстановить её в списках личного состава войсковой части 02030 до полного обеспечения положенными видами довольствия.
Представитель заявителя Грешнов Д.С. в судебном заседании требования заявителя поддержал и дал пояснения, аналогичные содержащимся в заявлении. При этом он также пояснил, что Шалупенко Р.Ф., помимо прочего, не начислено и не выплачено дополнительное материальное стимулирование за 2012 год, предусмотренное приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010. Приказ на данную выплату издаётся командиром воинской части, в котором проходит службу военнослужащий, а поэтому представитель заявителя в дополнение к требованиям, просил обязать командира войсковой части 02030 внести изменения в свой приказ на указанную выплату, включив в него Шалупенко Р.Ф., а Министра обороны РФ - произвести эту выплату установленным порядком.
Представитель командира войсковой части 02030 - подполковник Чайкин А.В. в судебном заседании пояснил, что требования заявителя, касающиеся не обеспечения Шалупенко Р.Ф. положенными видами довольствия до увольнения с военной службы он полагает подлежащими удовлетворению, поскольку заявитель вплоть до 4 декабря 2012 года - даты поступления в часть выписки об увольнении её с военной службы, продолжала исполнять должностные обязанности. Что касается требований заявителя о включении её в приказ командира войсковой части 02030 о дополнительном материальном стимулировании за 2012 год, Чайкин А.В. пояснил, что командир части не мог включить её в оговариваемый приказ, поскольку на момент его подготовки, Шалупенко Р.Ф. уже была исключена из списков личного состава войсковой части 02030.
Представитель Министра обороны РФ - Янченко М.А. в судебное заседание не явилась, а в своём заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие. Не соглашаясь с требованиями заявления, она в своих возражениях указала, что законодатель не связывает увольнение с военной службы с датой ознакомления военнослужащего с соответствующим приказом, а отождествляет его с датой исключения военнослужащего из списков части. Кроме того, по мнению Янченко М.А., не получение заявителем вещевого имущества на момент исключения из списков личного состава части, не является существенным нарушением порядка её увольнения, повлекшим существенные, негативные последствия, а восстановление её прав возможно и без восстановления Шалупенко Р.Ф. на военной службе - путем изменения даты исключения из списков части. В заключение Янченко М.А. указывает, что решение о выплате, либо отказе в выплате дополнительного материального стимулирования принимает командир воинской части, у которого в данном случае правовых оснований для такой выплаты Шалупенко Р.Ф. не имелось, поскольку последняя уже была исключена из списков части.
Выслушав представителя заявителя, представителя командира войсковой части 02030, заключение прокурора, полагавшего требования Шалупенко Р.Ф. удовлетворить частично, изучив письменные возражения представителя Министра обороны РФ и исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно статьям 2 и 37 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», реализация правовой и социальной защиты военнослужащих является функцией государства и обязанностью командиров (начальников). Пункт 5 названной статьи устанавливает, что никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 12 названного Федерального закона, военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами.
Пунктом 16 статьи 34 «Положения о порядке прохождения военной службы» (утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года №1237) установлено, что военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Приведенная норма обязывает командование к производству полного окончательного расчета с увольняемым военнослужащим именно до (не позже дня) исключения из списков личного состава части и вне зависимости от каких-либо обстоятельств, а единственная возможность исключения увольняемого военнослужащего из соответствующих списков до окончательного расчета с ним зависит исключительно от согласия самого военнослужащего с таким исключением.
Из приказа Министра обороны РФ от 18 сентября 2012 года № видно, что Шалупенко Р.Ф. с того же числа уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а с 15 октября 2012 года она исключена из списков личного состава части. Данный приказ поступил в часть 3 декабря 2012 года, а на следующий день с ним ознакомилась Шалупенко Р.Ф., что следует из соответствующих отметок.
Вместе с тем, согласно представленным в суд: приказу командира войсковой части 02030 от 9 июля 2012 года №, копиям листов книги приёма-сдачи дежурств <данные изъяты>, а также соответствующих графиков дежурств, Шалупенко Р.Ф. с 17 октября по 24 ноября 2012 года неоднократно заступала на дежурства <данные изъяты>.
Представитель ответчика в судебном заседании показал, что Шалупенко Р.Ф. до увольнения с военной службы в распоряжение не выводилась, а вплоть до 4 декабря 2012 года действительно исполняла свои должностные обязанности, в том числе заступала на дежурства <данные изъяты>. Об исключении из списков части Шалупенко Р.Ф. узнала только в указанный день - 4 декабря, ознакомившись с соответствующим приказом Министра обороны РФ, что полностью согласуется с показаниями её представителя, датой её ознакомления с данным приказом и реквизитами этого документа (вх. № от 03.12.2012 г.).
Таким образом суд пришел к выводу, что в течение всего предшествующего времени Шалупенко Р.Ф. не могла знать о своем исключении с 15 октября 2012 года из списков личного состава части (то есть, о своем увольнении), полагала себя военнослужащим и продолжала исполнять должностные обязанности вплоть до 4 декабря 2012 года, т.е. фактически обладала статусом военнослужащего.
Как усматривается из расчетных листков и сообщения представителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ», Шалупенко Р.Ф. было начислено и выплачено денежное довольствие и иные выплаты вплоть до 15 октября 2012 года - даты исключения её из списков личного состава части, что не оспаривал заявитель и его представитель. Каких-либо иных денежных средств после указанной даты Шалупенко Р.Ф. не выплачивалось.
Представитель заявителя в суде также пояснил, что своего согласия на увольнение с военной службы без обеспечения положенными видами довольствия Шалупенко Р.Ф. не давала. Не содержится такого согласия и в исследованных судом: рапорте заявителя на увольнение с военной службы от 1 августа 2011 года, листе беседы перед увольнением от 10 марта 2012 года, а также представлении к увольнению от 9 апреля 2012 года.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что невыплатой заявителю в период исполнения ей должностных обязанностей, с 16 октября по 4 декабря 2012 года денежного довольствия и иных выплат, права Шалупенко Р.Ф. были нарушены. Вместе с тем, поскольку увольнение Шалупенко Р.Ф. было произведено на законных основаниях суд, исходя из принципов разумности и адекватности возмещения причиненного вреда, полагает возможным восстановление нарушенных прав заявителя без восстановления её в списках личного состава части. В данном случае, права Шалупенко Р.Ф. необходимо восстановить путём изменения даты её исключения из списков личного состава и взыскания всех полагающихся за период незаконного исключения выплат, что будет сопоставимо с допущенными должностными лицами нарушениями. В удовлетворении требований заявителя, касающихся восстановления её на военной службе, надлежит отказать.
Что касается указания Шалупенко Р.Ф. в своём заявлении на несвоевременное получение ей отдельных предметов вещевого имущества, то суд находит данные нарушения незначительными и не повлекшими существенных негативных последствий для заявителя, а её доводы на этот счет - не влияющими на выводы суда. Принимая такое решение, суд учитывает пояснения в судебном заседании представителя заявителя, который признал оговариваемый факт незначительным, а также исследованный в суде рапорт Шалупенко Р.Ф. от 11 декабря 2012 года, в котором она собственноручно указала, что претензий по вещевому обеспечению к командованию войсковой части 02030 на момент исключения из списков части она не имеет, положенными предметами вещевого имущества обеспечена в полном объёме.
Рассматривая требования Шалупенко Р.Ф., касающиеся невыплаты дополнительного материального стимулирования за 2012 год, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение данного Указа Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утверждён Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 6 упомянутого Порядка дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объёмов бюджетных средств в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооружённых Сил производится на основании приказов командиров (начальников, руководителей).
При этом, как указано в пункте 7 Порядка, конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объёмов бюджетных средств, доведённых на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Согласно пояснениям представителя командира войсковой части 02030, а также представленными в суд телеграммами начальника штаба Центрального военного округа и руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ», выплата оговариваемого дополнительного материального стимулирования в 2012 году осуществлялась единовременно, за весь 2012 год. При этом расчетная сумма на одного военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава составила 20000 рублей.
Судом достоверно установлено, что Шалупенко Р.Ф. исполняла должностные обязанности вплоть до 4 декабря 2012 года, т.е. полных одиннадцать месяцев.
Из рапорта командира <данные изъяты> от 8 декабря 2012 года (подразделения войсковой части 02030 в котором проходила военную службу заявитель) усматривается, что Шалупенко Р.Ф. в список на получение дополнительного материального стимулирования включена не была. Это обстоятельство подтвердил и представитель командира войсковой части 02030 в судебном заседании, пояснив, что в соответствующий приказ (проект приказа Министра обороны РФ) на рассматриваемую выплату Шалупенко Р.Ф. также не была включена, поскольку на тот момент уже была исключена из списков части.
Оценивая действия командира части, связанные с не включением заявителя в приказ на оспариваемую выплату, суд находит их неправомерными по следующим основаниям.
Как усматривается из вышеупомянутого Порядка, указанные выплаты могут ограничиваться служебным усмотрением соответствующих командиров (начальников), но только в случаях прямо предусмотренных в пункте 11 Порядка, не подлежащих расширительному толкованию.
Указанные в данной норме обстоятельства в отношении Шалупенко Р.Ф. ответчиком не приведены и какими-либо доказательствами не подтверждены.
Напротив, исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности свидетельствуют о добросовестном исполнении Шалупенко Р.Ф. своих должностных обязанностей в 2012 году.
Так, служебная характеристика заявителя положительная, а в служебной карточке имеются два поощрения за добросовестное исполнение обязанностей военной службы, одно из которых датировано 3 марта 2012 года, взысканий не имеется. Помимо этого, исследованными ведомостями проверки по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке установлено, что заявитель имеет удовлетворительные результаты по итогам соответствующих проверок.
Таким образом, суд пришел к выводу, что Шалупенко Р.Ф. за весь период прохождения военной службы в 2012 году (по 4 декабря включительно), добросовестно исполняла служебные обязанности, а обстоятельства, исключающие включение её в приказ о выплате дополнительного материального стимулирования, отсутствовали.
Ввиду этого суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя о производстве ей оговариваемой выплаты за 2012 год в размере 12250 рублей.
Суд полагает этот размер обоснованным, поскольку согласно исследованным доказательствам и пояснениям лиц, участвующих в деле установлено, что аналогичная сумма преимущественно была выплачена иным военнослужащим части, состоявшим с Шалупенко Р.Ф. в равнозначном должностном положении и штатном воинском звании и имеющим схожие результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке.
Устраняя допущенное нарушение прав заявителя, суд возлагает на командира войсковой части 02030 обязанность по внесению в его приказ (проект приказа Министра обороны РФ) дополнения о предоставлении Шалупенко Р.Ф. этой выплаты в размере 12250 рублей, а на Министра обороны РФ - обязанность по производству ей этой выплаты.
Согласно подпунктам 43 и 45 пункта 7 Положения «О Министерстве обороны РФ», утвержденного Указом Президента РФ N 1082 от 16 августа 2004 года, Министерство обороны РФ реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, а также организует в том числе и финансовое обеспечение Вооруженных Сил.
Таким образом, в целях скорейшего восстановления нарушенных прав заявителя и исполнения настоящего решения суда в части производства соответствующей выплаты, суд считает необходимым взыскать с Министерства обороны РФ в пользу Шалупенко Р.Ф. вышеназванную сумму задолженности перед ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 198, 199, 257 и 258 ГПК РФ военный суд,
Р Е Ш И Л :
Заявление Шалупенко Р.Ф. об оспаривании действий Министра обороны РФ и командира войсковой части 02030, связанных с неполным обеспечением денежным довольствием при увольнении с военной службы, а также невыплатой дополнительного материального стимулирования за 2012 год, удовлетворить частично.
Оспариваемые действия Министра обороны РФ признать незаконными и обязать названное должностное лицо внести изменения в приказ от 18 сентября 2012 года №, изменив дату исключения Шалупенко Р.Ф. из списков части с 15 октября 2012 года на 4 декабря 2012 года.
Обязать Министра обороны РФ обеспечить Шалупенко Р.Ф. всеми положенными видами довольствия за период с 16 октября 2012 года по 4 декабря 2012 года, включительно.
Обязать командира войсковой части 02030 внести дополнения в проект приказа Министра обороны РФ о выплате дополнительного материального стимулирования в войсковой части 02030, включив в него Шалупенко Р.Ф. и установив ей данную выплату в размере 12250 рублей, а Министра обороны РФ обязать выплатить Шалупенко Р.Ф. указанную дополнительную выплату.
Во исполнения вышеназванной обязанности, взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Шалупенко Р.Ф. денежную сумму в размере 12250 (Двенадцать тысяч двести пятьдесят) рублей.
В остальной части требований заявителя Шалупенко Р.Ф. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд, через Уфимский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2013 года.
Судья |
А.А. Серов |