Решение по делу № 33-5646/2019 от 20.05.2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

дело №33-5646/2019                                                                                   судья первой инстанции – Левченко В.П.

докладчик – судья апелляционной инстанции Онищенко Т.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июня 2019 года                                                                      г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи Сокола В.С.,
судей Онищенко Т.С., Пономаренко А.В.,
при секретаре Петровой А.А.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску Дёминой О.В. к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации г. Керчи Республики Крым и Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» о признании отказов в назначении пособий и продлении статуса многодетной семьи незаконными и возложении обязанности назначить и произвести выплату пособий, восстановить статус многодетной семьи,                          по апелляционной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 10 апреля 2019 года,

    УСТАНОВИЛА:

Дёмина О.В. 24 января 2018 года обратилась в суд с данным иском и просила:

признать действия сотрудников отдела по предоставлению мер социальной поддержки и субсидий Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым в отношении ее несовершеннолетних детей незаконными и ущемляющими их конституционные права на социальное обеспечение и достойный уровень жизни;

обязать сотрудников отдела назначить ее несовершеннолетним детям государственные социальные пособия, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации для малоимущих семей;

обязать произвести выплату пособий в установленные законом сроки с учетом сроков, пропущенных по вине сотрудников на момент обращения к ним, т.е. с 19 ноября 2018 года, ежемесячное социальное пособие при рождении третьего ребенка назначить с момента его рождения;

признать действия сотрудников ГБУ РК «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи», отказавших в продлении статуса многодетной семьи и продлении удостоверений, подтверждающих статус многодетной семьи, незаконными;

обязать ГБУ РК «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» восстановить ей и ее детям вышеуказанный статус с момента его окончания, т.е. с 25 декабря 2018 года, и до срока, установленного законодательством Российской Федерации.

Заявленные требования истец обосновывала тем, что она является многодетной матерью, и ее доход ниже прожиточного минимума, установленного законодательством Республики Крым. 19 ноября 2018 года ею в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым подан пакет документов, позволяющий отнести ее семью к малоимущей, назначить и производить выплату государственных пособий на ее детей. Однако, ей даны ответы о том, что она не имеет права на получение социальных пособий на детей, т.к. не имеет постоянной регистрации в Республике Крым. 30 июля 2018 года, в связи с рождением третьего ребенка, ее семье присвоен статус многодетной семьи со сроком действия удостоверений до 25 декабря 2018 года. На обращение к ГБУ РК «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» о продлении статуса многодетной семьи ей было отказано по причине отсутствия постоянной регистрации в Республике Крым /л.д. 1-5, 26-30/.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 10 апреля 2019 года указанный иск удовлетворен частично.

На Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым возложена обязанность назначить Дёминой О.В. ежемесячную денежную выплату при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет на основании ее заявления от 19 ноября 2018 года регистрационный , государственную социальную помощь в виде социального пособия на основании ее заявления от 19 ноября 2018 года регистрационный , пособие на ребенка на основании ее заявления от 19 ноября 2018 года регистрационный .

В остальной части иска отказано /л.д. 122-126/.

Не согласившись с данным решением суда, представитель Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым – Муждабаев Э.К. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 131-134/.

В частности, основные доводы жалобы заключаются в том, что суд пришел к ошибочному выводу о постоянном месте жительства истца в г. Керчи Республики Крым на основании договора найма жилого помещения. Согласно представленным документам Дёмина О.В. зарегистрирована в <адрес>, и действие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок назначения и выплаты испрашиваемых мер социальной поддержки на нее не распространяется, у департамента не было законных оснований для назначения ей вышеуказанных мер социальной поддержки. Правовые основания для предоставления Дёминой О.В. данных мер социальной поддержки, согласно действующему законодательству, возникнут у департамента после решения истцом вопроса о регистрации места жительства на территории Республики Крым в установленном порядке.

Дёминой О.В. предоставлены письменные возражения, в которых она просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы /л.д. 152-154/.

Стороны, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела /л.д. 140-146/, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, от представителя ГБУ РК «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие /л.д. 155/, Дёмина О.В. и представитель Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Керчи Республики Крым о причинах своей неявки не сообщили, что с учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.

Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С., проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» №23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует изложенным требованиям.

Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции при принятии решения таких нарушений не допустил.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является гражданкой Российской Федерации и зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> /л.д.6/.

Дёмина О.В. является матерью троих детей:

сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;

дочери ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;

сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения /л.д. 7-9/.

Согласно удостоверению , выданному ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, Дёмина О.В. имеет право на льготы, предусмотренные законодательством для многодетных семей /л.д. 10/.

На обращение Дёминой О.В. в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым с заявлениями от 19 ноября 2018 года о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (регистрационный ), о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия (регистрационный ), о назначении пособия на ребенка (регистрационный ), ей были направлены уведомления соответственно , , об отказе в назначении пособий по причине отсутствия постоянной регистрации на территории Республики Крым /л.д.11-13/.

На обращение Дёминой О.В. от 15 января 2019 года в ГБУ РК «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» ей был дан ответ от 25 января 2019 года о том, что учреждение осуществляет выдачу удостоверений многодетным семьям, однако для продления статуса многодетной семьи необходима регистрация в г. Керчи, подтверждающая факт постоянного проживания на территории г. Керчи /л.д. 14, 98/.

В соответствии с положениями статьи 1 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года №39-3PK/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым» (далее – Закон №39-3PK/2014), действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Крым.

В соответствии со статьей 2 Закона №39-3PK/2014, многодетная семья - семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Статьей 3 Закона №39-3PK/2014 предусмотрено, что документом, подтверждающим статус и права многодетной семьи на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, является удостоверение многодетной семьи установленного образца, выданное исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере образования.

Порядок выдачи удостоверений многодетной семьи утвержден постановлением Советом министров Республики Крым №59 от 24 февраля 2015 года (далее – Порядок выдачи удостоверений многодетной семьи).

Согласно пункту 4 Порядка выдачи удостоверений многодетной семьи, удостоверения выдаются Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым на основании личного заявления отца или матери из многодетной семьи о выдаче удостоверения.

Таким образом, Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» не является органом, уполномоченным принимать решение по выдаче удостоверений многодетной семьи или выдавать их, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком, поскольку не может отвечать по заявленным в иске требованиям.

Статьей 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее Федеральный закон №81-ФЗ) установлены следующие виды государственных пособий:

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

пособие на ребенка;

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона №81-ФЗ, размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Законом Республики Крым от 03 декабря 2014 года №20-ЗРК/2014 «О пособии на ребенка» (далее Закон №20-ЗРК/2014) в соответствии с Федеральным законом №81-ФЗ установлены размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка в Республике Крым.

Согласно статье 1 Закона №20-ЗРК/2014, действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым.

Статьей 4 Закона №20-ЗРК/2014 предусмотрено, что пособие на ребенка назначается и выплачивается лицам, имеющим детей, включая одиноких матерей, лиц, имеющих ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов либо, когда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, взыскание алиментов невозможно, при условии, что среднедушевой доход семьи таких лиц не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Республике Крым

Истец является одинокой матерью и среднедушевой доход ее семьи не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Республике Крым.

В назначении пособий отказано лишь по основанию, что истец не имеет постоянной регистрации в Республике Крым, подтверждающей ее постоянное здесь проживание.

Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 года №10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым» (далее Закон №10-ЗРК/2014) устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Республике Крым в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В силу статей 1-2 Закона№10-ЗРК/2014, государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым.

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:

малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым;

социальное пособие – безвозмездное предоставление получателям государственной социальной помощи денежной суммы за счет средств бюджета Республики Крым;

пособие на основании социального контракта – безвозмездная выплата, предоставляемая гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, за счет средств бюджета Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года №587 утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, который устанавливает правила назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия.

Согласно пункту 2 данного Порядка, государственная социальная помощь в виде социального пособия (пособие) назначается и выплачивается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым.

Для назначения и выплаты пособия к заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его место жительства на территории Республики Крым; копия страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС); справка с места жительства заявителя о составе семьи; документы, подтверждающие доходы семьи за расчетный период (пункт 9 Порядка).

В назначении данного пособия истцу отказано также лишь по основанию, что Дёмина О.В. не имеет постоянной регистрации в Республике Крым, подтверждающей ее постоянное здесь проживание.

Из положений статьи 1 Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 года №11- ЗРК/2014 «О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым» следует, что его действие распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Крым, из числа лиц, являющихся родителями, имеющими детей в возрасте до 18 лет, а при обучении детей по очной форме по основным общеобразовательным программам, по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей - до достижения ими возраста 3 лет, имеющих гражданство Российской Федерации.

В назначении данного пособия истцу отказано также лишь по основанию, что истец не имеет постоянной регистрации в Республике Крым, подтверждающей ее постоянное здесь проживание.

Истец и ее дети имели и имеют регистрацию по месту пребывания по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, что подтверждается справками МУП «ЖилсервисКерчь» свидетельствами ДД.ММ.ГГГГ, выданными отделом по вопросам миграции УМВД России по г. Керчи /л.д.50-51,106-107/.

Истец имеет постоянное место жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается договором найма от ДД.ММ.ГГГГ и договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 43-46, 108).

Дёмина О.В. проходит службу в г. Керчи в должности дознавателя отдела полиции УМВД России по г. Керчи, что подтверждается контрактами о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, приказами о назначении на должность от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 40,47-49,109/.

Дети Дёминой О.В. – сын ФИО5 и дочь ФИО14 обучаются в <адрес> в школе-гимназии с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справками /л.д. 52, 53/.

Таким образом, истец и ее дети имеют постоянное место жительства в г. Керчи Республики Крым.

Установив указанные обстоятельства и применив перечисленные положения закона, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований Дёминой О.В.

Судебная коллегия соглашается с таким разрешением спора, поскольку выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

С оценкой доказательств, изложенной судом в решении, судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не усматривает.

Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы, поскольку из анализа положений статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции ответчика, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и к отмене или изменению решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Керченского городского суда Республики Крым от 10 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Керчи Республики Крым – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-5646/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Демина Оксана Владимировна
Ответчики
Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Керчи
Другие
ГБУ РК Керченский центр соц. служб для семьи, детей и молодежи
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
21.08.2020Передача дела судье
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее