Судья Мелкозерова Ю.И. Дело № 33а-1274/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2021 г. город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
судей Циркуновой О.М., Сафроновой Л.И.,
при секретаре Фоминой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-77/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Орловской области к Т.В.Н. о взыскании недоимки по налогам,
по апелляционной жалобе административного ответчика Т.В.Н. на решение Орловского районного суда Орловской области от 15 февраля 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
С Т.В.Н. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области взыскана задолженность в размере 3 429 рублей 11 копеек, из которых: налог на имущество в размере 3 425 рублей, пени по налогу на имущество в размере 4 рубля 11 копеек.
С Т.В.Н. взыскана государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» в размере 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Циркуновой О.М., выслушав представителя Т.В.Н. по доверенности-Клейменова К.С., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области (далее - Межрайонная ИФНС № 8 по Орловской области) обратился в суд с административным исковым заявлением к Т.В.Н. о взыскании задолженности по налогу на имущество.
В обоснование заявленных требований указывалось, что Т.В.Н. являлся собственником помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, дата регистрации права 10.05.2006, в связи с чем он являлся плательщиком налога на имущество физических лиц.
Налоговым органом был исчислен налог на имущество физических лиц на указанный объект налогообложения за 2017 год по сроку уплаты 03.12.2018 и за 6 месяцев 2018 г. по сроку уплаты 02.12.2019, о чем в адрес налогоплательщика Т.В.Н. были направлены налоговые уведомления № от <дата> и 23980581 от <дата>. При этом расчет налога на имущество физических лиц на объект с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Орел, ул. Северная, № был осуществлен налоговым органом как на жилой дом.
06.12.2019 в Межрайонную ИФНС России №8 по Орловской области поступили сведения о том, что объект с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, имеет статус «иные строения, помещения и сооружения», а не жилой дом.
В связи с этим, налоговый орган произвел перерасчет налога на имущество физических лиц, в адрес Т.В.Н. были направлены налоговые уведомления № от 20.01.2020 о необходимости уплаты до 20.03.2020 налога на имущество за 2017 год на общую сумму 7 313 рублей, № от 09.01.2020 об уплате налога на имущество за 2018 год (6 месяцев владения) на общую сумму 3 425 рублей, начисленный на объект с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Поскольку налог до установленной даты уплачен не был, налоговым органом в адрес административного ответчика было направлены требование от 30.03.2020 № об уплате налоговой задолженности, состоящей из налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 7 313 рублей, пени, рассчитанные за период с 21.03.2020 по 29.03.2020 (за 9 дней) по налогу на имущество физических лиц в размере 13,16 рублей со сроком уплаты до 14.05.2020 и требование от 17.03.2020 № со сроком уплаты до 27.04.2020 об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 3 425 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц, рассчитанные за период с 11.03.2020 по 16.03.2020в размере 4,11 рублей.
В установленный срок налогоплательщик Т.В.Н. вышеуказанные требования налогового органа не исполнил.
По заявлению административного истца 29.06.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Орловского района Орловской области был вынесен судебный приказ №2а-1817/2020, №2а-1818/2020 о взыскании с Т.В.Н. суммы задолженности по налогам, который был отменен определением этого же мирового судьи от 24.08.2020, в связи с поступившими возражениями административного ответчика.
По изложенным основаниям, с учетом уточнения иска, окончательно административный истец Межрайонная ИФНС России №8 по Орловской области просил суд взыскать с Т.В.Н. задолженность по налогу на имущество в сумме 5 394 рублей, пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество в сумме 7,65 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Т.В.Н. просит решение районного суда отменить и вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что перерасчет суммы налога на имущество физических лиц за 2018 год в связи с неоплатой налога за 2018 год был произведен неправомерно, так как административным истцом не представлено доказательств неуплаты налога за указанный период, которая бы позволяла налоговому органу произвести перерасчет налога на имущество физических лиц на объект в соответствии со статьей 52 НК РФ с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 191,2 кв.м, а также начислять пени.
Ссылается на то, что иск подан в отношении суммы перерасчета, а не всей суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018, что свидетельствует об отсутствии недоимки до момента проведения перерасчета.
Приводит довод о том, что судом при разрешении спора не учтено, что финансовый управляющий в ходе процедуры банкротства 12.02.2019 произвел оплату текущих налогов за 2018 год согласно представленным сведениям ФНС в полном объеме.
Обращает внимание, что налоговый орган в лице УФНС России по Орловской области принимал участие в процедуре банкротства и по ее завершении в октябре 2019 года никаких заявлений о погашении текущих налогов не заявлял.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
Согласно пункту 1 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 2 статьи 69, пунктом 1 статьи 70 НК РФ установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в соответствии с пунктом 6 статьи 69 НК РФ может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае направления указанного требования по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно положениям части 1 статьи 399, статье 400, части 1 статьи 401 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с частью 1 статьи 397, статьей 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик Т.В.Н. являлся собственником иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 191,2 кв.м.
Налоговым органом было сформировано и направлено по адресу места жительства Т.В.Н. налоговое уведомление № от 10.07.2019 о необходимости оплатить налог на имущество за 2018 год в том числе, по объекту с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, в размере 984 руб. (за 6 месяцев владения), в срок до 02.12.2019. При этом расчет налога на указанный объект недвижимости был осуществлен как на жилой дом (л.д. 113-115).
Налог на имущество физических лиц в установленный срок Т.В.Н. уплачен не был.
В связи с тем, что в налоговый орган поступили сведения о том, что объект с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> имеет статус «иные строения, помещения и сооружения», Т.В.Н. был осуществлен перерасчет налога на имущество физических лиц на указанный объект за 2017-2018 годы.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлено налоговое уведомление № от 09.01.2020 о перерасчете налога на имущество физических лиц по налоговому уведомлению №, о необходимости уплатить налог на имущество за 2018 год (6 месяцев владения) на общую сумму 3 425 рублей не позднее 10.03.2020.
Поскольку обязанность по уплате в установленный срок указанного налога Т.В.Н. исполнена не была, последнему было выставлено требование № от 17.03.2020 об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 3 425 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в размере 4,11 рублей в срок до 27.04.2020.
Указанное требование осталось неисполненным, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Т.В.Н. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 3 425 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 4,11 рублей.
29.06.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Орловского района Орловской области вынесен судебный приказ о взыскании с Трифилова В.Н. вышеуказанной задолженности, который определением того же мирового судьи от 24.08.2020 отменен по заявлению административного ответчика.
Административный истец обратился с административным иском в районный суд 11.11.2020.
Установив, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 г., налоговым органом соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок взыскания налога, имущество, являющееся объектом налогообложения – иное строение, помещение и сооружение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> в спорный период принадлежало Т.В.Н., суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении требований Межрайонной ИФНС № 8 по Орловской области в части взыскания с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 3 425 рублей и пени в размере 4,11 рублей.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Довод жалобы о том, что налоговый орган в лице УФНС России по Орловской области принимал участие в процедуре банкротства и по ее завершении в октябре 2019 года никаких заявлений о погашении текущих налогов не заявлял, во внимание судебной коллегией не принимается ввиду следующего.
Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.204 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Судом установлено, что 09.12.2016 Арбитражным судом Орловской области возбуждено дело о банкротстве в отношении Т.В.Н.
22.02.2017 вынесено решение о признании Т.В.Н. несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 07.11.2019 завершена процедура реализации имущества гражданина.
Таким образом, требование о взыскании налога на имущество физических лиц за 2018 г. и пени за несвоевременную уплату относятся к текущим платежам и удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве.
Как усматривается из материалов дела и следует из пояснений административного истца, в реестр требований кредиторов налоговым органом были включены требования об уплате налогов за 2015 год. Требование об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 г. в реестр кредиторов в рамках процедуры банкротства в отношении Т.В.Н. не включалось.
Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу части 2 статьи 310 КАС РФ не является основанием для отмены или изменения решения суда.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Орловского районного суда Орловской Области от 15 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.В.Н. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи
Судья Мелкозерова Ю.И. Дело № 33а-1274/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2021 г. город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
судей Циркуновой О.М., Сафроновой Л.И.,
при секретаре Фоминой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-77/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Орловской области к Т.В.Н. о взыскании недоимки по налогам,
по апелляционной жалобе административного ответчика Т.В.Н. на решение Орловского районного суда Орловской области от 15 февраля 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
С Т.В.Н. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области взыскана задолженность в размере 3 429 рублей 11 копеек, из которых: налог на имущество в размере 3 425 рублей, пени по налогу на имущество в размере 4 рубля 11 копеек.
С Т.В.Н. взыскана государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» в размере 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Циркуновой О.М., выслушав представителя Т.В.Н. по доверенности-Клейменова К.С., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области (далее - Межрайонная ИФНС № 8 по Орловской области) обратился в суд с административным исковым заявлением к Т.В.Н. о взыскании задолженности по налогу на имущество.
В обоснование заявленных требований указывалось, что Т.В.Н. являлся собственником помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, дата регистрации права 10.05.2006, в связи с чем он являлся плательщиком налога на имущество физических лиц.
Налоговым органом был исчислен налог на имущество физических лиц на указанный объект налогообложения за 2017 год по сроку уплаты 03.12.2018 и за 6 месяцев 2018 г. по сроку уплаты 02.12.2019, о чем в адрес налогоплательщика Т.В.Н. были направлены налоговые уведомления № от <дата> и 23980581 от <дата>. При этом расчет налога на имущество физических лиц на объект с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Орел, ул. Северная, № был осуществлен налоговым органом как на жилой дом.
06.12.2019 в Межрайонную ИФНС России №8 по Орловской области поступили сведения о том, что объект с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, имеет статус «иные строения, помещения и сооружения», а не жилой дом.
В связи с этим, налоговый орган произвел перерасчет налога на имущество физических лиц, в адрес Т.В.Н. были направлены налоговые уведомления № от 20.01.2020 о необходимости уплаты до 20.03.2020 налога на имущество за 2017 год на общую сумму 7 313 рублей, № от 09.01.2020 об уплате налога на имущество за 2018 год (6 месяцев владения) на общую сумму 3 425 рублей, начисленный на объект с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Поскольку налог до установленной даты уплачен не был, налоговым органом в адрес административного ответчика было направлены требование от 30.03.2020 № об уплате налоговой задолженности, состоящей из налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 7 313 рублей, пени, рассчитанные за период с 21.03.2020 по 29.03.2020 (за 9 дней) по налогу на имущество физических лиц в размере 13,16 рублей со сроком уплаты до 14.05.2020 и требование от 17.03.2020 № со сроком уплаты до 27.04.2020 об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 3 425 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц, рассчитанные за период с 11.03.2020 по 16.03.2020в размере 4,11 рублей.
В установленный срок налогоплательщик Т.В.Н. вышеуказанные требования налогового органа не исполнил.
По заявлению административного истца 29.06.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Орловского района Орловской области был вынесен судебный приказ №2а-1817/2020, №2а-1818/2020 о взыскании с Т.В.Н. суммы задолженности по налогам, который был отменен определением этого же мирового судьи от 24.08.2020, в связи с поступившими возражениями административного ответчика.
По изложенным основаниям, с учетом уточнения иска, окончательно административный истец Межрайонная ИФНС России №8 по Орловской области просил суд взыскать с Т.В.Н. задолженность по налогу на имущество в сумме 5 394 рублей, пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество в сумме 7,65 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Т.В.Н. просит решение районного суда отменить и вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что перерасчет суммы налога на имущество физических лиц за 2018 год в связи с неоплатой налога за 2018 год был произведен неправомерно, так как административным истцом не представлено доказательств неуплаты налога за указанный период, которая бы позволяла налоговому органу произвести перерасчет налога на имущество физических лиц на объект в соответствии со статьей 52 НК РФ с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 191,2 кв.м, а также начислять пени.
Ссылается на то, что иск подан в отношении суммы перерасчета, а не всей суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018, что свидетельствует об отсутствии недоимки до момента проведения перерасчета.
Приводит довод о том, что судом при разрешении спора не учтено, что финансовый управляющий в ходе процедуры банкротства 12.02.2019 произвел оплату текущих налогов за 2018 год согласно представленным сведениям ФНС в полном объеме.
Обращает внимание, что налоговый орган в лице УФНС России по Орловской области принимал участие в процедуре банкротства и по ее завершении в октябре 2019 года никаких заявлений о погашении текущих налогов не заявлял.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
Согласно пункту 1 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 2 статьи 69, пунктом 1 статьи 70 НК РФ установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в соответствии с пунктом 6 статьи 69 НК РФ может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае направления указанного требования по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно положениям части 1 статьи 399, статье 400, части 1 статьи 401 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с частью 1 статьи 397, статьей 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик Т.В.Н. являлся собственником иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 191,2 кв.м.
Налоговым органом было сформировано и направлено по адресу места жительства Т.В.Н. налоговое уведомление № от 10.07.2019 о необходимости оплатить налог на имущество за 2018 год в том числе, по объекту с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, в размере 984 руб. (за 6 месяцев владения), в срок до 02.12.2019. При этом расчет налога на указанный объект недвижимости был осуществлен как на жилой дом (л.д. 113-115).
Налог на имущество физических лиц в установленный срок Т.В.Н. уплачен не был.
В связи с тем, что в налоговый орган поступили сведения о том, что объект с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> имеет статус «иные строения, помещения и сооружения», Т.В.Н. был осуществлен перерасчет налога на имущество физических лиц на указанный объект за 2017-2018 годы.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлено налоговое уведомление № от 09.01.2020 о перерасчете налога на имущество физических лиц по налоговому уведомлению №, о необходимости уплатить налог на имущество за 2018 год (6 месяцев владения) на общую сумму 3 425 рублей не позднее 10.03.2020.
Поскольку обязанность по уплате в установленный срок указанного налога Т.В.Н. исполнена не была, последнему было выставлено требование № от 17.03.2020 об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 3 425 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в размере 4,11 рублей в срок до 27.04.2020.
Указанное требование осталось неисполненным, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Т.В.Н. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 3 425 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 4,11 рублей.
29.06.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Орловского района Орловской области вынесен судебный приказ о взыскании с Трифилова В.Н. вышеуказанной задолженности, который определением того же мирового судьи от 24.08.2020 отменен по заявлению административного ответчика.
Административный истец обратился с административным иском в районный суд 11.11.2020.
Установив, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 г., налоговым органом соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок взыскания налога, имущество, являющееся объектом налогообложения – иное строение, помещение и сооружение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> в спорный период принадлежало Т.В.Н., суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении требований Межрайонной ИФНС № 8 по Орловской области в части взыскания с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 3 425 рублей и пени в размере 4,11 рублей.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Довод жалобы о том, что налоговый орган в лице УФНС России по Орловской области принимал участие в процедуре банкротства и по ее завершении в октябре 2019 года никаких заявлений о погашении текущих налогов не заявлял, во внимание судебной коллегией не принимается ввиду следующего.
Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.204 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Судом установлено, что 09.12.2016 Арбитражным судом Орловской области возбуждено дело о банкротстве в отношении Т.В.Н.
22.02.2017 вынесено решение о признании Т.В.Н. несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 07.11.2019 завершена процедура реализации имущества гражданина.
Таким образом, требование о взыскании налога на имущество физических лиц за 2018 г. и пени за несвоевременную уплату относятся к текущим платежам и удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве.
Как усматривается из материалов дела и следует из пояснений административного истца, в реестр требований кредиторов налоговым органом были включены требования об уплате налогов за 2015 год. Требование об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 г. в реестр кредиторов в рамках процедуры банкротства в отношении Т.В.Н. не включалось.
Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу части 2 статьи 310 КАС РФ не является основанием для отмены или изменения решения суда.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Орловского районного суда Орловской Области от 15 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.В.Н. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи