Дело № 2-4/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Токаревка 18 мая 2016 г.
Токаревский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Копченкиной Н.В.
при секретаре Молчанове Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермилова ФИО1 к <данные изъяты>», Управлению социального развития Тамбовской области о восстановлении пропущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения
установил:
Ермилов Ю.Ю. обратился в суд с иском к <данные изъяты> Управлению социального развития Тамбовской области о восстановлении срока для получения жилья и обязании Управление социального развития Тамбовской области предоставить жилье в соответствии с нормами закона указывая, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году его мать лишили родительских прав, а его ДД.ММ.ГГГГ поместили в Сампурский <данные изъяты>, где врачебная комиссия установила ему <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ году, когда ему исполнилось ДД.ММ.ГГГГ лет, его перевели в Токаревский <данные изъяты>. В октябре ДД.ММ.ГГГГ года он ушел из <данные изъяты>. Все документы хранились в Токаревском <данные изъяты> и ему отказались выдать их по его просьбе. Его не поставили на очередь на получение жилья, которое он имел право получить как ребенок, оставшийся без попечения родителей. В соответствии с законом его обязаны были обеспечить жильем, предоставив отдельное благоустроенное жилье, площадью не менее 33 кв.м. Он имел право на получение жилья в 2001 году, но его незаконно поместили в <данные изъяты> и отказывали в предоставлении жилья. Пропуск срока обращения за получением жилья произошел не по его вине, а по вине чиновников, которые не поставили его в известность о том, что он имеет право на получение жилья от государства. Просит суд восстановить срок для обращения за получением жилья и обязать Управление социального развития Тамбовской области предоставить жилье в соответствии с нормами закона.
Определением Токаревского районного суда от 2 июля 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора были привлечены отдел образования администрации Токаревского района и администрация Токаревского поселкового округа.
Определением Токаревского районного суда от 23 июля 2015 года ответчик – Управление социального развития Тамбовской области был заменен на Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, в связи с изменением структуры исполнительных органов государственной власти Тамбовской области.
В судебном заседании истец Ермилов Ю.Ю. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, а также просил признать решение межведомственной комиссии незаконной, так как полагает, что его квартира не пригодна для проживания.
Представитель истца Рыбина Л.Е., привлеченная к участию в деле по устному ходатайству истца Ермилова Ю.Ю., в судебном заседании исковые требования полностью поддержала, пояснив, что Ермилов Ю.Ю. являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, так как находился на полном государственном обеспечении и проживал в доме интернате. Поэтому он имел право на бесплатное получение жилья. Однако, по вине чиновников, которые не обеспечили его жилой площадью, он не имеет благоустроенного жилого помещения. Та квартира, которая принадлежит ему на праве собственности, является полуразвалившимся жильем, в котором невозможно жить. Поэтому в настоящее время необходимо восстановить Ермилову Ю.Ю. срок для обращения за получением жилья и предоставить ему благоустроенное жилое помещение в соответствии с законом.
Представитель ответчика ТОГБСУ СОН «<данные изъяты>» по доверенности Родная В.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований не возражала, при наличии законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Представитель Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в судебное заседание не явился о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В своем возражении на исковое заявление просил в иске отказать в связи с тем, что в настоящий момент истец не относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, по достижении возраста 23 лет, указанный гражданин уже не может рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159- ФЗ меры социальной поддержки.
Представитель третьего лица администрации Токаревского поселкового округа в судебное заседание не явился, в своем письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, против удовлетворения заявленных требований не возражают.
Представитель третьего лица, отдела образования администрации Токаревского района в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В соответствии со ст.121 СК РФ (в действующей редакции) защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Согласно действовавшему в период несовершеннолетия Ермилова Ю.Ю. Кодексу о браке и семье РСФСР, утв. ВС РСФСР 30.07 1969г., равно как и Семейному кодексу РФ от 29.12.1995г. №223 – ФЗ, введенному в действие с 01.03.1996г., выявлением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также занимались органы опеки и попечительства, функции которых возлагались на отделы народного образования.
Как установлено в судебном заседании Ермилов ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>, что подтверждается свидетельством о рождении, выданного ДД.ММ.ГГГГ года отделом ЗАГС администрации Ленинского района г.Тамбова и актовой записью о рождении № № от ДД.ММ.ГГГГ года. Матерью Ермилова Ю.Ю. значится Ермилова ФИО2, отцом – Ермилов ФИО3. Из актовой записи о рождении видно, что запись об отце внесена на основании устного заявления матери.
В связи с тем, что мать Ермилова Ю.Ю. скрылась и место жительства отца неизвестно Ермилов Ю.Ю. со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении в ТОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), «Специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии № <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается копией личного дела Ермилова Ю.Ю., представленного администрацией ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (ранее детский дом № <адрес>).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ермилов Ю.Ю. находился на полном государственном обеспечении в ТОГКУ СО – детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии <данные изъяты>
Решением Сампурского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ Ермилов Ю.Ю. был признан <данные изъяты>.
По достижении совершеннолетнего возраста был переведен в ТОГБСУ СОН «<данные изъяты> №».
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в <данные изъяты> психоневрологическом интернате.
ДД.ММ.ГГГГ Ермилову Ю.Ю. была установлена 2 <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в <данные изъяты> психоневрологическом интернате.
С ДД.ММ.ГГГГ снова стал проживать в <данные изъяты> психоневрологическом интернате.
Решением Токаревского районного суда Тамбовской области от 22 марта 2011 года Ермилов Ю.Ю. был признан <данные изъяты> и на основании приказа Управления труда и социального развития Тамбовской области <данные изъяты> психоневрологический интернат был освобожден от исполнения обязанностей опекуна в отношении Ермилова Ю.Ю.
За все время проживания в домах-интернатах Ермилов Ю.Ю. не обращался с заявлением о предоставлении ему жилья и жилое помещение за ним не закреплялось, что подтверждается сообщениями администраций Знаменского района, Сампурского района, ТОГБСУ СОН «<данные изъяты>», ТОГБСУ СОН «<данные изъяты>»
28 апреля 2015 года Ермилов Ю.Ю. обратился в Токаревскую поселковую администрацию с заявлением о признании жилья, в котором он проживает аварийным.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по <адрес> признано пригодным для постоянного проживания.
Таким образом, органы опеки и попечительства по месту выявления ребенка обязаны были инициировать решение вопроса об установлении Ермилову Ю.Ю. статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, и закрепить за ним жилое помещение, если таковое имелось.
Следовательно, отсутствие у Ермилова Ю.Ю. статуса, дающего право на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», является не виной Ермилова Ю.Ю., а следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей органами опеки и попечительства как по месту первичного выявления ребенка - г.Тамбова, так и по местам его последующего пребывания - Сампурского района Тамбовской области, а также администрациями государственных учреждений для несовершеннолетних, где находился Ермилов Ю.Ю. – детского дома <данные изъяты>, ТОГКУСО – «Детский дом –интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии <данные изъяты> которые не инициировали установление ему соответствующего статуса, в то время как законом предусмотрено, что исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов на период нахождения детей в образовательных, медицинских организациях и организациях, оказывающих социальные услуги, возлагается на эти организации. Также виновное бездействие усматривается и со стороны администрации Токаревского <данные изъяты>, Знаменского <данные изъяты>, в которых находился Ермилов Ю.Ю. после совершеннолетия и до 23-летнего возраста, то есть ДД.ММ.ГГГГ, поскольку граждане, пребывающие в психоневрологических интернатах, ввиду особенностей психического состояния, не способны в полной мере осуществлять свои гражданские права и обязанности.
Ермилов Ю.Ю. не имел возможности своевременно обратиться за защитой своего права по причине психического состояния и, как следствия, неграмотности, что, по мнению суда, является уважительной причиной пропуска установленного срока для обращения с соответствующим заявлением.
С учетом изложенного, судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ермилов Ю.Ю. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей в понятиях ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем он подпадает под сферу действия Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст.6 Закона Тамбовской области от 23 июля 2010 года № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее дети-сироты), органом исполнительной власти области однократно, в соответствии со списком, сформированным в порядке, установленном статьей 6.1 настоящего Закона, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью жилого помещения не менее 33 кв.метров и не более 37 кв.метров. При приобретении или участии в долевом строительстве жилого помещения используется средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, утверждаемой постановлением администрации области.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренными настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с п. 1.2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением администрации Тамбовской области 23 сентября 2013г. № 1055 жилые помещения специализированного жилищного фонда области в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта общей площадью не менее 33 кв.метров и не более 37 кв.метров, однократно предоставляются управлением социальной защиты и семейной политики области детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
ДД.ММ.ГГГГ Ермилов Ю.Ю. на основании договора купли продажи квартиры и земельных участков приобрел в собственность квартиру и земельный участок, расположенные по <адрес>.
Данное право собственности было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГг. и выданы свидетельства о государственной регистрации права на квартиру и земельный участок, расположенные <адрес>.
Однако, согласно заключению эксперта №, составленного 05.04.2016г. в настоящее время <адрес>, расположенная по <адрес>, является непригодной для проживания по совокупности следующих причин: техническое состояния несущих конструкций строения, в котором расположена квартира относится к категории «ограниченно работоспособное», обусловленное значительной степенью накопленного физического износа; при имеющихся признаках физического износа ограждающих конструкции деревянных стен и пола (деформации, гниение) не обеспечивают санитарных требований к микроклимату помещений: допускают выпадению конденсата на внутренних поверхностях стен; проникновение наружного холодного воздуха в помещение.
По мнению суда, приведенные выше обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что не обращение в установленные законом сроки Ермилова Ю.Ю. за реализацией своего права продиктовано уважительными причинами. Кроме того, в настоящее время Ермилов Ю.Ю. имеет в собственности жилье, которое не пригодно для проживания. Следовательно, заключение межведомственной комиссии является незаконным.
Поэтому, исковые требования Ермилова Ю.Ю. подлежат удовлетворению.
Ссылка Управления социального развития Тамбовской области о том, что по достижении возраста 23 лет, указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки суд находит не состоятельной, так как достижение истцами, имеющими по закону право на получения жилья, возраста 23 лет, не может служить безусловным основанием для отказа в реализации ими данного права.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Ермилова ФИО1 удовлетворить.
Восстановить Ермилову ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок на включение в списки лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилой площади.
Обязать Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области предоставить Ермилову ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью помещения не менее 33 кв.метров и не более 37 кв.метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В.Копченкина
Мотивированное решение составлено
23 мая 2016 года.
Судья Н.В.Копченкина