Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1103/2020 ~ М-1042/2020 от 05.08.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2020 года Самарский районный суд г. Самара в составе председательствующего Саломатина А.А.,

при секретаре Михальчук И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1103/20 по административному иску Овчинниковой Елены Борисовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании решения незаконным и возложений обязанностей,

у с т а н о в и л:

Овчинникова Е.Б. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, площадью 300 кв.м, выраженного в уведомлении ДД.ММ.ГГГГ , возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения и осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес> по заявлению о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ .

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что с целью устранения ошибок, допущенных при формировании границ земельного участка, на котором расположено здание мини-магазина, ею в порядке, предусмотренном пп. 6 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, получено распоряжение департамента управления имуществом г.о. Самара №79 от 13.02.2020 г. о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который предстоит образовать, площадью 300 кв.м. Обратившись к административному ответчику для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане административным истцом получено уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в связи с истечением срока приостановления государственного кадастрового учета и не устранением причин, препятствующих его осуществлению, со ссылкой на превышение площади формируемого земельного участка, необходимого для эксплуатации частично расположенного на нем здания.

Полагая свои права нарушенными, административный истец просила суд признать отказ административного ответчика в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка от 19.06.2020 г. незаконным и обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика, действующая на основании, требования не признала, просила суд в иске отказать по основаниям, изложенным в возражении на административный иск. Отвечая на вопросы суда пояснила, что по мнению административного ответчика распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, является незаконным, принятым с нарушением требований норм действующего законодательства и, в силу своей ничтожности, не может рассматриваться в качестве документа, на основании которого возможно осуществление государственного кадастрового учета спорного земельного участка. Более того, полагала, что административный ответчик в силу закона наделен полномочиями по осуществлению контроля за законностью актов органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков.

Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом г.о. Самара, действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям, отвечая на вопросы суда пояснила, что в настоящее время распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара № 79 от 13.02.2020г. в установленном законом порядке не отменено и недействительным не признано.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующими выводам.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Овчинникова Е.Б. является собственником нежилого здания мини-магазина с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (запись о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ). Указанное здание мини-магазина в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости расположено в пределах границ земельного участка с кадастровым номером площадью 54 кв.м., относящегося по категории к землям населенных пунктов, имеющего разрешенное использование «под мини-магазин».

Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 13.02.2020г. административному истцу предварительно согласовано предоставление в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который предстоит образовать, площадью 300 кв.м., с видом разрешенного использования – магазин, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3) по Карте правового зонирования ПЗЗ в г.о. Самара, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, территории кадастрового квартала . Указанное распоряжение вынесено по обращению Овчинниковой Е.Б. от ДД.ММ.ГГГГ вх. № СП-9/6626 на имя Главы г.о. Самара о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Как усматривается из материалов дела, вынесение распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ обусловлено нахождением на части испрашиваемого земельного участка принадлежащего Административному истцу здания мини-магазина. В соответствии с имеющимся в материалах дела заключением кадастрового инженера ФИО4 в ходе кадастровых работ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес> кадастровым номером , фактически используемым под мини-магазин, было установлено, что граница объекта капитального строительства - нежилого здания (мини-магазина) с кадастровым номером выходят за пределы указанного земельного участка. Кадастровым инженером установлено, что до приобретения административным истцом земельного участка на нем уже существовал объект капитального строительства. На проекте границ земельного участка масштаба 1:500, выполненном МУП г. Самары «Архитектурно-планировочное бюро» 30.12.2002 г., отражено здание, площадь и конфигурация которого не отличается от существующей площади и конфигурации объекта капитального строительства с кадастровым номером Площадь земельного участка по сведениям Единого государственного реестра недвижимости составляет 54 кв.м., площадь части здания, выходящей за пределы границ земельного участка составляет 10 кв.м. Таким образом, границы земельного участка с кадастровым номером , внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, не позволяют использовать расположенный на нем объект недвижимости, не учитывают дополнительную территорию, необходимую для эксплуатации указанного объекта недвижимости.

В судебном заседании кадастровый инженер Богатырева Е.В., допрошенная в качестве специалиста, подтвердила наличие обстоятельств, указанных ею в заключении.

При обращении в Департамент управления имуществом г.о. Самара административным истцом предоставлено разработанное ООО «Проектная компания «Ускорение» градостроительное обоснование размера и вида использования земельного участка под магазин.

В пункте 3 распоряжения Департамента управления имуществом городского округа Самара от 13.02.2020 года № 79 указано, что административный истец вправе без доверенности обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка, предусмотренного п. 1 Распоряжения.

С целью осуществления государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане административный истец в лице представителя по доверенности обратилась в МФЦ <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ .

Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком рекомендовано в целях устранения причин приостановки предоставить межевой план, содержащий соответствующие сведения о зданиях, расположенных в границах образуемого земельного участка.

Во исполнение указанных требований, административным истцом к заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета был приобщен новый межевой план.

В последующем, административный ответчик в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что в соответствии с Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ необходимо сформировать земельный участок, площадью 300 кв.м., занимаемый магазином. Однако по сведениям ЕГРН, здание мини-магазина, под которым формируется испрашиваемый земельный участок, расположено на земельном участке с кадастровым номером: который в свою очередь был сформирован под указанным зданием и предоставлен в собственность. Указанным уведомлением рекомендовано в случае выявления реестровой ошибки, обратиться с соответствующим заявлением, представив распорядительный акт о внесении изменений в Распоряжение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , которым были установлены границы земельного участка с кадастровым номером:

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал административному истцу в осуществлении государственного кадастрового учета, указывая на истечение с 04.06.2020 г. срока приостановления государственного кадастрового учета и не устранением причин, препятствующих его осуществлению, ссылаясь на пункт 7 части 1 статьи 26 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которым осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В обоснование отказа административный ответчик в уведомлении указал на несоответствие площади формируемого земельного участка, находящегося в собственности заявителя, а также рекомендовал в случае выявления реестровой ошибки в границах земельного участка с кадастровым номером обратиться с заявлением о ее исправлении, представив распорядительный акт, которым внесены изменения в распоряжение Администрации Советского района г. Самары от 01.08.2003 года № 960, которым были установлены границы земельного участка с кадастровым номером

Рассмотрение дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего регламентировано положениями гл. 22 КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Суд полагает, что при рассмотрении дела нашли свое подтверждение доводы административного истца о незаконности решения Управления Росреестра по Самарской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.

Так, суд считает, что основания для отказа в осуществлении кадастрового учета, приведенные административным ответчиком в уведомлении, не соответствуют положениям ст.ст. 26, 27 ФЗ № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» и нарушают права и законные интересы административного истца.

Как следует из уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ осуществление государственного кадастрового учета приостановлено в связи с тем, что содержание межевого плана, предоставленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Однако сведения, содержащиеся в дополнительно представленных документах, не устраняют причин приостановления осуществления кадастрового учета.

В частности, административный ответчик указывает, что согласно представленному распоряжению необходимо сформировать земельный участок площадью 300 кв.м., занимаемый магазином. Однако, согласно сведениям ЕГРН, здание с кадастровым номером 63, под которым формируется данный земельный участок, расположено на земельном участке с кадастровым номером , который, в свою очередь был сформирован под указанным зданием и предоставлен в собственность. Таким образом, государственный регистратор приходит к выводу о том, что формирование земельного участка площадью 300 кв.м. с разрешенным использованием – магазин, не представляется возможным.

Также регистратором указывается на на положения пп.6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 согласно которым, что без проведения торгов осуществляет продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ. При этом площадь предоставляемого земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, должна быть определена исходя из площади, непосредственно занятой объектом недвижимости и площади, необходимой для его использования. Однако в анализируемой ситуации при сопоставлении площади здания – 44,6 кв.м., расположенного на земельного участке с кадастровым номером площадью 54 кв.м. и формируемого земельного участка площадью 300 кв.м. установлено, что его площадь более чем в 7,9 раз превышает площадь расположенного на нем объекта недвижимости.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

В силу части 1 статьи 21 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии с пунктом 7 частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.

Частью 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;

3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт (подпункты 1 и 2 пункта 221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 года N 278).

При этом, под формой юридического документа понимается внешняя объективизация содержания данного документа, позволяющая обеспечить его законность, а также достичь стоящих перед лицом, принимающим юридический документ, целей. Достижение данных целей осуществляется посредством определения следующих компонентов формы юридического документа: надлежащего носителя (бумажный или электронный), структуры документа (внутренняя упорядоченность его содержания), а также закрепления в нем обязательных элементов, при отсутствии которых он не выполняет своего назначения (реквизиты: наименование вида, адресат, место и дата составления, регистрационный номер документа, подписи лиц и др.).

Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, которое состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений.

Суд полагает, что в силу вышеприведенных норм закона государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.

Указанная правовая позиция нашла свое подтверждение в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.02.2020 года № 41-КА19-15. Кроме того, аналогичные суждения содержатся в определении судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 12 апреля 2019 года № 46-КА19-2 по кассационной жалобе Адиауллина А.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 22 мая 2018 года об отмене решения суда первой инстанции о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок, кассационных определениях Шестого Кассационного суда общей юрисдикции от 28.07.2020 года № 88-а-16782/2020 по делу № 2а-3671/2019, от 12.05.2020 N 88а-6647/2020.

Суд исходит из того, что распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара № 79 от 13.02.2020 вынесено уполномоченным органом местного самоуправления в пределах его компетенции, в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным, в связи с чем, государственный регистратор, давая в оспариваемом отказе оценку правомерности действий органа местного самоуправления при вынесении распоряжения от 13.02.2020г., вышел за пределы полномочий, предоставленных ему ФЗ № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости». По аналогичным причинам суд отвергает как не основанные на законе доводы представителя административного ответчика о наличии у Управления Росреестра по Самарской области права на проверку законности и обоснованности решений органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Овчинниковой Елены Борисовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании решения незаконным и возложений обязанностей удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 19.06.2020г. об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>.

Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 21.09.2020г.

2а-1103/2020 ~ М-1042/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Овчинникова Е.Б.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Саломатин А.А.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
05.08.2020Регистрация административного искового заявления
06.08.2020Передача материалов судье
10.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2020Судебное заседание
10.09.2020Судебное заседание
14.09.2020Судебное заседание
21.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2020Дело оформлено
22.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее