дело № 2-164/2017 | |
24 января 2017 года | г. Саки |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сакский районный суд Республики Крым в составе председательствующего – судьи Власенко А.П. при секретаре Барэта А.А., при участии истца – Давыденко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давыденко О.В. к Борисов И.В., ФИО1 о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л :
В августе 2016 года Давыденко О.В. обратилась в суд с иском к Борисов И.В., ФИО1 о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования – жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.
Иск мотивирован тем, что Давыденко О.В. является дочерью ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ и ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ. После смерти родителей осталось наследство в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка <данные изъяты>, расположенного под указанным жилым домом. После смерти ФИО2 наследники в нотариальную контору с заявлением о вступлении в наследство не обращались, приняв его фактически. После смерти ФИО3 истец в установленном законом порядке обратилась в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства, ответчик – Борисов И.В. с заявлением о принятии наследства не обращался, приняв его фактически. Письмом нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ истцу было сообщено, что для выдачи свидетельства о праве на наследство необходимо предоставить правоустанавливающий документ на дом, который у истца отсутствует. Приведенные обстоятельства препятствуют истцу в оформлении открывшегося после смерти родителей наследственного имущества в виде жилого дома и земельного участка, поэтому истец просит суд признать за ней право собственности на жилой дом в порядке наследования после смерти отца – ФИО2 и земельный участок в порядке наследования после смерти матери – ФИО3
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме, пояснила, что после смерти отца и матери она как наследник первой очереди наследство фактически приняла, вступила во владение и управление им, однако, в связи с тем, что правоустанавливающие документы не оформлены, она не имеет возможности получить свидетельство о праве на наследство. Ответчик – Борисов И.В., <данные изъяты> наследство фактически не принял, в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства не обращался. Согласен, что единственным наследником, принявшим наследство, является Давыденко О.В. В судебном заседании истец предоставила копию нотариально заверенного заявления Борисов И.В., в котором указано, что ответчик Борисов И.В. не возражает против получения свидетельства о праве на наследство Давыденко О.В.
Ответчик – Борисов И.В. в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, заявлений в суд до судебного заседания не поступало.
Представитель ответчика – Администрации Веселовского сельского поселения <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился; о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом; до судебного заседания подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом установлено, что ФИО4 родилась ДД.ММ.ГГГГ, её родителями являлись: отец – ФИО2, мать – ФИО3 (л.д. 7). ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и председатель колхоза <данные изъяты> заключили договор о продаже-покупке жилого дома по адресу: <адрес>, согласно которому ФИО2 купил дом за <данные изъяты> и обязался выплатить эту сумму за 10 лет (л.д. 17). Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 полностью оплатил стоимость жилого дома (л.д. 20). Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и <данные изъяты> заключили договор купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; указанный договор зарегистрирован в <данные изъяты> (л.д. 19). Согласно свидетельства о смерти № ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13). Согласно справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ совместно с ФИО2 проживали и были зарегистрированы: супруга – ФИО3, сын – Борисов И.В., дочь – Давыденко О.В., мать – ФИО5 (умерла ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 23). Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 передан бесплатно в частную собственность земельный участок для обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 75 оборот). ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выдан государственный акт на вышеуказанный земельный участок (л.д. 66). Согласно свидетельства о смерти № ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ совместно с ФИО3 проживали и были зарегистрированы: сын – Борисов И.В., дочь – Давыденко О.В., внучка – ФИО6 (л.д. 22). Согласно ответа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос, указанный выше земельный участок числится за ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53).
В соответствии с ответами на судебный запрос нотариальное дело после смерти ФИО2 не заводилось (л.д. 54, 77).
Согласно ответа нотариуса <адрес> нотариального округа на судебный запрос, после смерти ФИО3 наследниками являются Давыденко О.В. и Борисов И.В., с заявлением о принятии наследства обратилась Давыденко О.В. (л.д. 55); Борисов И.В. подал нотариусу заявление о том, что фактически наследство не принимал и не претендует на него (л.д. 91).
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, проверив основания искового заявления, суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно пункта 1 статьи 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с Постановлением Совета Министров Союза ССР от 13 марта 1959 года № 259 «О льготах по переселению» у переселенца право собственности возникало на имущество после выплаты им ссуды за дом.
Согласно пункта 9 Приложения № 1 к Инструкции о порядке регистрации домов и домовладений в городах и поселках городского типа Украинской ССР, утвержденной Министерством коммунального хозяйства УССР 31 января 1966 года (действующей в период передачи квартиры), акты о передаче домов в собственность переселенцам при наличии решений об этом исполкомов районных Советов депутатов трудящихся и справок финансовых отделов об окончательном расчете переселенца за полученное строение, являлись правоустанавливающими документами, на основании которых проводилась регистрация домов и домовладений в городах и поселках городского типа Украинской ССР.
Положения указанного пункта не противоречат статье 128 ГК УССР 1964 года, действовавшего на момент возникновения у истца права собственности на спорное имущество, согласно которой право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если другое не предусмотрено законом или договором.
Согласно статей 153, 224 ГК УССР 1963 года договор считается заключённым, когда между сторонами в необходимой в надлежащих случаях форме достигнуто согласие по всем существенным условиям. Существенными являются те условия договора, которые признаны такими по закону или необходимы для договоров данного вида, а также те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто согласие. По договору купли-продажи продавец обязуется передать имущество в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять имущество и оплатить за него определенную денежную сумму.
Статьёй 227 ГК УССР 1963 года предусмотрено, что договор купли-продажи жилого дома должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной стороной является гражданин. Несоблюдение этого условия влечет недействительность договора. Договор купли-продажи жилого дома подлежит регистрации в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов.
В 2004 году на территории Украины, в состав которой входила в тот период территория Республики Крым, вступил в силу ЗУ «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», статья 3 которого предусматривала обязательную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Вместе с тем часть 4 указанной статьи устанавливала, что права на недвижимое имущество и их обременение, которые возникли до вступления в законную силу этого Закона, признаются действительными в случае отсутствия государственной регистрации при таких условиях: если регистрация прав и их обременений была проведена в соответствии с законодательством, которое действовало на момент их возникновения, или если на момент возникновения прав и их обременений действовало законодательство, которое не предусматривало обязательной регистрации таких прав и обременений.
Суд соглашается с утверждением истца о том, что у наследодателя имущественные права на спорный жилой дом с соответствующими хозяйственными постройками существовали и были оформлены в надлежащем на день их возникновения виде, что подтверждается как актом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ФИО2 полностью оплатил стоимость переселенческого дома и хозпристроек, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, так и техническим паспортом на дом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-28).
Отсутствие регистрации права собственности недвижимого имущества в органах технической регистрации на вышеуказанное недвижимое имущество не лишали наследодателя права собственности при его жизни, поэтому не могут быть препятствием для наследования этого имущества истцом.
Таким образом, иск Давыденко О.В. о признании права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 1110, 1112, 1152, 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Давыденко О.В. к Борисов И.В., ФИО1 о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования – удовлетворить.
Признать за Давыденко О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <данные изъяты> право собственности в порядке наследования по закону после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, расположенный адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, кадастровый №, состоящий из: <данные изъяты>.
Признать за Давыденко О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <данные изъяты> право собственности в порядке наследования по закону после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья | А.П. Власенко | ||