Дело № 10RS0011-01-2020-012713-88 (2а-7101/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 ноября 2020 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н.Картавых,
при секретаре
М.О.Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макарова Алексея Германовича об оспаривании ответа должностного лица Следственного Управления УМВД России по г. Петрозаводску № 3/207804457300 от 17.06.2020,
установил:
Макаров А.Г. обратился в суд с административным иском об оспаривании ответа заместителя начальника Следственного управления УМВД России по г.Петрозаводску С.Н. Максимова от 17.06.2020 № 3/207804457300, ввиду его неполноты, не рассмотрении его по существу, не информативности, просит признать действия ответчика незаконными, несоответствующими нормативно-правовым актам, устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан, что привело к нарушению его законных прав на получение достоверного, исчерпывающего ответа по существу заданных вопросов.
Макаров А.Г. в судебном заседании не участвовал, поскольку в связи с принятием дополнительных ограничительных мер по распространению короновирусной инфекции, руководствуясь постановлением главного государственного санитарного врача ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России А.В. Шилина, протоколом заседания оперативного штаба УФСИН России по Республике Карелия от 13.11.2020, с 16.11.2020 участие осужденных, отбывающих наказание в участке колонии-поселения ФКУ ИК-9 в судебных заседаниях, проводимых путем видеоконференцсвязи, невозможно.
Представитель Макарова А.Г., Емельянова М.А., действующая на основании доверенности, иск поддержала.
Заместитель начальника Следственного управления УМВД России по г.Петрозаводску Максимов С.Н. и представитель МВД по РК Тимеров О.Д. административный иск не признали, поддержали доводы письменных возражений.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд учитывает выбранный административным истцом способ защиты нарушенных прав, а поэтому принимает решение исключительно по заявленным требованиям, не усматривая оснований для выхода за пределы предмета административного искового заявления.
Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон № 59-ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии со ст. 5 вышеназванного Закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно ст. 12 указанного Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В целях установления в системе МВД РФ единого порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в соответствии с Законом №59-ФЗ, Приказов МВД РФ от 12.09.2013 №707 утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция), согласно пункту 8 которой сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина (пункт 8.1); принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 8.2); направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции (пункт 8.3).
Согласно пункту 37 Инструкции все обращения, поступившие в орган внутренних дел в порядке, установленном пунктом 27 Инструкции, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления, за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг, которые регистрируются не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления.
Пунктом 66 Инструкции предусмотрено, что зарегистрированные обращения рассматриваются уполномоченным должностным лицом, которое определяет соответствие обращения установленным законодательством требованиям и порядок его рассмотрения по существу (организует доклад руководителю, направляет в самостоятельное подразделение, территориальный орган или иной государственный орган либо орган местного самоуправления). Обращения, поступившие в ор внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину (п. 91 Инструкции).
По обращению, относящемуся к компетенции органов внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации принимается одно из следующих решений; принять к рассмотрению по существу; направить для рассмотрения в подразделение Центрального аппарата Министерства (по обращениям, зарегистрированным в ДДО МВД России), в самостоятельное подразделение (по обращениям, зарегистрированным в иных органах внутренних дел); направить для рассмотрения по существу в подчиненный территориальный орган, если в обращении или связанной с ним по смыслу учетной форме не содержится информации о результатах рассмотрения в нем обозначенных гражданином вопросов и (или) их решение не относится к исключительной компетенции данного органа внутренних дел (подразделения): в центральном аппарате Министерства - в территориальный орган на межрегиональном или региональном уровне либо его самостоятельное подразделение; в территориальных органах на межрегиональном и региональном уровнях - в подчиненный территориальный орган на районном уровне либо его самостоятельное подразделение.
В судебном заседании установлено, что 08.06.2020 (согласно штампа о регистрации за № 15/3/207804457300) в МВД по РК поступило обращение Макарова А.Г. от 04.05.2020, которое согласно информационной карточки обращения, в соответствии с положениями п.37 Инструкции в установленный срок было зарегистрировано, рассмотрено, по результатам рассмотрения ему дан ответ №3/207804457300 от 17,06.2020, который был подписан должностным лицом Следственного управления УМВД России по г. Петрозаводску - заместителем начальника Следственного управления УМВД России по г. Петрозаводску Максимовым С.Н, что соответствует требованиям п.п. 106-110 Инструкции.
В данном обращении административный истец просил предоставить ему информацию о направлении какой-либо корреспонденции по факту возбуждения в отношении него уголовного дела, предоставить ему информацию о движении вещественных доказательств по уголовному делу №012015100815 от момента проведения обыска по месту его проживания, и до момента направления выделенныхматериалов из уголовного дела в СО СК России по г. Петрозаводску, а также о занимаемой должности и звании служебных полномочиях сотрудника МВД Шишкова И.Н. на 04.03.2016.
17.06.2020 заместителем начальника Следственного управления УМВД России по г.Петрозаводску С.Н. Максимовым в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Макарову А.Г. дан мотивированный письменный ответ за № 3/207804457300 по существу поставленных в обращении вопросов.
Макаров в своем обращении ставит вопросы, связанные с оценкой доказательств по уголовному делу, обвинительный приговор по которому вступил в законную силу. Рассмотрение вопросов связанных с оценкой доказательств судом, не входит в компетенцию органов внутренних дел
Давая правовую оценку действиям административного ответчика, суд исходит из того, что они соответствуют требованиям Федерального закона от 2 мая 2016 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Действий, повлекших нарушение прав заявителя при разрешении его обращения, должностным лицом не совершено, бездействия не допущено. Несогласие с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о бездействии должностного лица.
В силу указаний пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Исходя из буквального толкования п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Между тем, совокупность названных условий для удовлетворения требований Макарова А.Г. не установлена, правовых основания для удовлетворения административного иска суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Макарова Алексея Германовича отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2020 года.