Дело №2-545/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2015 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи И.С. Леккеревой,
при секретаре А.О.Александровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климкиной Е.М. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконным решения, возложении обязанности выдать градостроительный план и разрешение на реконструкцию жилого дома,
установил:
Истец обратилась в суд с указанными исковыми требованиями по тем основаниям, что она является собственником жилого дома по адресу: ..., кадастровый номер №. По состоянию на хх.хх.хх г. износ здания зафиксирован - 41%. Указанный дом расположен на земельном участке, находящемся также в собственности истца, кадастровый номер участка №, площадь ... кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. хх.хх.хх г. истец подала в администрацию района заявление о выдаче градостроительного плана указанного земельного участка и разрешения на реконструкцию жилого дома. Администрация района в письме от хх.хх.хх г. № ответила отказом в выдаче градостроительного плана, сославшись на то, что согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки ... сельского поселения земельный участок попадает в санитарно-защитную зону ..., в которой не предусмотрено строительство жилых домов. Истец не согласна с указанным решением администрации района. На основании обстоятельств, изложенных в заявлении, истец просит признать незаконным отказ администрация района хх.хх.хх г. №, обязать ответчика выдать ей разрешение на реконструкцию жилого дома. В ходе разбирательства дела истец увеличила заявленные требования, просила также обязать ответчика выдать ей градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика, действующая по доверенности, возражала по заявленным требованиям.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадь ... кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: ... На данном земельном участке расположен жилой дом №, принадлежащий истцу на праве собственности. Право собственности истца на указанные объекты зарегистрировано на основании договора дарения доли в праве собственности на земельный участок и находящемся на нем жилом доме от хх.хх.хх г. и свидетельств о праве на наследство по завещанию от хх.хх.хх г. и хх.хх.хх г.
хх.хх.хх г. истец обратилась в администрацию района с заявлением о выдаче ей градостроительного плана принадлежащего ей земельного участка и разрешения на реконструкцию жилого дома.
Решением № сессии № созыва Совета ... сельского поселения от хх.хх.хх г. № утвержден Генеральный план ... сельского поселения.
Письмом от хх.хх.хх г. № администрация Прионежского муниципального района отказала заявителю в выдаче градостроительного плана и разрешения на реконструкцию, указав, что согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки земельный участок попадает в санитарно-защитную зону ..., в которой не предполагается размещение объектов индивидуального жилищного строительства.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
В силу п. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка является частью документации по планировке территории.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Согласно п. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии с п. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются в том числе информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент).
Таким образом, выдача градостроительного плана осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа сельского поселения.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Из приведенных норм следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
В силу положений ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств того, что использование земельного участка истцом в соответствии с его целевым назначением создает какую-либо опасность, суду не представлено. Следовательно, права истца на использование земельного участка в соответствии с его назначением (для личного подсобного хозяйства) сохраняются.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчиком необоснованно было отказано истцу в выдаче градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Принимая во внимание положения ч. 7 ст. 51 ГРК РФ, требующие от заявителя предоставлять одновременно с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) градостроительный план земельного участка, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о возложении обязанности на администрацию района выдать разрешение на строительство.
В порядке ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере ... руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, оформленное письмом от хх.хх.хх г. № в части отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Возложить на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность выдать Климкиной Е.М. градостроительный план земельного участка кадастровым номером №, площадь ... кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: ...
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения
Взыскать с администрации Прионежского муниципального района Республики Карелии в пользу Климкиной Е.М. расходы по оплате государственной пошлины в размере ... руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья И.С.Леккерева
Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2015 года.