Дело № 2-992/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2016 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего - судьи Ефремовой И. В.,
с участием: истца Кутовая М.Ю., представителя истца Тучина С.Н. (по заявлению);
представителей ответчика КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово» - Мацкевич М.В., Шляхтенковой А.В. (по доверенностям),
при секретаре Леман С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кутовая М.Ю. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Шарыпово» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов,
Установил:
Истец Кутовая М.Ю. обратилась в суд с иском к ответчику КГКУ «Центр занятости населения города Шарыпово» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, ссылаясь на то, что по трудовому договору от <данные изъяты> она работала в Государственном учреждении Центр занятости населения города Шарыпово в должности инспектора. Согласно дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ была принята в том же учреждении на работу в должности начальника отдела социальной защиты и трудоустройства безработных граждан. Согласно условиям договора ей был установлен оклад в размере <данные изъяты> рублей. Во время осуществления своих служебных полномочий, 07.04.2016г., ей стали известны обстоятельства невыплаты в полной мере положенной оплаты за труд. А именно, согласно штатных расписаний, действующих на предприятии с 20.11.<данные изъяты>. её оклад составлял <данные изъяты> руб. вместо положенных по штатному расписанию <данные изъяты> руб. разницы). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ее оклад составлял <данные изъяты> вместо положенных по штатному расписанию ФИО8 руб. разницы). Штатное расписание содержит только одно наименование «начальника отдела», следовательно, принадлежать к какой-то иной подгруппе данной должности, с более низким размером оклада она не могла. Считает, что указанная разница в размере окладов, предусмотренных трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и штатными расписаниями, является недоначисленной ей заработной платой, нарушающей ее трудовые права. Общая сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы составляет <данные изъяты> рублей, из расчета: <данные изъяты>. В связи с чем просит взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда -10 000 рублей, оплату юридических услуг (консультация, составление искового заявления)- 3500 рублей
Затем истец уточнила исковые требования, просила взыскать с КГКУ «Центр занятости населения города Шарыпово» недоначисленную и невыплаченную заработную плату с учетом северных, районных надбавок, надбавок за сложность работы, которые являются производными от размера оклада, в сумме <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда -10 000 рублей, расходы, понесенные по оплате юридических услуг (консультация, составление искового заявления, расчетов) в сумме 5500 рублей по квитанциям (3500+2000).
Истец Кутовая М.Ю., её представитель Тучин С.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представители ответчика КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово» Шляхтенкова А.В., Мацкевич М.В. (по доверенностям) исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ Кутовая М.Ю. была переведена с должности <данные изъяты>, на должность <данные изъяты> с должностным окла<адрес> рублей, что подтверждается подписью в приказе № от <данные изъяты>. и дополнительном соглашении к трудовому договору от <данные изъяты>. Сумма должностного оклада <данные изъяты> рублей сформирована на основании Положения об оплате труда работников КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово» (приказ № от 28.12.2012г.), которое составляется на основании постановления Правительства Красноярского края № 624-п от 01.12.2009г., необходимого опыта работы в руководящей должности, не менее 3 лет, не имела. Что касается штатного расписания, то - это документ, где содержится структурный состав сотрудников, перечень должностей, штатных единиц, данные об окладах, надбавках, зарплаты в целом, который формируется на основе Положения об оплате труда работников КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово».
Заслушав истца и его представителя, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 19 Конституции Российской Федерации закрепляет равенство всех перед законом и судом.
Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
Как следует из части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статье 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В силу ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Регулирование трудовых отношений осуществляется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является условие оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, а также режим рабочего времени и времени отдыха.
В силу ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При этом заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 Трудового кодекса РФ).
Статья 132 Трудового кодекса РФ предусматривает, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается (ч. 1); какая бы то ни была дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда запрещается (ч. 2).
Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1); системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2).
Согласно ст. 3 Трудового кодекса РФ - не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Международная организация труда в Конвенции N 111, принятой 25.06.1958 года на международной конференции в Женеве к дискриминации в области труда и занятий относит:
a) всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;
b) всякое другое различие, исключение или предпочтение, имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, как они могут быть определены заинтересованным членом Организации по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.
Всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.
Таким образом, под дискриминацией в сфере труда по смыслу ст. 3 Трудового кодекса РФ во взаимосвязи со ст. 1 Конвенции Международной организации труда 1958 года N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в том числе не перечисленных в указанной статье Трудового кодекса РФ), помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Юридически значимым обстоятельством является установление прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при осуществлении трудовых (служебных) функций в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Как установлено в судебном заседании и следует из трудовых договоров и свидетельства о заключении брака истец Кутовая М.Ю. <данные изъяты>) М.Ю. ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в ГУ Центр занятости населения г.Шарыпово <данные изъяты> на время декретного отпуска, ДД.ММ.ГГГГ принята на работу инспектором на неопределенный срок (т.1 л.д.12-13, 31, т.2 л.д.210-211).
ДД.ММ.ГГГГ между Кутовая М.Ю. (до <данные изъяты> М.Ю. и КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово» заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому истец принята на работу в КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово» в должности начальника отдела социальной защиты и трудоустройства безработных граждан первого квалификационного уровня ПКГ общеотраслевых должностей служащих четвертого квалификационного уровня, ей установлен должностной оклад ДД.ММ.ГГГГ рублей, северная надбавка 30%, районный коэффициент -30%, выплаты стимулирующего характера в соответствии с Положением о видах, условиях, размерах и в порядке выплат стимулирующего характера, в том числе критерии оценки результативности и качества труда работников, что также подтверждается приказом о переводе № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.14-15,227). С указанным приказом, в том числе с установлением её должностного оклада в размере <данные изъяты> рублей, истец Кутовая М.Ю. была согласна, приказ подписан ею лично, что не оспаривалось последней в судебном заседании.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Закон Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» устанавливает систему оплаты труда работников учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета, и особенности установления системы оплаты труда работников краевых государственных автономных учреждений.
Согласно ст.2 данного Закона размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы конкретным работникам устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы в соответствии с размерами окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, определенных в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах.
В коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются не ниже минимальных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, определяемых по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп и отдельным должностям, не включенным в профессиональные квалификационные группы (далее - минимальные размеры окладов, ставок).
Минимальные размеры окладов, ставок устанавливаются в примерных положениях об оплате труда. В примерных положениях об оплате труда могут устанавливаться должности (профессии) работников учреждений и условия, при которых размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работникам учреждений устанавливаются выше минимальных размеров окладов, ставок.
Минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников учреждений увеличиваются при наличии квалификационной категории. Размер такого увеличения устанавливается примерными положениями об оплате труда.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ, вступающего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в КГКУ «Центр занятости населения г.Шарыпово» утверждено Положение об оплате и стимулировании труда работников краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Шарыпово» (т.1 л.д.37).
Указанное Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Законом Красноярского края от 21.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», постановлением Правительства Красноярского края от 01.12.2009 № 624-п «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных учреждений службы занятости населения».
Абз.3 п.2.1 раздела 2 Положения об оплате и стимулировании труда работников краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Шарыпово», утвержденного приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что начальникам отделов центра занятости населения могут устанавливаться размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы выше минимальных размеров окладов, ставок, в случаях выполнения должностных обязанностей начальника отдела центра занятости населения, отнесенного ко 2 группе по оплате труда руководителей учреждений и стажа работы на руководящих должностях не менее 3 лет - <данные изъяты> рублей (при минимальном размере оклада в <данные изъяты> рублей согласно Приложения № (т.1 л.д.49)(т.1 л.д.38-101)).
Затем, приказом КГКУ «Центр занятости населения г.Шарыпово» № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в абз.3 п.2.1 раздела 2 Положения об оплате и стимулировании труда работников КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово», согласно которому минимальный размер ПКГ "Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня" 1 квалифицированного уровня составляет <данные изъяты> (Приложение № 1 к приказу т.1.л.д.104), который был установлен истцу Кутовая М.Ю. трудовым договором и приказом от <данные изъяты>. и действовал на момент перевода истца на должность начальника отдела (т.1 л.д.102-107).
Указанное Положение соответствует Примерному положению об оплате труда работников краевых государственных казенных учреждений службы занятости населения, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 1 декабря 2009 N 624-п, которым также установлен минимальный оклад для данной категории должностей 5010 рублей (т.2 л.д.62,80).
По штатному расписанию КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово» должностной оклад начальника отдела центра занятости первого квалификационного уровня общеотраслевых должностей служащих четвертого квалификационного уровня с ДД.ММ.ГГГГ. составлял <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ. составляет <данные изъяты> рублей (т.1 л.д. 16-18), месячный фонд заработной платы с <данные изъяты>. составлял <данные изъяты>.
В последующем приказами № от ДД.ММ.ГГГГ. и приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. утверждалось Положение об оплате труда работников КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово», согласно которых минимальный размер оклада для данной должности изменялся и с ДД.ММ.ГГГГг. составлял <данные изъяты> рубля (т.1 л.д.108-169,т.2 л.д. 166-227), при этом размер оклада, выше минимального размера, для начальников отделов центра занятости населения, при условии выполнения должностных обязанностей начальника отдела центра занятости населения, отнесенного ко 2 группе по оплате труда руководителей учреждений и стажа работы на руководящих должностях не менее 3 лет, с <данные изъяты>. составляет <данные изъяты> рублей.
Таким образом, систему оплаты и стимулирования труда работников КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово» работодатель предусмотрел в единственном локальном нормативном акте - Положении об оплате и стимулировании труда работников краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Шарыпово», где минимальный оклад по занимаемой должности истца установлен в размере, указанном в трудовом договоре и приказе о переводе, и отражено, что оклад истца может быть в размере согласно штатного расписания только при наличии необходимого 3-х летнего стажа работы на руководящих должностях, который истец не имела как при принятии на должность, так и при изменении штатного расписания с ДД.ММ.ГГГГ.
Системы оплаты труда работников федеральных казенных учреждений устанавливаются положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Указанные положения носят для федеральных казенных учреждений обязательный характер.
С учетом изложенного, доводы истца о том, что её оклад при приеме на работу должен был быть установлен в размере <данные изъяты> рублей вместо <данные изъяты> рублей, а с ДД.ММ.ГГГГ должен составлять <данные изъяты> рублей вместо <данные изъяты> рублей, то есть согласно штатного расписания даже в отсутствие у неё трехлетнего стажа работы на руководящих должностях, со ссылкой на несоответствие Положения об оплате труда работников КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово» положениям п.10 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, суд находит не состоятельными.
Кроме того, штатное расписание не является локальным нормативным актом, применяется для оформления структуры, штатного состава и численности организации, а Классификатор должностей и профессий не подлежит обязательному применению в деятельности организаций. В Постановлении Минтруда России от 21.08.1998 № 37, которым утвержден Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, указано, что он рекомендован для применения в организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров, то есть он носит не обязательный, а рекомендательный характер.
Согласно ст. 56 ГПК РФ истцом Кутовая М.Ю. относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств в подтверждение заявленных требований не предоставлено. При этом с истцом заключен трудовой договор, где отражен размер оклада, с ним истец согласилась, зарплата истцу выплачивалась в соответствии с условиями трудового договора.
Таким образом, между сторонами было добровольно достигнуто соглашение - подписан трудовой договор с определенным размером должностного оклада истца (минимальный размер оклада по занимаемой должности в соответствии с Приложением № 1 к приказу КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово (т.1 л.д.104)), условия договора сторонами исполнялись, истцом не оспаривались.
Доказательств оказания на истца давления со стороны работодателя или введения в заблуждение при подписании трудового договора, в деле не имеется, истцом не предоставлено.
В силу ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Установление должностного оклада в большем размере для начальников отдела центра занятости населения при наличии стажа работы на руководящих должностях не менее 3 лет, не является нарушением трудовых прав истца и дискриминацией по отношению к истцу, обусловлено осуществлением труда не равной ценности, исходя из условий труда и иных особенностей должности.
Действия ответчика по установлению истцу минимального размера оклада по занимаемой должности в соответствии с Приложением № 1 к приказу КГКУ «ЦЗН г.Шарыпово», не отраженного в штатном расписании, по своей совокупности не имеют признаков дискриминации в том смысле, какой придается данному понятию в трудовом законодательстве, с в связи с чем оснований для взыскания с ответчика недоначисленной и недополученной заработной платы не имеется.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку судом не установлено нарушений трудовых прав истца, то и оснований для взыскания компенсации морального вреда в силу ст. 237 ТК РФ у суда также не имеется.
Согласно ч.1 ст.88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (ч. 1 ст. 98 ГПК РФ).
Поскольку истцу отказано в удовлетворении его исковых требований, правовых оснований для взыскания с ответчика судебных расходов в размере 5500 рублей не имеется, в связи с чем в удовлетворении данных требований также следует отказать.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Кутовая М.Ю. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Шарыпово» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: И.В. Ефремова