Копия
2а-1443/2022
УИД 63RS0045-01-2022-000276-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.05.2022г. Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Щелкуновой Е.В.,
при секретаре Петрика Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1443/2022 по административному исковому заявлению Прокурора Промышленного района г. Самары в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самары о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по устранению нарушений в сфере безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Промышленного района г. Самары обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самары о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по устранению нарушений в сфере безопасности дорожного движения.
В обоснование требований указано следующее.
26.11.2021г. по обращению Литуновской ФИО12 прокуратурой района совместно с ОГИБДД УМВД России проведена проверка состояния внутриквартальных проездов и дорог на поднадзорной территории района по адресу: г. Самара, ул. Солнечная, д. 41 А, в ходе которой выявлены следующие недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
В нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 дорожное покрытие автомобильной дороги по адресу: г. Самара, ул. Солнечная, в районе дома 41 А в направлении дома 238 по ул. Ново-Садовая имеет многочисленные повреждения в виде просадок и выбоин, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью.
Отсутствие мер по устранению выявленных нарушений подтверждается актом ОГИБДД УМВД России по городу Самара от 26.11.2021г.
Согласно указанному акту на участке дороги по адресу: г. Самара, ул. Солнечная, д. 41А, имеются многочисленные повреждения в виде выбоины, размеры которой составляют: длина 80 см., ширина 150 см., глубина 14 см., затрудняющей движение транспортных средств.
По фактам выявленных нарушений временно исполняющей полномочия Главы Промышленного внутригородского района городского округа Самара Куклевой Т.Э. внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, которое рассмотрено.
По результатам рассмотрения представления 09.12.2021г. администрацией Промышленного внутригородского района г.о. Самара дан ответ, согласно которому работы по ремонту дороги находящийся по адресу: г. Самара, ул. Солнечная, д. 41 А, не могут быть выполнены в связи с отсутствием финансовых средств, в связи с чем, меры по устранению выявленных нарушений до настоящего времени не приняты.
С учетом уточнения административный истец просит суд признать бездействие администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара, выраженное в непринятии мер по устранении нарушений в сфере безопасности дорожного
движения, незаконным. Обязать Администрацию Промышленного района г. Самара в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу
организовать работы по устранению дефектов дорожного полотна по
адресу: г. Самара, ул. Солнечная, д. 41 А. Осуществить приемку выполненных работ в срок, не позднее 30.07.2022г.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Промышленного района г. Самара Мосталыгина А.В. уточненный административный иск поддержала в полном объеме. Просила суд уточненный административный иск удовлетворить. Дала суду пояснения аналогичные описательной части административного искового заявления.
Представитель административного ответчика Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самары в судебное заседание не явилась. О дате судебного заседания извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании 10.02.2022г. административные исковые требования не признала, указав, что проезд по адресу: г. Самара, ул. Солнечная, д. 41 А в направлении д. 238 по ул. Ново-Садовая находится на территории земельного участка, поставленного на кадастровый учет, в связи с чем ответственность за содержание земельного участка административный ответчик не несет.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по г. Самаре Мещерякова ФИО16на основании доверенности) в судебном заседании поддержала уточненный административный иск по изложенным в обоснование административного иска доводам.
Представитель заинтересованных лиц ТСЖ «У Озера 3», ТСЖ «У Озера 4» Пикулык ФИО15 (на основании доверенности) в судебном заседании поддержал уточненный административный иск по изложенным в обоснование административного иска доводам.
Представитель заинтересованного лица ТСЖ «У Озера 2» Тахтаркин ФИО14 (на основании выписки из ЕГРЮЛ) в судебном заседании поддержал уточненный административный иск по изложенным в обоснование административного иска доводам.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самары Калинина ФИО13 (на основании доверенности) в судебном заседании разрешение административных исковых требований оставила на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц ТСЖ «У Озера», Администрации г.о. Самары, Департамента управления имуществом г.о. Самары, Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самары в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствии лиц, надлежащим образом извещенных о дате судебного заседания.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ), дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Частями 1, 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Частью 2 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 5 ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) определено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Под дорожной деятельностью в ст. 3 Закона № 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в государственный стандарт ГОСТ Р 50597- 2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017). Указанный Государственный стандарт устанавливает требования, обязательные для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры проведения работ, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, эксплуатационного состояния дорог.
В силу п.п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Согласно п. 2 ст. 1 Закона Самарской области № 74-ГД от 06.07.2015 «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления г.о. Самара и внутригородских районов г. о. Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» на администрации внутригородских районов г.о. Самара возложена функция по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах внутригородского района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также закреплены полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и в границах внутригородского района, обеспечение безопасности.
Пунктом 11 части 1 ст. 5 Решения Думы городского округа Самара от 08.08.2019 № 444 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара» определено, что работы по содержанию и благоустройству на внутриквартальных проездах осуществляют администрации внутригородских районов - в случае нахождения внутриквартального проезда на территории, не закрепленной за физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Частью 62 статьи 2 Правил благоустройства определено, что содержание автомобильных дорог - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 Закона Самарской области № 74-ГД органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара организуют благоустройство территории внутригородского района, в том числе ремонт и содержание внутриквартальных проездов, в соответствии с правилами благоустройства территории внутригородского района.
Судом установлено, что в Прокуратуру промышленного района г. Самары поступило обращение председателя ТСЖ «У Озера-3», ТСЖ «У Озера-4» Литуновской И.В. по факту ненадлежащего состояния внутриквартальной дороги по адресу: г. Самара, ул. Солнечная, д. 41 А в направлении д. 238 по ул. Ново-Садовая.
26.11.2021г. Прокуратурой Промышленного района г. Самары совместно с ОГИБДД УМВД России проведена проверка состояния внутриквартальных проездов и дорог на поднадзорной территории района по адресу: г. Самара, ул. Солнечная, д. 41 А, в ходе которой выявлены недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
В нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 дорожное покрытие автомобильной дороги по адресу: г. Самара, ул. Солнечная, д. 41 А в направлении д. 238 по ул. Ново-Садовая, имеет повреждения в виде выбоины, размеры которой составляют: длина 80 см., ширина 150 см., глубина 14 см., что подтверждается актом ОГИБДД УМВД России по городу Самаре от 26.11.2021г.
Обязанность по обеспечению соответствия дороги по адресу: г. Самара, ул. Солнечная, д. 41А, при ее содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам несет Администрация Промышленного внутригородского района г.о. Самары, осуществляющая содержание дороги по указанному адресу.
По фактам выявленных нарушений временно исполняющей полномочия Главы Промышленного внутригородского района городского округа Самара Куклевой Т.Э. внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
По результатам рассмотрения представления 09.12.2021г. Администрацией Промышленного внутригородского района г.о. Самара дан ответ, согласно которому работы по ремонту дороги находящийся по адресу: г. Самара, ул. Солнечная, д. 41А, не могут быть выполнены в связи с отсутствием финансовых средств.
На момент рассмотрения дела меры по устранению выявленных нарушений не приняты, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Доводы административного ответчика, что проезд по адресу: г. Самара, ул. Солнечная, д. 41 А в направлении д. 238 по ул. Ново-Садовая находится на территории земельного участка, поставленного на кадастровый учет, в связи с чем ответственность за содержание земельного участка административный ответчик не несет, судом отклоняется как состоятельный.
Из представленной суду в материалы дела публичной кадастровой карты усматривается, что действительно спорный проезд расположен на территории земельного участка, поставленного на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №.
Вместе с тем согласно выписке из ЕГРН на земельный участок (по запросу суда) установлено, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером № не зарегистрировано.
Согласно ответу Департамента градостроительства г.о. Самары от 13.05.2022г. № Д05-01-01/3992-1 информация о собственниках земельного участка с кадастровым номером № отсутствует.
Согласно ответу Администрации г.о. Самары от 16.05.2022г. № № сведения о передаче земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют.
При указанных обстоятельствах ответственность за содержание спорного проезда несет именно Администрация Промышленного внутригородского района г.о. Самары.
Таким образом, установив факт нарушения закона в области безопасности дорожного движения, которые не устранены до настоящего времени, что представляет опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, закрепленные статьей 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования, предъявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Прокурора Промышленного района г. Самары в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самары о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по устранению нарушений в сфере безопасности дорожного движения, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара, выраженное в непринятии мер по устранению нарушений в сфере безопасности дорожного движения, незаконным.
Обязать Администрацию Промышленного района г. Самара в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать работы по устранению дефектов дорожного полотна по адресу: г. Самара, ул. Солнечная, д. 41 «А».
Обязать Администрацию Промышленного района г. Самара осуществить приемку выполненных работ в срок, не позднее 30.07.2022г.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г.о. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено 20.05.2022 года.
Председательствующий Е.В. Щелкунова
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Подлинный документ находится в материалах административного дела №2а-1443/2022
(УИД 63RS0045-01-2022-000276-63) Промышленного районного суда