Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1353/2020 ~ М-1045/2020 от 14.02.2020

         Дело № 2-1353/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 мая 2020 года                                   г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Петровой И.И.,

при секретаре Сулеймановой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Метальникову Сергею Васильевичу, Метальниковой Ольге Александровне, Метальниковой Александре Сергеевне о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения, возложении обязанности сдать жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истец Министерство обороны РФ обратился в суд с иском к ответчикам Метальниковым С.В., О.А., ФИО4. об обязании выполнить условия соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о сдаче жилого помещения в течение четырех месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет; прекращении право пользования ответчиков жилым помещением по адресу: <адрес> путем выселения их из указанного жилого помещения; снятии ответчиков с регистрационного учета по указанному адресу; обязании ответчиков сдать в установленном порядке жилое помещение по акту с передачей ключей и соответствующих документов, подтверждающих закрытие лицевого счета, представителю Министерства обороны Российской Федерации (собственника) - ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в обоснование указав следующее.

На основании договора найма жилого помещения в домах жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации старшина Метальников С.В. совместно с членами семьи приобрел право на проживание в жилом помещении, расположенном по адресу: Ульяновская область, <адрес>. Указанное жилое помещение включено в число служебных жилых помещений.

В соответствии с решением начальника ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Метальникову С.В. и совместно проживающим с ним членам семьи предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 6 965 337 руб. 60 коп. (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ ).

Решением начальника ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Метальников С.В. и совместно проживающие с ним члены семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с предоставлением военнослужащему - гражданину Российской Федерации, уволенному с военной службы, субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.

В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о сдаче жилого помещения Метальников С.В. обязуется в течение четырех месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет, освободить служебное жилое помещение, сняться с регистрационного учета со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

В соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, в случае расторжения или прекращения договора найма жилого помещения в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, истечением срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.

Поскольку в настоящее время положения действующего законодательства в части реализации жилищных прав военнослужащего и членов его семьи на получение жилищной субсидии со стороны истца реализованы, ответчики подлежат выселению.

Информации от компетентных органов о добровольной сдаче указанного жилого помещения в установленном законом порядке в адрес истца не поступало. По настоящее время в нарушение обязательства ответчики незаконно удерживают и проживают в служебном жилом помещении, которое является собственностью Российской Федерации.

Соответственно, ответчики подлежат выселению из занимаемого ими жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1871 в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации создано ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с пп.«к» п. 14 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Наниматель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством, в связи с чем, по мнению истца, необходимо возложить на ответчиков обязанность по сдаче жилого помещения установленным порядком (по акту с передачей ключей от жилого помещения и закрытием лицевого счета в управляющей компании) представителю Министерства обороны Российской Федерации (собственника) - ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

На основании изложенного истец обратился в суд с настоящим иском.

Представитель истца в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивает.

Ответчики Метальниковы С.В. и А.С. в судебном заседании после перерыва не присутствовали, до объявления перерыва иск признали, пояснив, что фактически давно освободили спорное жилое помещение, однако акт приема-перадачи не представилось возможным составить из-за введения на территории Ульяновской области мер по самоизоляции. Факт получения жилищной субсидии не оспаривали. Пояснили, что на средства субсидии семьей приобретена квартира в <адрес>.

Ответчик Метальникова О.А. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена, просила рассматривать дело в свое отсутствие.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, УМВД России по Ульяновской области, прокурор в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы рассматриваемого дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом.

В соответствии с ч.1 ст.288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

В силу п. п. 1,3 ст. 125 и п. 3 ст. 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.

Согласно п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Из п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Исходя из вышеприведенных норм во взаимной связи с подп. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ, право оперативного управления имеет вещный характер, предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, а также возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу ст. ст. 93, 99 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 года N 1280, служебные жилые помещения, включенные в жилищный фонд Министерства обороны РФ, предоставляются военнослужащим, как отдельной категории граждан, по установленным в законе основаниям.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ и т.д.

В соответствии с абз. 1 и 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета; военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Исходя из положений абз.3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В силу п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (абз. 3 п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Из приведенных норм следует, что при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.

Судом установлено, что на основании «жилищного договора» Министерство обороны Российской Федерации в лице командира в/ч 55448 предоставило ответчику на время прохождения службы в пользование квартиру по адресу: <адрес> на состав семьи из 3 человек (Метальников С.В., его <данные изъяты> Метальникова О.А. и <данные изъяты> ФИО1). Ответчики были зарегистрированы в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с решением начальника ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Метальникову С.В. и совместно проживающим с ним членам семьи предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 6 965 337 руб. 60 коп. (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ ).

Решением начальника ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Метальников С.В. и совместно проживающие с ним члены семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с предоставлением военнослужащему - гражданину Российской Федерации, уволенному с военной службы, субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.

В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о сдаче жилого помещения Метальников С.В. обязуется в течение четырех месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет, освободить служебное жилое помещение, сняться с регистрационного учета со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

     Пунктом 6 Соглашения определено, что оно является неотъемлемой частью жилищного договора и по истечении срока, указанного в п. 3 соглашения, считается расторгнутым.

В соответствии с п. 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.05.1999 N 487, жилищный договор расторгается в том числе, в случае: обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Жилищный договор может быть расторгнут по соглашению сторон. В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.

Ответчикам предоставлен срок для освобождения жилого помещения - 4 месяца с момента перечисления на банковский счет жилищной субсидии.

Согласно п. 24 Постановления Правительства от дата N 897 "Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам министерства внутренних дел Российской Федерации" наниматель обязан освободить и сдать в 3-месячный срок служебное жилое помещение при увольнении со службы (с военной службы), по истечении срока действия договора найма и в иных случаях, определенных законодательством Российской Федерации.

     В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

На основании ч. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Из анализа приведенных норм в их совокупности следует, что для сохранения права пользованиям служебным жилым помещением необходимо наличие одновременное двух условий:

-    состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не являться нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членами собственника жилого помещения;

-    относиться к категории граждан, не подлежащих выселению из занимаемых специализированных жилых помещений без предоставления других жилых помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЖК РФ обязанность гражданина освободить соответствующее жилое помещение связывается с прекращением его права пользования этим помещением или выселением на основании решения суда в случае невыполнения требования собственника соответствующего жилого помещения по освобождению указанного жилого помещения.

В силу ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся совместно проживающие с ним супруг(а), дети и родители данного нанимателя.

Согласно абзацу 2 подпункта "е" пункта 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с ч. 5 ст. 100 и ч. 2 - 4 ст. 31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними. В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ).

Таким образом, исходя из норм материального права, регулирующих данные правоотношения, члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное жилое помещение.

Пункт 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ определяет перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений, однако ответчики в указанный перечень не входят.

Таким образом, поскольку право пользования ответчиков спорным жилым помещением подлежит прекращению, а ответчики подлежат выселению из жилого помещения по адресу: <адрес> то истец Минобороны России обоснованно обратилось в суд с настоящим иском.

Однако, учитывая, что на момент рассмотрения дела судом все ответчики снялись с регистрационного учета в спорном жилом помещении и зарегистрировались в другом жилом помещении, что подтверждается данными их паспортов, а также фактически освободили спорное жилое помещение, т.е. выселились из него, сдав квартиру по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается документально, то требования истца о прекращении права пользования ответчиков жилым помещением по адресу: <адрес>., выселении из указанного жилого помещения, возложении обязанности сдать указанное жилое помещение - удовлетворению в настоящее время уже не подлежат.

Требование о возложении на ответчиков обязанности исполнить условия соглашения не является самостоятельным исковым требованием, поскольку при удовлетворении требований о прекращении права пользования и выселении ответчиков права истца полностью восстановлены. Более того, сроки, предусмотренные соглашением, истекли еще в ДД.ММ.ГГГГ года.

Требование о снятии ответчиков с регистрационного учета также не является самостоятельным исковым требованием, поскольку снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случаях выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда. На настоящий момент ответчики уже снялись с регистрационного учета в спорном жилом помещении.

     Требование истца об обязании ответчиков сдать истцу документы, подтверждающие закрытие лицевого счета на квартиру также не являются самостоятельными исковыми требованиями, поскольку предусмотренный порядок сдачи служебных жилых помещений военнослужащими не ставит в зависимость сдачу жилого помещения и закрытие лицевого счета. Финансово-лицевым счетом является документ, оформляемый на жилое помещение вне зависимости от формы собственности. В финансовом лицевом счете содержатся сведения о типе и характере жилого помещения (отдельная это квартира или коммунальная, площадь жилого помещения и количество комнат, этажность жилого дома, этаж, на котором находится квартира, степень износа дома и т.п.), а также информация о благоустройстве квартиры и предоставляемых коммунальных услугах (наличие центрального отопления, водопровода, канализации, электроэнергии, газовой плиты, газовой колонки, ванны, лифта, мусоропровода и др.). Кроме того, в финансовом лицевом счете отражаются сведения о всех лицах, проживающих (проживавших) в данном жилом помещении, учитываемых при исчислении платы за пользование данным жилым помещением и за предоставляемые коммунальные услуги. Таким образом, лицевой (финансово-лицевой) счет относится к жилому помещению. Изменения в финансово-лицевой счет вносятся на основании документа, дающего право на вселение.

     В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.

     Соответственно, с ответчиков в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину по 100руб. с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Министерства обороны Российской Федерации к Метальникову Сергею Васильевичу, Метальниковой Ольге Александровне, ФИО2 о прекращении права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>., выселении из указанного жилого помещения, возложении обязанности сдать указанное жилое помещение - отказать.

     Взыскать с Метальникова Сергея Васильевича, Метальниковой Ольги Александровны, ФИО3 государственную пошлину в доход местного бюджета по 100 руб. с каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                    И.И.Петрова

Решение в окончательной форме принято 29.05.2020г.

2-1353/2020 ~ М-1045/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство обороны РФ
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска
Ответчики
Мельникова О.А.
Метельников С.В.
Мельникова С.С.
Другие
УМВД России по Ульяновской области
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Петрова И. И.
Дело на странице суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
14.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.02.2020Передача материалов судье
19.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2020Подготовка дела (собеседование)
03.04.2020Судебное заседание
05.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2020Производство по делу возобновлено
18.05.2020Судебное заседание
22.05.2020Судебное заседание
29.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее