Дело № 2-3798/3-2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кевлич С. Н. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании отказа незаконным, предоставлении в первоочередном порядке земельного участка,
установил:
Истица обратилась в суд с иском по тем основаниям, что Администрация Петрозаводского городского округа отказала ей в удовлетворении заявления о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Ссылаясь на положения ст.ст. 11, 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.п. 7, 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, истица просила обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить истице в первоочередном порядке земельный участок на праве аренды для индивидуального жилищного строительства в Петрозаводском городском округе кадастровом квартале № жилого района Кукковка-III, общей площадью – <данные изъяты> кв.м.; признать решение Главы администрации от 20.01.2014 года № 111-46-7224-К недействительным.
В судебное заседание истица не явилась, извещена судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представитель истицы – Асадова Л. В., действующая на основании доверенности от 03.04.2014 года, в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснила, что истица является нуждающейся в улучшении жилищных условий, проживает в невыносимых условиях.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в представленном отзыве просил рассмотреть настоящее дело в его отсутствие. В представленном отзыве Администрация не согласилась с заявленными требованиями, указала, что истица не является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Заслушав пояснения представителя истицы, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Кевлич С. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается справкой бюро № – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РК» № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Истица 23.12.2013 года на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обращалась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства в кадастровом квартале №.
Администрация Петрозаводского городского округа в ответе от 20.01.2014 года № 111-46-7224-К сообщила истице, что испрашиваемый ею земельный участок находится в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами, в связи с чем его предоставление для индивидуального жилищного строительства истице согласно Правилам землепользования и застройки города невозможно. Кроме того Администрация пояснила, что в настоящее время возможность предоставления земельных участков в районах существующей индивидуальной жилой застройки гражданам, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов, практически исчерпана. Администрация планирует использовать перспективные территории жилой застройки, в том числе район Кукковка- III. Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе ребенка-инвалида, в том числе заявитель, могут обратиться в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства после опубликования информации о предстоящем предоставлении земельных участков на главной странице официального сайта Администрации.
Истец, считая отказ незаконным обратился в суд с требованием о понуждении Администрации Петрозаводского городского округа к предоставлению земельного на территории Петрозаводского городского округа для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и порядок постановки их на учет в качестве нуждающихся урегулирован ст.ст. 51-52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, Кевлич С. Н. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Площадь указанной комнаты составляет – <данные изъяты> кв.м., квартира коммунальная. Вместе с истицей зарегистрированы и проживают сын - Кевлич Н. Р. и дочь - Кевлич М. О.. Иного жилья в собственности или найме, а также земельных участков для индивидуального жилищного строительства у семьи не имеется, что подтверждается сведениями ГУП РК «РГЦ Недвижимость» и сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно сведениям Администрации Петрозаводского городского округа истица состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 16.02.1989 года учетный номер очереди - 2518.
В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005 № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Петрозаводске в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
При таких обстоятельствах суд полагает доказанной нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий и приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, ввиду наличия у истицы оснований для получения льготы, предусмотренной ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
При этом, учитывая, что истицей испрашивался конкретный участок, расположенный в зоне застройки среднеэтажными домами отказ Администрации в представлении указанного участка, оформленный письмом от 20.01.2014 года № 111-46-7224-К является обоснованным и законным. В настоящий момент истицей испрашивается участок, расположенный в жилом районе Куковка-III, Администрация с заявленными требованиями не согласилась.
При этом доказательств невозможности предоставления истице такого участка на территории Петрозаводского городского округа в кадастровом квартале № (жилой район «Кукковка – III») суду не представлено, в то время как согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Кроме того о возможности предоставления участков именно в этом районе Администрация указала истице в своем отказе.
Так как решение о предоставлении земельного участка принимается в отношении конкретного земельного участка, выбранного заявителем, то вопрос о предоставлении такого участка может быть разрешен на стадии исполнения решения суда, с учетом заявления истца и предельных размеров испрашиваемого участка.
Согласно п.3 ст.30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Однако указанная норма не содержит требования об указании конкретного земельного участка, либо приложения документов, указывающих на необходимость предоставления именно такого земельного участка (как это указано в ст. 31 ЗК РФ).
Кроме того, согласно ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
При таких обстоятельствах органу местного самоуправления необходимо создавать гражданам, признанным инвалидами и членам их семей, условия равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Однако указание Администрацией на необходимость повторного обращения за предоставлением земельного участка существенно ограничивает возможности таких граждан, обусловленные имеющимися недостатками здоровья, что недопустимо.
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности требований истицы и необходимости их удовлетворения в части.
Обязывая Администрацию устранить нарушение прав истца, суд исходит из того, что Администрацией должны быть соблюдены требования ст. 30.1 ЗК РФ, а также предусмотренный ею порядок и сроки предоставления земельного участка, за исключением положений о необходимости проведения аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить в части.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Кевлич С. Н. в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории Петрозаводского городского округа в кадастровом квартале № (жилой район «Кукковка – III»), на праве аренды, в установленных для индивидуального жилищного строительства размерах, в порядке, предусмотренном ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением положений, касающихся необходимости проведения аукциона.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б.Малова
Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2014 года.