№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2018 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Шишкарёвой И.А. при секретаре Шороховой Ю.А., с участием истицы и представителя ответчика по доверенности Смирновой К.С., представителя третьего лица Егорова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Озеровой Е. Н. к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы <адрес>» о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Озерова Е.Н. обратилась в суд по тем основаниям, что решением ГКУСЗ РК «Центр социальной работы <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в удовлетворении заявления о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине предоставления заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений, выразившегося в отсутствии сведений о доходах Жигайлова О.А., сведений о суммах по уплате алиментов, в договоре найма жилого помещения отсутствуют данные сторон, а подпись <данные изъяты> имеет признаки фальсификации, сведения о доходах подписаны лицом, не являющимся руководителем ООО «Городская юридическая служба». Истица с указанным решением не согласна по следующим основаниям. Жигалов А.О. не является членом семьи истицы, соглашение об уплате алиментов было предоставлено, алименты истица получает наличными денежными средствами, отсутствие в договоре найма паспортных данных не является основанием для отказа в предоставлении субсидии, почерковедческая экспертиза не была проедена, а справка о доходах подписана директором общества, в котором истиц работает. Истицей предоставлен полный пакет документов, необходимых для предоставления субсидии. В связи с изложенным, Озерова Е.Н. просит признать незаконным решение ответчика об отказе в предоставлении государственной социальной помощи в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить субсидию, взыскать расходы по оплате пошлины и об оплате юридических услуг.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство социальной защиты РК, Жигайлова А.О.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Смирнова К.С. требования не признала, указав, что решение об отказе законно и обосновано. Главное причиной отказа является непредставление сведений о доходах бывшего супруга в течение 6 мес., предшествующих подаче заявления. Представлен отзыв, по которому истица обратилась с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление субсидии, не представила сведения о доходах Жигайлова О.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,т.к. центр берет расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Брак был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. Решение об отказе в предоставлении субсидии вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Третье лицо Жигайлов О.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил отзыв, по которому рассмотрение вопроса оставил на усмотрение суда, указав, что брачные отношения прекращены в апреле 2018 года, брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. В спорный период времени работал по договору ГПХ с физическим лицом.
Представитель министерства социальной защиты РК по доверенности Егоров С.В. полагал, что требования удовлетворению не подлежат, т.к. со стороны истца не был предоставлен полный пакет документов. Представлен отзыв, по которому, в иске следует отказать, поскольку брак между Озеровой Е.Н. и Жигайловым А.О. был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, следовательно сведения о его доходах должны были быть представлены.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам
В соответствии со ст. 2 Конституцией РФ человек, его права и свободы признаны высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п. 42) Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений (п.46).
На основании ч. 1 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч. 6 статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В силу ч. 7 указанной статьи порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Судом установлено, что истица зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, указанное жилое помещение принадлежит ей на праве собственности, что подтверждается сведениями из ЕГРПН. По сведениям МКП «Петрозаводская паспортная служба» в данной квартире зарегистрированы так же: <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы <адрес>» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, представив соответствующий пакет документов.
ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в назначении субсидии по следующим причинам: не представлены сведения о доходах Жигайлова А.О. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденные сведения о суммах, предоставленных на содержание детей <данные изъяты> в договоре найма отсутствуют паспортные данные <данные изъяты> а подпись Воеводина имеет признаки фальсификации. Сведения о доходах истицы подписаны <данные изъяты> хотя руководителем ООО «Городская юридическая служба» является <данные изъяты>
Согласно п. 2 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В соответствии с п. 3 Правил право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Пунктом 8 указанных Правил установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению.
Для получения субсидии граждане, указанные в п. 3 Правил, и члены семей граждан, указанных в п. 5 Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов: копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Согласно п. 32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).
Пунктом 33 Правил предусмотрено, что при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: а) супругом (супругой); б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.
Согласно п. 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абз. 2 ст.5 и ст. 6 - 12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» с учетом, в том числе, видов доходов, указанных в п.1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из материалов дела, Озерова Е.Н. состояла в зарегистрированном браке с Жигайловым А.О., который был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> управления ЗАГС РК, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством №.
С учетом того, что истица обратилась с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление субсидии, с учетом п. 32 Правил, а значит, совокупный доход семьи должен определяться за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.1 Перечня видов доходов, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе алименты, получаемые членами семьи.
Несмотря на то, что в этот период истица состояла в браке с Жигайловым А.О. и совокупный доход семьи должен определяться с учетом получаемого им дохода, тем не менее, Озерова Е.Н. при обращении к ответчику с вышеуказанным заявлением, а также с иском в суд, не представила сведений о доходах Жигайлова О.А., что и явилось основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
В силу п. 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Поскольку разрешение положительного вопроса о предоставлении субсидии, как и об ее размере, зависит от совокупного дохода семьи и достоверности предоставляемых об этом доходе и количестве членов семьи сведений, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Жигайлов О.А. являлся членом семьи истицы (супругом), а значит, предоставление сведений о его доходах в испрашиваемый ответчиком период времени является обязательным, подлежит учету при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии, в связи с этим, справка о его доходах подлежала предоставлению для решения вопроса о назначении Озеровой Е.Н. жилищной субсидии.
Поскольку справка о доходах Жигайлова О.А. истицей представлена не была, то следует признать, что Озеровой Е.Н не были представлены документы, подтверждающие то обстоятельство, что доход ее семьи, соответствует доходу, при котором возникает право на получение жилищной субсидии, поэтому в предоставлении жилищной субсидии заявителю было правомерно отказано, а решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным, в требованиях о признании его незаконным следует отказать.
С учетом того, что судом установлено отсутствие нарушения прав истицы принятым ГКУСЗ РК «Центр социальной работы <адрес>» решением от ДД.ММ.ГГГГ, то в требованиях о возложении обязанности на ответчика назначить спорную субсидию в соответствии с поданным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, как производных от основного требования следует отказать.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку оснований для удовлетворения иска суд не усматривает, суд полагает не подлежащими возмещение истице расходов по уплате государственной пошлины, по составлению иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Озеровой Е. Н. к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы <адрес>» о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.А. Шишкарёва
Мотивированное решение составлено 29.12.2018