дело № 3а-106/2019
Решение
Именем Российской Федерации
13 ноября 2019 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при секретаре Шамарине А.А.,
с участием прокурора Корнеева А.Э.,
представителя административного истца Заикина В.А.- Кирилиной О.М., действующей на основании доверенности, представителя административных ответчиков Ждимирского сельского Совета народных депутатов Знаменского района Орловской области и администрации Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области Серегиной Н.М., действующей на основании Устава Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению Заикина Владимира Анатольевича к Ждимирскому сельскому Совету народных депутатов Знаменского района Орловской области и администрации Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области о признании недействующими отдельных положений Правил благоустройства, уборки и санитарного содержания территорий, охраны зеленых насаждений в Ждимирском сельском поселении Знаменского района Орловской области, утвержденных решением Ждимирского сельского Совета народных депутатов от 25 сентября 2017 года №6/03-СС «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области» (в редакции решения Ждимирского сельского Совета народных депутатов от 21 ноября 2018 года № 15/01-СС «О внесении изменений в Правила благоустройства, уборки и санитарного содержания территорий, охраны зеленых насаждений в Ждимирском сельском поселении Знаменского района Орловской области»),
установил:
25 сентября 2017 года Ждимирским сельским Советом народных депутатов Знаменского района Орловской области (далее по тексту - Ждимирский сельский Совет народных депутатов) на шестом заседании названного Совета депутатов принято решение №6/03-СС, которым утверждены Правила благоустройства населенных пунктов Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области (далее также - Правила благоустройства).
Решение Ждимирского сельского Совета народных депутатов Знаменского района Орловской области от 25 сентября 2017 года №6/03-СС обнародовано путем его размещения на информационных стендах сельского поселения, а также размещено на официальном сайте администрации Ждимирского сельского поселения admgdimirskoe.ru в сети «Интернет».
Решением Ждимирского сельского Совета народных депутатов Знаменского района Орловской области от 21 ноября 2018 года № 15/01-СС, принятым на пятнадцатом заседании Совета депутатов, в Правила благоустройства внесены изменения, в том числе путем дополнения статьи 4.14 пунктами следующего содержания:
«4.14.4. Владельцы домашних животных и птиц обязаны:
обеспечивать содержание домашних животных и птиц в соответствии с санитарно-гигиеническими и ветеринарными требованиями;
принимать необходимые меры, обеспечивающие безопасность окружающих;
производить выгул домашних животных в установленном порядке;
принимать меры к обеспечению тишины в жилых помещениях;
не допускать нахождения домашних животных и птиц на территории и в помещениях образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры, детских площадок;
не допускать выбрасывания трупов домашних животных и птиц, а также их захоронения в неустановленных местах;
осуществлять уборку экскрементов самостоятельно.
4.14.5. Владелец обязан содержать животное в соответствии с его биологическими особенностями и физиологическими потребностями, гуманно обращаться с ним, не оставлять без присмотра, пищи и воды, в случае заболевания животного прибегать к ветеринарной помощи.
4.14.6. Владельцы животных обязаны поддерживать санитарное состояние дома и прилегающей территории. Если животное оставило экскременты, они должны быть убраны владельцем животного.
4.14.7. Любое животное является собственностью владельца и как всякая собственность, охраняется законом.
4.14.8. Безнадзорным считаются животные, находящиеся в общественных местах без сопровождения лица.
Отлов безнадзорных животных осуществляет специализированная организация, получившая муниципальный заказ на этот вид деятельности.
4.14.9. Собственники, арендаторы зданий, строений, и сооружений, землепользователи вправе в целях информирования:
а) сообщать о наличии на своей территории безнадзорных животных в администрацию Ждимирского сельского поселения.
4.14.10. Порядок содержания собак и кошек в городе, распространяется на всех владельцев кошек и собак в поселении.
4.14.11. Содержание собак и кошек в отдельных квартирах, занятых одной семьей, допускается при условии соблюдения санитарно-гигиенических и ветеринарно-санитарных правил, а в квартирах, занятых несколькими семьями, кроме того, и при наличии согласия всех проживающих.
4.14.12. Собаки и кошки, находящиеся в общественных местах без сопровождающих лиц, кроме временно оставленных владельцами на привязи у магазинов, аптек, предприятий бытового обслуживания, подлежат отлову.
4.14.13. На территории поселения запрещается:
выгуливание собак и появление с ними в общественных местах, в транспорте лицам в нетрезвом состоянии и детям моложе 14 лет;
выгуливание собак на территориях парков, скверов, школ, детских дошкольных и медицинских учреждений, детских площадок, стадионов;
выгул животных без совка, мешка или иной емкости для сбора экскрементов;
проведение собачьих боев;
разведение собак и кошек с целью использования шкуры и мяса животного.
4.14.14. Владелец животного обязан принимать необходимые меры, обеспечивающие безопасность окружающих людей и животных. Выводить собаку на прогулку нужно на поводке, а собак крупных пород (служебных, охотничьих и других), в наморднике. Спускать собаку с поводка можно только в малолюдных местах.
4.14.15. При переходе через улицу и вблизи магистралей владелец собаки обязан взять ее на поводок во избежание дорожно-транспортных происшествий.
4.14.16. Владельцы собак, имеющие в собственности или пользовании земельный участок, могут содержать собак в свободном выгуле только на огороженной территории или на привязи.
В случае свободного выгула собаки участок должен быть огорожен забором, конструкция забора должна исключать произвольное проникновение собаки за пределы участка.
При входе на участок должна быть сделана предупреждающая надпись о наличии собаки».
Решение Ждимирского сельского Совета народных депутатов Знаменского района Орловской области от 21 ноября 2018 года № 15/01-СС размещено на информационном стенде в здании администрации сельского поселения 22 ноября 2018 года, а также на официальном сайте администрации сельского поселения admgdimirskoe 10 декабря 2018 года.
Заикин В.А., привлеченный к административной ответственности за нарушение установленных пунктами 4.14.13, 4.14.14, 4.14.16 Правил благоустройства требований к содержанию территорий общего пользования, выразившихся в нахождении принадлежащей ему собаки без привязи и ошейника на территории домовладения другого гражданина в <адрес>, по части 1 статьи 6.2 Закона Орловской области от 6 июня 2013 года № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения», обратился в Орловский областной суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействующими с момента принятия решения Ждимирского сельского Совета народных депутатов от 21 ноября 2018 года № 15/01-СС пунктов 4.14.4, 4.14.5, 4.14.6, 4.14.7, 4.14.8, 4.14.10, 4.14.11, 4.14.12, 4.14.13, 4.14.14, 4.14.15, 4.14.16 статьи 4.14 Правил благоустройства.
По мнению административного истца, оспариваемые им пункты, содержащиеся в статье 4.14 Правил благоустройства, приняты с превышением компетенции Ждимирского сельского Совета народных депутатов, поскольку отношения по возмещению вреда, причиненного домашними животными, урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации, а правоотношения в области обращения с животными регламентированы федеральным законодательством, а именно: Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года №4979-1 «О ветеринарии», Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 августа 2014 года № 50, Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 года № 54, Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2835-11 «Профилактика лептоспирозной инфекции у людей», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 января 2011 года № 6, Правилами содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, утвержденными Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 12 июня 1981 года, Министерством сельского хозяйства РСФСР 24 июня 1981 года, Министерством здравоохранения РСФСР 24 июня 1981 года, Министерством юстиции РСФСР 3 июля 1981 года.
Административный истец полагает, что вследствие принятия решения Ждимирского сельского Совета народных депутатов от 21 ноября 2018 года № 15/01-СС с превышением компетенции, предусмотренной Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», он незаконно привлечен к административной ответственности.
Административный истец Заикин В.А. надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем, на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее по тексту - КАС РФ), судом постановлено рассмотреть дело в его отсутствие.
В процессе судебного разбирательства дела представители административного истца Овешников С.Г. и Кирилина О.М. поддержали заявленные требования с учетом их уточнения.
Определением Орловского областного суда от 15 октября 2019 года к участию в данном деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области (т.1 л.д.209-212).
В судебном заседании представитель административного ответчика Ждимирского сельского Совета народных депутатов Боженова О.Ю., действующая на основании доверенности, а также представитель административных соответчиков Серегина Н.М., являющаяся Главой Ждимирского сельского поселения и председателем Ждимирского сельского Совета народных депутатов, возражали против удовлетворения заявленных требований. Указывали, что решение сельского Совета народных депутатов от 21 ноября 2018 года № 15/01-СС принято по результатам публичных слушаний, в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, с соблюдением правил введения его в действие, предусмотренных Уставом сельского поселения. Полагали, что оспариваемые положения муниципального правового акта не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушают права административного истца, в том числе, в связи с отменой решения Ждимирского сельского Совета народных депутатов от 21 ноября 2018 года № 15/01-СС на основании решения названного Совета депутатов от 30 октября 2019 года №23-03-СС.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9 о порядке принятия оспариваемого муниципального правового акта при наличии кворума, об его обнародовании путем размещения на информационном стенде в здании администрации поселения, а также размещения сообщения о принятии решения на доске объявлений на <адрес> в с. Ждимир, осмотрев документы, размещенные на официальном сайте администрации Ждимирского сельского поселения, в составе которых имеется оспариваемый нормативный правовой акт, выслушав заключение прокурора Корнеева А.Э., полагавшего заявленные требования удовлетворить, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции, действовавшей в период подготовки и принятия оспариваемого нормативного правового акта) к вопросам местного значения поселения относилось утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Исходя из положений части 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции, действовавшей в период подготовки и принятия оспариваемого нормативного правового акта) по проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в правила благоустройства, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Статья 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции, действовавшей в период подготовки и принятия оспариваемого нормативного правового акта) предусматривала, что правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования (часть 1).
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу.
В статье 5.1 ГрК РФ закреплено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в указанный утвержденный документ, в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, участниками которых являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Процедура проведения публичных слушаний регламентирована частью 5 статьи 5.1 ГрК РФ и состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале публичных слушаний;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;
4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;
6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Наряду с этим, в статье 5.1 ГрК РФ (в реакции, действовавшей в период подготовки и принятия оспариваемого нормативного правового акта) указаны требования к содержанию оповещения, а также к форме и порядку его размещения.
Так, оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать: 1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; 2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; 3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; 4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.
Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний: 1) не позднее, чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации; 2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 данной статьи, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации (части 6, 8 статьи 5.1 ГрК РФ).
Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил благоустройства территорий со дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 25 статьи 5.1 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования (часть 1).Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (часть 2).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3).
Частью 1 статьи 1 Закона Орловской области от 12 августа 2004 года № 418-ОЗ «О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории Знаменского района Орловской области» Ждимирскому сельсовету, на территории которого расположены село Ждимир; деревни: Бельдино, Заикино, Кофаново, Прилепы; поселки: Нововеденский, Фроловский, Чеховский, придан статус муниципального образования - Ждимирское сельское поселение с административным центром село Ждимир.
В пункте 5 статьи 41 Устава Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области (далее по тексту - Устав Ждимирского сельского поселения, Устав поселения) закреплено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу с момента их опубликования или обнародования.
Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в уполномоченном печатном средстве массовой информации, определяемом решением сельского Совета народных депутатов.
Обнародование муниципального правового акта осуществляется путем размещения указанного акта на информационном стенде администрации сельского поселения, а также на досках объявлений предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории сельского поселения. Продолжительность размещения указанного акта не может быть менее 10 дней.
Согласно статье 14 Устава Ждимирского сельского поселения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей сельского поселения, сельским Советом народных депутатов, главой сельского поселения могут проводиться публичные слушания (часть 1).
Решение о проведении публичных слушаний должно приниматься не позднее, чем за 30 дней до даты рассмотрения главой сельского поселения проекта муниципального правового акта (часть 4 статьи 14 Устава поселения).
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется сельским Советом народных депутатов и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей сельского поселения о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей сельского поселения, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений. Публичные слушания должны состояться не позднее семи дней до даты рассмотрения проекта муниципального нормативного правового акта главой сельского поселения или сельским Советом народных депутатов (часть 5 статьи 14 Устава поселения).
В силу статьи 21 Устава поселения Ждимирский сельский Совет народных депутатов состоит из 7 депутатов, срок полномочий которых составляет пять лет.
Сельский Совет народных депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Орловской области, настоящим Уставом, большинством голосов от установленной численности депутатов сельского Совета народных депутатов, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, которые направляются главе сельского поселения для подписания и обнародования в течение 10 дней (статья 36 Устава поселения).
Как следует из материалов дела, рассмотрению вопроса о внесении изменений в Правила благоустройства и содержания территории Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области предшествовало проведение публичных слушаний, назначенных по данному вопросу распоряжением Главы Ждимирского сельского поселения от 23 октября 2018 года №-р.
Согласно распоряжению Главы Ждимирского сельского поселения от 23 октября 2018 года №-р публичные слушания по проекту решения «О внесении изменений в Правила благоустройства, уборки и санитарного содержания территорий, охраны зеленых насаждений в Ждимирском сельском поселении Знаменского района Орловской области» назначены на 16 ноября 2018 года в 14 часов в здании администрации сельского поселения.
Этим же распоряжением предписано разместить проект решения для обнародования на информационном стенде администрации сельского поселения; создать комиссию для учета и обобщения предложений жителей сельского поселения; утвердить Положение о порядке учета предложений жителей сельского поселения (приложение 2) (т.2 л.д.74-75).
В качестве приложения № 2 к указанному распоряжению административными соответчиками суду представлено Положение о публичных слушаниях в сельском поселении, которое представительным органом местного самоуправления не утверждено (т.2 л.д.74-84).
Проверив соблюдение процедуры публичных слушаний, предусмотренной статьей 5.1 ГрК РФ, суд установил, что оповещение о начале публичных слушаний (т.2 л.д.119) не содержит информации о сроке внесения участниками публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; не опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации; не распространялось на информационных стендах, оборудованных в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории Ждимирского сельского поселения, в отношении которой подготовлены соответствующий проект, а также иными способами, обеспечивающими доступ участников публичных слушаний к указанной информации.
По убеждению суда, размещение проекта оспариваемого нормативного правового акта в здании администрации сельского поселения в с.Ждимир не свидетельствует о том, что население Ждимирского сельского поселения, состоящего из восьми населенных пунктов, в установленном порядке оповещено о времени и месте проведения публичных слушаний, а также о содержании проекта решения, затрагивающего их права и законные интересы.
По делу установлено, что проект решения, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, на официальном сайте администрации сельского поселения не размещался, заключение о результатах публичных слушаний не опубликовано, на официальном сайте администрации сельского поселения в сети «Интернет» не размещено.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что допущенные административным ответчиком нарушения процедуры проведения публичных слушаний по проекту оспариваемого решения являются существенными и повлияли на законность принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Проверив в соответствии с Уставом Ждимирского сельского поселения (т.1 л.д.70-113) полномочия представительного органа на принятие оспариваемого нормативного правового акта, форму и вид, в которых орган вправе принимать акты, процедуру его принятия, правила введения в действие, в том числе порядок опубликования, суд приходит к следующему.
Согласно абзацу двадцать первому части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Статьей 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ регламентировано, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать в том числе, вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, названный Федеральный закон не предусматривает полномочия органов местного самоуправления по самостоятельному регулированию отношений в сфере обращения с животными.
Такие правоотношения на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта были урегулированы Законом Российской Федерации «О ветеринарии», Федеральным законом «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», Санитарно-эпидемиологическими правилами, утвержденными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Правилами содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР.
Наряду с этим, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта действовало постановление Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 года № 347 «Об утверждении Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области и Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области» (далее - постановление Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 года № 347).
Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», разрешая вопрос о соблюдении органом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта (пункт 28).
Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят при наличии кворума, в форме, предусмотренной Уставом поселения.
Анализ положений, изложенных в пунктах 4.14.4 - 4.14.7, 4.14.11- 4.14.16 Правил благоустройства, свидетельствует о том, что в них воспроизведены основные принципы обращения с животными, положения пунктов 1.2, 1.7, 2.1- 2.4, 2.7, 2.10, 3.1, 3.4 Правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, а также нормы, содержащиеся в пунктах 6, 8, 10.1,13,14,17,24,29,36 Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 года № 347, что само по себе не свидетельствует о принятии названных пунктов Правил благоустройства с нарушением компетенции сельского Совета народных депутатов.
Предписания, содержащиеся в пункте 4.14.8 Правил благоустройства, воспроизводят положения Инструкция по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, утвержденной Минжилкомхозом РСФСР 12 июня 1981 года, Минсельхозом РСФСР и Минздравом РСФСР 24 июня 1981 года, Минюстом РСФСР 7 июля 1981 года, и не противоречат пункту 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, а также Порядку отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области, утвержденному постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 года № 347, что свидетельствует о принятии указанного предписания в пределах полномочий Ждимирского сельского Совета народных депутатов.
При этом пункт 4.14.10 Правил благоустройства, по убеждению суда, принят с нарушением компетенции представительного органа местного самоуправления, поскольку содержащееся в нем предписание о распространении порядка содержания собак и кошек в городе на всех владельцев таких животных в поселении, противоречит части 3 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Вместе с этим, при разрешении данного спора суд установил, что административным ответчиком не соблюдены правила введения в действие оспариваемого нормативного правового акта.
Как видно из материалов административного дела и объяснений представителя административных соответчиков Серегиной Н.М., в 2018 году, а также в текущем году, периодическим изданием, осуществляющим официальное опубликование муниципальных правовых актов, принимаемых Ждимирским сельским Советом народных депутатов, являлась Знаменская районная газета «Земля родная», с редакцией которой <дата> администрацией поселения был заключен договор на оказание платных услуг по информационному обеспечению деятельности сельского поселения.
При этом из содержания пояснительной записки к отчету об исполнении бюджета Ждимирского сельского поселения на 1 ноября 2018 года, составленной главой поселения Серегиной Н.М. и бухгалтером ФИО9, а также показаний свидетеля ФИО9 в судебном заседании усматривается, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта в бюджете поселения имелись достаточные средства для его опубликования в газете «Земля родная».
Между тем, оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован не был, а его обнародование, вопреки положениям Устава поселения, было обеспечено только путем размещения текста решения на информационном стенде в здании администрации поселения в с. Ждимир.
Указанные обстоятельства подтверждены сообщением от 14 октября 2019 года, направленным главой Ждимирского сельского поселения в адрес суда (т.1 л.д.197), а также показаниями свидетелей ФИО8, ФИО9 и ФИО7, которые пояснили суду о размещении полного текста оспариваемого акта на информационном стенде в администрации сельского поселения, а сообщения о его принятии - на доске объявлений в с. Ждимир.
Таким образом, Ждимирский сельский Совет народных депутатов не представил суду достоверные доказательства, свидетельствующие об обнародовании оспариваемого акта в порядке, предусмотренном Уставом поселения, а именно путем размещения указанного акта продолжительностью не менее 10 дней на информационном стенде администрации сельского поселения, а также на досках объявлений предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории сельского поселения, включающего в себя не только с. Ждимир, но и деревни Бельдино, Заикино, Кофаново, Прилепы, а также поселки Нововеденский, Фроловский, Чеховский, где проживают граждане, права, свободы и обязанности которых затрагиваются решением Ждимирского сельского Совета народных депутатов от 21 ноября 2018 года № 15/01-СС.
Вопреки доводам административных соответчиков, сам по себе факт размещения оспариваемого нормативного правового акта на официальном сайте администрации сельского поселения, с учетом отсутствия данных, подтверждающих наличие у жителей поселения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет», и навыков ее получения, не свидетельствует о соблюдении порядка опубликования либо обнародования нормативного правового акта, и о достижении цели ознакомления с содержанием этого акта тех лиц, права и свободы которых он затрагивает.
То обстоятельство, что в период рассмотрения спора решением Ждимирского сельского Совета народных депутатов от 30 октября 2019 года №23-03-СС оспариваемый нормативный правовой акт был отменен, не может служить основанием для прекращения производства по данному делу, поскольку при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца, и нарушение его прав и законных интересов.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50, акты, не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Поскольку по делу установлено, что предусмотренные федеральным законодательством и Уставом поселения требования при введении в действие оспариваемого решения соблюдены не были, то суд приходит к выводу о признании оспариваемого акта не действующим полностью, как не имеющего юридической силы с момента его принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании «Земля родная», которое по утверждению представителя административных соответчиков определено в 2019 году в качестве печатного издания для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальном сайте администрации Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области в сети «Интернет».
В силу части 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления административным истцом Заикиным В.А. уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей согласно чеку-ордеру от <дата> (т.1 л.д.6).
В связи с тем, что Ждимирский сельский Совет народных депутатов не зарегистрирован в установленном порядке в качестве юридического лица, и принимая во внимание, что на основании Устава поселения обеспечение деятельности данного представительного органа осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете поселения, исполнение которого в силу статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации возложено на администрацию поселения, суд считает необходимым взыскать понесенные Заикиным В.А. судебные расходы с административного соответчика.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Заикина Владимира Анатольевича удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия решение Ждимирского сельского Совета народных депутатов Знаменского района Орловской области от 21 ноября 2018 года № 15/01-СС «О внесении изменений в Правила благоустройства, уборки и санитарного содержания территорий, охраны зеленых насаждений в Ждимирском сельском поселении Знаменского района Орловской области».
Сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании «Земля родная» и на официальном сайте Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области.
Взыскать с администрации Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области в пользу Заикина Владимира Анатольевича судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 22 ноября 2019 года.
Председательствующий Н.А. Георгинова
дело № 3а-106/2019
Решение
Именем Российской Федерации
13 ноября 2019 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при секретаре Шамарине А.А.,
с участием прокурора Корнеева А.Э.,
представителя административного истца Заикина В.А.- Кирилиной О.М., действующей на основании доверенности, представителя административных ответчиков Ждимирского сельского Совета народных депутатов Знаменского района Орловской области и администрации Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области Серегиной Н.М., действующей на основании Устава Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению Заикина Владимира Анатольевича к Ждимирскому сельскому Совету народных депутатов Знаменского района Орловской области и администрации Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области о признании недействующими отдельных положений Правил благоустройства, уборки и санитарного содержания территорий, охраны зеленых насаждений в Ждимирском сельском поселении Знаменского района Орловской области, утвержденных решением Ждимирского сельского Совета народных депутатов от 25 сентября 2017 года №6/03-СС «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области» (в редакции решения Ждимирского сельского Совета народных депутатов от 21 ноября 2018 года № 15/01-СС «О внесении изменений в Правила благоустройства, уборки и санитарного содержания территорий, охраны зеленых насаждений в Ждимирском сельском поселении Знаменского района Орловской области»),
установил:
25 сентября 2017 года Ждимирским сельским Советом народных депутатов Знаменского района Орловской области (далее по тексту - Ждимирский сельский Совет народных депутатов) на шестом заседании названного Совета депутатов принято решение №6/03-СС, которым утверждены Правила благоустройства населенных пунктов Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области (далее также - Правила благоустройства).
Решение Ждимирского сельского Совета народных депутатов Знаменского района Орловской области от 25 сентября 2017 года №6/03-СС обнародовано путем его размещения на информационных стендах сельского поселения, а также размещено на официальном сайте администрации Ждимирского сельского поселения admgdimirskoe.ru в сети «Интернет».
Решением Ждимирского сельского Совета народных депутатов Знаменского района Орловской области от 21 ноября 2018 года № 15/01-СС, принятым на пятнадцатом заседании Совета депутатов, в Правила благоустройства внесены изменения, в том числе путем дополнения статьи 4.14 пунктами следующего содержания:
«4.14.4. Владельцы домашних животных и птиц обязаны:
обеспечивать содержание домашних животных и птиц в соответствии с санитарно-гигиеническими и ветеринарными требованиями;
принимать необходимые меры, обеспечивающие безопасность окружающих;
производить выгул домашних животных в установленном порядке;
принимать меры к обеспечению тишины в жилых помещениях;
не допускать нахождения домашних животных и птиц на территории и в помещениях образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры, детских площадок;
не допускать выбрасывания трупов домашних животных и птиц, а также их захоронения в неустановленных местах;
осуществлять уборку экскрементов самостоятельно.
4.14.5. Владелец обязан содержать животное в соответствии с его биологическими особенностями и физиологическими потребностями, гуманно обращаться с ним, не оставлять без присмотра, пищи и воды, в случае заболевания животного прибегать к ветеринарной помощи.
4.14.6. Владельцы животных обязаны поддерживать санитарное состояние дома и прилегающей территории. Если животное оставило экскременты, они должны быть убраны владельцем животного.
4.14.7. Любое животное является собственностью владельца и как всякая собственность, охраняется законом.
4.14.8. Безнадзорным считаются животные, находящиеся в общественных местах без сопровождения лица.
Отлов безнадзорных животных осуществляет специализированная организация, получившая муниципальный заказ на этот вид деятельности.
4.14.9. Собственники, арендаторы зданий, строений, и сооружений, землепользователи вправе в целях информирования:
а) сообщать о наличии на своей территории безнадзорных животных в администрацию Ждимирского сельского поселения.
4.14.10. Порядок содержания собак и кошек в городе, распространяется на всех владельцев кошек и собак в поселении.
4.14.11. Содержание собак и кошек в отдельных квартирах, занятых одной семьей, допускается при условии соблюдения санитарно-гигиенических и ветеринарно-санитарных правил, а в квартирах, занятых несколькими семьями, кроме того, и при наличии согласия всех проживающих.
4.14.12. Собаки и кошки, находящиеся в общественных местах без сопровождающих лиц, кроме временно оставленных владельцами на привязи у магазинов, аптек, предприятий бытового обслуживания, подлежат отлову.
4.14.13. На территории поселения запрещается:
выгуливание собак и появление с ними в общественных местах, в транспорте лицам в нетрезвом состоянии и детям моложе 14 лет;
выгуливание собак на территориях парков, скверов, школ, детских дошкольных и медицинских учреждений, детских площадок, стадионов;
выгул животных без совка, мешка или иной емкости для сбора экскрементов;
проведение собачьих боев;
разведение собак и кошек с целью использования шкуры и мяса животного.
4.14.14. Владелец животного обязан принимать необходимые меры, обеспечивающие безопасность окружающих людей и животных. Выводить собаку на прогулку нужно на поводке, а собак крупных пород (служебных, охотничьих и других), в наморднике. Спускать собаку с поводка можно только в малолюдных местах.
4.14.15. При переходе через улицу и вблизи магистралей владелец собаки обязан взять ее на поводок во избежание дорожно-транспортных происшествий.
4.14.16. Владельцы собак, имеющие в собственности или пользовании земельный участок, могут содержать собак в свободном выгуле только на огороженной территории или на привязи.
В случае свободного выгула собаки участок должен быть огорожен забором, конструкция забора должна исключать произвольное проникновение собаки за пределы участка.
При входе на участок должна быть сделана предупреждающая надпись о наличии собаки».
Решение Ждимирского сельского Совета народных депутатов Знаменского района Орловской области от 21 ноября 2018 года № 15/01-СС размещено на информационном стенде в здании администрации сельского поселения 22 ноября 2018 года, а также на официальном сайте администрации сельского поселения admgdimirskoe 10 декабря 2018 года.
Заикин В.А., привлеченный к административной ответственности за нарушение установленных пунктами 4.14.13, 4.14.14, 4.14.16 Правил благоустройства требований к содержанию территорий общего пользования, выразившихся в нахождении принадлежащей ему собаки без привязи и ошейника на территории домовладения другого гражданина в <адрес>, по части 1 статьи 6.2 Закона Орловской области от 6 июня 2013 года № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения», обратился в Орловский областной суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействующими с момента принятия решения Ждимирского сельского Совета народных депутатов от 21 ноября 2018 года № 15/01-СС пунктов 4.14.4, 4.14.5, 4.14.6, 4.14.7, 4.14.8, 4.14.10, 4.14.11, 4.14.12, 4.14.13, 4.14.14, 4.14.15, 4.14.16 статьи 4.14 Правил благоустройства.
По мнению административного истца, оспариваемые им пункты, содержащиеся в статье 4.14 Правил благоустройства, приняты с превышением компетенции Ждимирского сельского Совета народных депутатов, поскольку отношения по возмещению вреда, причиненного домашними животными, урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации, а правоотношения в области обращения с животными регламентированы федеральным законодательством, а именно: Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года №4979-1 «О ветеринарии», Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 августа 2014 года № 50, Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 года № 54, Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2835-11 «Профилактика лептоспирозной инфекции у людей», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 января 2011 года № 6, Правилами содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, утвержденными Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 12 июня 1981 года, Министерством сельского хозяйства РСФСР 24 июня 1981 года, Министерством здравоохранения РСФСР 24 июня 1981 года, Министерством юстиции РСФСР 3 июля 1981 года.
Административный истец полагает, что вследствие принятия решения Ждимирского сельского Совета народных депутатов от 21 ноября 2018 года № 15/01-СС с превышением компетенции, предусмотренной Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», он незаконно привлечен к административной ответственности.
Административный истец Заикин В.А. надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем, на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее по тексту - КАС РФ), судом постановлено рассмотреть дело в его отсутствие.
В процессе судебного разбирательства дела представители административного истца Овешников С.Г. и Кирилина О.М. поддержали заявленные требования с учетом их уточнения.
Определением Орловского областного суда от 15 октября 2019 года к участию в данном деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области (т.1 л.д.209-212).
В судебном заседании представитель административного ответчика Ждимирского сельского Совета народных депутатов Боженова О.Ю., действующая на основании доверенности, а также представитель административных соответчиков Серегина Н.М., являющаяся Главой Ждимирского сельского поселения и председателем Ждимирского сельского Совета народных депутатов, возражали против удовлетворения заявленных требований. Указывали, что решение сельского Совета народных депутатов от 21 ноября 2018 года № 15/01-СС принято по результатам публичных слушаний, в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, с соблюдением правил введения его в действие, предусмотренных Уставом сельского поселения. Полагали, что оспариваемые положения муниципального правового акта не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушают права административного истца, в том числе, в связи с отменой решения Ждимирского сельского Совета народных депутатов от 21 ноября 2018 года № 15/01-СС на основании решения названного Совета депутатов от 30 октября 2019 года №23-03-СС.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9 о порядке принятия оспариваемого муниципального правового акта при наличии кворума, об его обнародовании путем размещения на информационном стенде в здании администрации поселения, а также размещения сообщения о принятии решения на доске объявлений на <адрес> в с. Ждимир, осмотрев документы, размещенные на официальном сайте администрации Ждимирского сельского поселения, в составе которых имеется оспариваемый нормативный правовой акт, выслушав заключение прокурора Корнеева А.Э., полагавшего заявленные требования удовлетворить, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции, действовавшей в период подготовки и принятия оспариваемого нормативного правового акта) к вопросам местного значения поселения относилось утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Исходя из положений части 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции, действовавшей в период подготовки и принятия оспариваемого нормативного правового акта) по проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в правила благоустройства, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Статья 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции, действовавшей в период подготовки и принятия оспариваемого нормативного правового акта) предусматривала, что правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования (часть 1).
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу.
В статье 5.1 ГрК РФ закреплено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в указанный утвержденный документ, в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, участниками которых являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Процедура проведения публичных слушаний регламентирована частью 5 статьи 5.1 ГрК РФ и состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале публичных слушаний;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;
4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;
6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Наряду с этим, в статье 5.1 ГрК РФ (в реакции, действовавшей в период подготовки и принятия оспариваемого нормативного правового акта) указаны требования к содержанию оповещения, а также к форме и порядку его размещения.
Так, оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать: 1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; 2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; 3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; 4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.
Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний: 1) не позднее, чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации; 2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 данной статьи, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации (части 6, 8 статьи 5.1 ГрК РФ).
Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил благоустройства территорий со дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 25 статьи 5.1 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования (часть 1).Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (часть 2).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3).
Частью 1 статьи 1 Закона Орловской области от 12 августа 2004 года № 418-ОЗ «О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории Знаменского района Орловской области» Ждимирскому сельсовету, на территории которого расположены село Ждимир; деревни: Бельдино, Заикино, Кофаново, Прилепы; поселки: Нововеденский, Фроловский, Чеховский, придан статус муниципального образования - Ждимирское сельское поселение с административным центром село Ждимир.
В пункте 5 статьи 41 Устава Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области (далее по тексту - Устав Ждимирского сельского поселения, Устав поселения) закреплено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу с момента их опубликования или обнародования.
Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в уполномоченном печатном средстве массовой информации, определяемом решением сельского Совета народных депутатов.
Обнародование муниципального правового акта осуществляется путем размещения указанного акта на информационном стенде администрации сельского поселения, а также на досках объявлений предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории сельского поселения. Продолжительность размещения указанного акта не может быть менее 10 дней.
Согласно статье 14 Устава Ждимирского сельского поселения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей сельского поселения, сельским Советом народных депутатов, главой сельского поселения могут проводиться публичные слушания (часть 1).
Решение о проведении публичных слушаний должно приниматься не позднее, чем за 30 дней до даты рассмотрения главой сельского поселения проекта муниципального правового акта (часть 4 статьи 14 Устава поселения).
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется сельским Советом народных депутатов и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей сельского поселения о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей сельского поселения, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений. Публичные слушания должны состояться не позднее семи дней до даты рассмотрения проекта муниципального нормативного правового акта главой сельского поселения или сельским Советом народных депутатов (часть 5 статьи 14 Устава поселения).
В силу статьи 21 Устава поселения Ждимирский сельский Совет народных депутатов состоит из 7 депутатов, срок полномочий которых составляет пять лет.
Сельский Совет народных депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Орловской области, настоящим Уставом, большинством голосов от установленной численности депутатов сельского Совета народных депутатов, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, которые направляются главе сельского поселения для подписания и обнародования в течение 10 дней (статья 36 Устава поселения).
Как следует из материалов дела, рассмотрению вопроса о внесении изменений в Правила благоустройства и содержания территории Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области предшествовало проведение публичных слушаний, назначенных по данному вопросу распоряжением Главы Ждимирского сельского поселения от 23 октября 2018 года №-р.
Согласно распоряжению Главы Ждимирского сельского поселения от 23 октября 2018 года №-р публичные слушания по проекту решения «О внесении изменений в Правила благоустройства, уборки и санитарного содержания территорий, охраны зеленых насаждений в Ждимирском сельском поселении Знаменского района Орловской области» назначены на 16 ноября 2018 года в 14 часов в здании администрации сельского поселения.
Этим же распоряжением предписано разместить проект решения для обнародования на информационном стенде администрации сельского поселения; создать комиссию для учета и обобщения предложений жителей сельского поселения; утвердить Положение о порядке учета предложений жителей сельского поселения (приложение 2) (т.2 л.д.74-75).
В качестве приложения № 2 к указанному распоряжению административными соответчиками суду представлено Положение о публичных слушаниях в сельском поселении, которое представительным органом местного самоуправления не утверждено (т.2 л.д.74-84).
Проверив соблюдение процедуры публичных слушаний, предусмотренной статьей 5.1 ГрК РФ, суд установил, что оповещение о начале публичных слушаний (т.2 л.д.119) не содержит информации о сроке внесения участниками публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; не опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации; не распространялось на информационных стендах, оборудованных в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории Ждимирского сельского поселения, в отношении которой подготовлены соответствующий проект, а также иными способами, обеспечивающими доступ участников публичных слушаний к указанной информации.
По убеждению суда, размещение проекта оспариваемого нормативного правового акта в здании администрации сельского поселения в с.Ждимир не свидетельствует о том, что население Ждимирского сельского поселения, состоящего из восьми населенных пунктов, в установленном порядке оповещено о времени и месте проведения публичных слушаний, а также о содержании проекта решения, затрагивающего их права и законные интересы.
По делу установлено, что проект решения, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, на официальном сайте администрации сельского поселения не размещался, заключение о результатах публичных слушаний не опубликовано, на официальном сайте администрации сельского поселения в сети «Интернет» не размещено.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что допущенные административным ответчиком нарушения процедуры проведения публичных слушаний по проекту оспариваемого решения являются существенными и повлияли на законность принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Проверив в соответствии с Уставом Ждимирского сельского поселения (т.1 л.д.70-113) полномочия представительного органа на принятие оспариваемого нормативного правового акта, форму и вид, в которых орган вправе принимать акты, процедуру его принятия, правила введения в действие, в том числе порядок опубликования, суд приходит к следующему.
Согласно абзацу двадцать первому части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Статьей 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ регламентировано, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать в том числе, вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, названный Федеральный закон не предусматривает полномочия органов местного самоуправления по самостоятельному регулированию отношений в сфере обращения с животными.
Такие правоотношения на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта были урегулированы Законом Российской Федерации «О ветеринарии», Федеральным законом «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», Санитарно-эпидемиологическими правилами, утвержденными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Правилами содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР.
Наряду с этим, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта действовало постановление Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 года № 347 «Об утверждении Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области и Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области» (далее - постановление Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 года № 347).
Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», разрешая вопрос о соблюдении органом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта (пункт 28).
Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят при наличии кворума, в форме, предусмотренной Уставом поселения.
Анализ положений, изложенных в пунктах 4.14.4 - 4.14.7, 4.14.11- 4.14.16 Правил благоустройства, свидетельствует о том, что в них воспроизведены основные принципы обращения с животными, положения пунктов 1.2, 1.7, 2.1- 2.4, 2.7, 2.10, 3.1, 3.4 Правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, а также нормы, содержащиеся в пунктах 6, 8, 10.1,13,14,17,24,29,36 Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 года № 347, что само по себе не свидетельствует о принятии названных пунктов Правил благоустройства с нарушением компетенции сельского Совета народных депутатов.
Предписания, содержащиеся в пункте 4.14.8 Правил благоустройства, воспроизводят положения Инструкция по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, утвержденной Минжилкомхозом РСФСР 12 июня 1981 года, Минсельхозом РСФСР и Минздравом РСФСР 24 июня 1981 года, Минюстом РСФСР 7 июля 1981 года, и не противоречат пункту 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, а также Порядку отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области, утвержденному постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 года № 347, что свидетельствует о принятии указанного предписания в пределах полномочий Ждимирского сельского Совета народных депутатов.
При этом пункт 4.14.10 Правил благоустройства, по убеждению суда, принят с нарушением компетенции представительного органа местного самоуправления, поскольку содержащееся в нем предписание о распространении порядка содержания собак и кошек в городе на всех владельцев таких животных в поселении, противоречит части 3 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Вместе с этим, при разрешении данного спора суд установил, что административным ответчиком не соблюдены правила введения в действие оспариваемого нормативного правового акта.
Как видно из материалов административного дела и объяснений представителя административных соответчиков Серегиной Н.М., в 2018 году, а также в текущем году, периодическим изданием, осуществляющим официальное опубликование муниципальных правовых актов, принимаемых Ждимирским сельским Советом народных депутатов, являлась Знаменская районная газета «Земля родная», с редакцией которой <дата> администрацией поселения был заключен договор на оказание платных услуг по информационному обеспечению деятельности сельского поселения.
При этом из содержания пояснительной записки к отчету об исполнении бюджета Ждимирского сельского поселения на 1 ноября 2018 года, составленной главой поселения Серегиной Н.М. и бухгалтером ФИО9, а также показаний свидетеля ФИО9 в судебном заседании усматривается, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта в бюджете поселения имелись достаточные средства для его опубликования в газете «Земля родная».
Между тем, оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован не был, а его обнародование, вопреки положениям Устава поселения, было обеспечено только путем размещения текста решения на информационном стенде в здании администрации поселения в с. Ждимир.
Указанные обстоятельства подтверждены сообщением от 14 октября 2019 года, направленным главой Ждимирского сельского поселения в адрес суда (т.1 л.д.197), а также показаниями свидетелей ФИО8, ФИО9 и ФИО7, которые пояснили суду о размещении полного текста оспариваемого акта на информационном стенде в администрации сельского поселения, а сообщения о его принятии - на доске объявлений в с. Ждимир.
Таким образом, Ждимирский сельский Совет народных депутатов не представил суду достоверные доказательства, свидетельствующие об обнародовании оспариваемого акта в порядке, предусмотренном Уставом поселения, а именно путем размещения указанного акта продолжительностью не менее 10 дней на информационном стенде администрации сельского поселения, а также на досках объявлений предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории сельского поселения, включающего в себя не только с. Ждимир, но и деревни Бельдино, Заикино, Кофаново, Прилепы, а также поселки Нововеденский, Фроловский, Чеховский, где проживают граждане, права, свободы и обязанности которых затрагиваются решением Ждимирского сельского Совета народных депутатов от 21 ноября 2018 года № 15/01-СС.
Вопреки доводам административных соответчиков, сам по себе факт размещения оспариваемого нормативного правового акта на официальном сайте администрации сельского поселения, с учетом отсутствия данных, подтверждающих наличие у жителей поселения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет», и навыков ее получения, не свидетельствует о соблюдении порядка опубликования либо обнародования нормативного правового акта, и о достижении цели ознакомления с содержанием этого акта тех лиц, права и свободы которых он затрагивает.
То обстоятельство, что в период рассмотрения спора решением Ждимирского сельского Совета народных депутатов от 30 октября 2019 года №23-03-СС оспариваемый нормативный правовой акт был отменен, не может служить основанием для прекращения производства по данному делу, поскольку при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца, и нарушение его прав и законных интересов.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50, акты, не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Поскольку по делу установлено, что предусмотренные федеральным законодательством и Уставом поселения требования при введении в действие оспариваемого решения соблюдены не были, то суд приходит к выводу о признании оспариваемого акта не действующим полностью, как не имеющего юридической силы с момента его принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании «Земля родная», которое по утверждению представителя административных соответчиков определено в 2019 году в качестве печатного издания для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальном сайте администрации Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области в сети «Интернет».
В силу части 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления административным истцом Заикиным В.А. уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей согласно чеку-ордеру от <дата> (т.1 л.д.6).
В связи с тем, что Ждимирский сельский Совет народных депутатов не зарегистрирован в установленном порядке в качестве юридического лица, и принимая во внимание, что на основании Устава поселения обеспечение деятельности данного представительного органа осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете поселения, исполнение которого в силу статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации возложено на администрацию поселения, суд считает необходимым взыскать понесенные Заикиным В.А. судебные расходы с административного соответчика.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Заикина Владимира Анатольевича удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия решение Ждимирского сельского Совета народных депутатов Знаменского района Орловской области от 21 ноября 2018 года № 15/01-СС «О внесении изменений в Правила благоустройства, уборки и санитарного содержания территорий, охраны зеленых насаждений в Ждимирском сельском поселении Знаменского района Орловской области».
Сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании «Земля родная» и на официальном сайте Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области.
Взыскать с администрации Ждимирского сельского поселения Знаменского района Орловской области в пользу Заикина Владимира Анатольевича судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 22 ноября 2019 года.
Председательствующий Н.А. Георгинова