№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 апреля 2018 года г. Пудож РК
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Копина С.А.
с участием истца Михайлина А.А.,
представителя истца – адвоката Медведева А.Н., действующего на основании ордера и удостоверения,
представителя ответчика – администрации Пудожского муниципального района Раховой Д.В., действующей на основании доверенности,
представителя органа опеки и попечительства администрации Пудожского муниципального района РК Воеводиной О.С., действующей на основании доверенности,
при секретаре Ипатовой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлина Александра Алексеевича к администрации Пудожского муниципального района РК о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Михайлин А.А. обратился в суд с иском к Администрации Пудожского муниципального района, в котором указал, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители М. лишены в отношении него родительских прав. Постановлением администрации Пудожского муниципального района РК № года над ним было назначено опека, опекуном назначен М.. С указанного времени он проживал в семье опекуна по адресу : <адрес>. Закрепленного за ним жилого помещения не имеется.. Постановлением администрации Пудожского муниципального района РК от № за ним закреплено право быть обеспеченным жилым помещением специализированного жилого фонда.. В настоящее время он вынужден временно проживать в жилом помещении, опекунов. В январе 2018 года обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, однако, в предоставлении такового было отказано по причине отсутствия в специализированном жилом жилищном фонде свободных жилых помещений. Просит обязать администрацию муниципального района предоставить ему и его сыну жилое помещение по договору социального найма жилого помещения.
Истец в судебном заседании исковые требования уточнил, просив предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, указав, что требования о предоставлении жилья по договору социального найма заявил ошибочно. Дополнительно указал, что в обучается в автодорожном техникуме в г.Петрозаводске. В настоящее время в период прохождения практики неофициально трудоустроен и проживает в жилом помещении опекунов. Обучение заканчивается в июне 2018 года, в связи с чем обращался к ответчику с письменным заявлением о предоставлении ему жилого помещения в специализированном жилом фонде. В удовлетворении заявления ему было отказано, в связи с чем просил иск удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании поддержал требования своего доверителя. Дополнительно пояснил, что при подготовке искового заявления им допущена техническая ошибка в части указания статуса жилого помещения. Указал, что требования его доверителя направлены на обеспечение жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого фонда.
Ответчик-представитель Администрации Пудожского муниципального района Рахова Д.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истец в настоящее время обучается по очной форме обучения, при этом жилые помещения предоставляются таковым лицам по окончанию обучения. Более того, из искового заявления Михайлина А.А. следует, что он просит обеспечить его жилым помещением по договору социального найма, что не предусмотрено законодательством для данной категории граждан. Просила в иске отказать.
Представитель органа опеки и попечительства в судебном заседании требования истца также не признали по доводам, изложенным представителем ответчика. При этом, пояснили, что и сам истец и учебное заведение обращались в администрацию муниципального района с заявлениями об обеспечении Михайлина А.А. жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого фонда.
Представитель министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, в котором указал, что Михайлин А.А. на основании сведений, представленных администрацией Пудожского муниципального района РК, включен в Список детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, строка 35. Обеспечение указанных лиц осуществляет соответствующими муниципальными образованиями. Просили рассматривать дело в отсутствие своего представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд считает необходимым исковые требования истца удовлетворить по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ к категориям граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, относятся иные категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
К иным категориям относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до внесения изменений ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ, до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С 01 января 2013 г. данная норма п. 1 ст. 81 указанного Федерального закона N 159-ФЗ предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из преамбулы, ст. 1 названного Федерального закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В настоящее время, законодательство, предусматривает что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Таким образом, согласно данной норме закона форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В Республике Карелия таковыми актами являются Постановление Правительства Республики Карелия от 20 марта 2013 года № 101 – П «Об утверждении Порядка заключения договора социального найма с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства РК от 06 марта 2013 года № 80 – П «Об утверждении Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при которых договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок», Постановление Правительства РК от 19 марта 2013 года № 99 – П «Об утверждении Порядка установления факта невозможности проживания детей – сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются».
Как установлено в судебном заседании и подтверждено соответствующими документами, Михайлин А.А. является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Пудожского районного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ года родители истца лишены родительских прав в отношении него и его брата М.. Постановлением Главы администрации Пудожского муниципального района РК от № поручено обеспечить контроль за реализацией Михайлиным А.А. права на обеспечение благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Постановлением администрации Пудожского муниципального района РК от № несовершеннолетний Михайлин А.А. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. На основании данных фактов истец включен в Список детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Согласно информации министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия истец в данном списке обозначен в строке № 35. В настоящее время истец проходит обучение в ГБПОУ РК «Техникум дорожного строительства» срок обучения которого истекает в текущем 2018 году, что следует из соответствующего обращения учреждения образования в адрес ответчика о необходимости обеспечения истца жилым помещением.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что у истца возникло право быть обеспеченным жилым помещением по договору найма специализированного жилого фонда. В свою очередь, у ответчика возникла таковая обязанность обеспечить жильем. В судебном заседании ответчик не оспаривал право истца быть обеспеченным жилым помещением специализированного жилого фонда.
Доводы ответчика о том, что истец в настоящее время не обладает правом на обеспечения жильем по причине прохождения им обучения в образовательном учреждении, являются несостоятельными, поскольку ответчику из письменного обращения ГБПОУ РК «Техникум дорожного строительства» достоверно было известно о том, что Михайлин А.А. в 2018 году оканчивает образовательный процесс и нуждается в обеспечением жильем.
Также являются несостоятельными и доводы ответчика о том, что требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку заявлены в качестве возложения обязанности по обеспечению его жилым помещением по договору социального найма, что не предусмотрено законодательством для данной категории граждан.
В судебном заседании установлено, что указанные требования сформулированы ошибочно. При этом, в январе 2018 года Михайлин А.А. обращался к ответчику с письменным заявлением об обеспечении его благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого фонда. В свою очередь, из текста искового заявления следует, что он предъявляет требования к ответчику о предоставлении ему жилья в специализированном жилом фонде, а требования о возложении обязанности предоставить жилое помещения по договору социального найма, являются технической неточностью при оформлении иска. В судебном заседании Михайлин А.А. свои требования уточнил.
В силу этого суд считает необходимым возложить на администрацию Пудожского муниципального района РК обязанность предоставить Михайлину А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого фонда.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Михайлина А.А. удовлетворить.
Обязать администрацию Пудожского муниципального района Республики Карелия предоставить Михайлину Александру Алексеевичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого фонда.
Взыскать с администрации Пудожского муниципального района РК в пользу Михайлина Александра Алексеевича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17.04.2018 года.
Судья подпись Копин С.А.