Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«08» августа 2019 года Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Гараевой Р.Р.,
при секретаре Подгорновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 2а-1592/19 по административному исковому заявлению ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» к судебному приставу-исполнителю ОСП Куйбышевского района УФССП России по Самарской области Росляковой Елене Сергеевне о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора и освобождении от взыскания исполнительного сбора.
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» обратился в суд с указанным административным иском, в котором просил суд признать незаконными постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Куйбышевского района г. Самары УФССП России по Самарской области Росляковой Е.С. о взыскании 15.07.2019 г. исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 32066/19/63041-ИП и освободить ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. В обоснование заявленных требований указав на то, что решением Советского районного суда г. Самары от 28.01.2019 на ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» возложена обязанность провести технический осмотр двигателя маловерного судна судовладельца Котусова С.А. - моторной лодки ALBATROS 2037, с подвесным лодочным мотором «ПЛМ НONDA BF 15» № ВЕАLJ1033819, 15 л.с., на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ в период навигации 2019 года. Решение обращено к принудительному исполнению. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Куйбышевского района г. Самары Росляковой Е.С. от 15.07.2019 с административного истца взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей в связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке. Однако, судебным приставом-исполнителем не было учтено, что навигационный период 2019 года в Самарской области определен с 22.04.2019 по 20.11.2019. Судовладельцу Котусову С.А. неоднократно направлялись письма о необходимости представить маломерное судно с мотором для проведения технического осмотра, однако указанные требования оставлены без удовлетворения. Окончательный срок предоставления маломерного судна с мотором для проведения технического осмотра на соответствие нормативным выбросам в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ – 20.11.2019 г.. 03.07.2019 в адрес начальника ОСП Куйбышевского района г. Самара Керосировой Т.С. направлялось письмо о том, что исполнить в 5-дневный срок решение суда не представляется возможным вследствие отсутствия собственника имущества Котусова С.А. ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» неоднократно просило обязать Котусова С.А. предоставить маломерное судно с мотором на технический осмотр. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 12.07.2019 ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» отказано в удовлетворении ходатайства о рассмотрении вопроса о возложении на Котусова С.А. обязанности предоставить маломерное судно на технический осмотр. Постановлением от 15.07.2019 с ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Куйбышевского района г. Самары о взыскании с ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» исполнительского сбора административный истец полагает незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечено ОСП Куйбышевского района г. Самары УФССП России по Самарской области, УФССП России по Самарской области.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» по доверенности Серяпова С.В., административный иск просила удовлетворить по изложенным выше доводам.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП Куйбышевского района г. Самары УФССП России по Самарской области –Рослякова Е.С., действуя в своих интересах, а также в качестве представителя административного ответчика – ОСП Куйбышевского района г. Самары УФССП России по Самарской области на основании доверенности и диплома, административный иск полагала необоснованным и показала, что 24.06.2019 возбуждено исполнительное производство № 32066/19/63041-ИП в отношении должника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области», предмет исполнения: обязать ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» провести технический осмотр двигателя (подвесного мотора) «ПЛМ НONDA BF 15» № ВЕАLJ1033819, 15 л.с., на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ в период навигации 2019 года, взыскатель: УФК по Самарской области (Самарская межрайонная природоохранная прокуратура). Решение суда в настоящее время исполнено. Заявлений о предоставлении рассрочки, отсрочки исполнения решения административным истцом не предоставлялось. Полагает, что оспариваемое постановление соответствуют требованиям закона, в связи с чем, просила в административном иске отказать.
Представитель административного ответчика – УФССП России по Самарской области, в судебное заседание не явился по неизвестным причинам. О дне слушания извещался надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв, в котором административный иск просил удовлетворить.
В соответствии со ст. 150 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Положения ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с ч. 1, ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Статья 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определяет исполнительский сбор как одно из исполнительных действий, то есть мер, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Вместе с тем закон строго регламентирует основания, порядок, а также срок совершения указанных исполнительных действий.
В соответствии с ч. ч. 1-3 ст. 112 от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 названного Закона).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Закона).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что решением Советского районного суда г. Самары от 28.01.2019 г., вступившим в законную силу 01.03.2019 г. удовлетворены исковые требования Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. На ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» возложена обязанность провести технический осмотр двигателя (подвесного мотора) «ПЛМ НONDA BF 15» № ВЕАLJ1033819, 15 л.с., на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ в период навигации 2019 года
Решение обращено к принудительному исполнению.
24.06.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП Куйбышевского района г. Самары вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 32066/19/63041-ИП в отношении должника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» с указанием на установление срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – 5 дней.
15.07.2019 в соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с неисполнением решения суда в добровольный срок судебным приставом-исполнителем ОСП Куйбышевского района
г. Самары Росляковой Е.С. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, юридическая сила постановления, выносимого судебным приставом-исполнителем в порядке статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.
В вышеуказанном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Поскольку требования исполнительного документа в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» не выполнены, у судебного пристав-исполнителя имелись основания для взыскания исполнительского сбора.
Согласно Распоряжения № ЮЦ-445-р от 17.12.2018 «О перечне судовых ходов, категориями средств навигационного оборудования и сроками их работы, а также сроками работы судоходных гидротехнических сооружений в навигацию 2019 года» период навигации 2019 года для Волжского бассейна внутренних водных путей Самарских шлюз установлен с 22.04.2019 по 20.11.2019.
Неоднократно, 16.04.2019 и 28.05.2019 ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» в адрес Котусова С.А. направлялись уведомления о необходимости предоставления моторной лодки для технического осмотра двигателя на его соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, однако маломерное судно для технического осмотра представлено не было.
09.07.2019 ФКУ «Центр МЧС России по Самарской области» обратилось к ОСП Куйбышевского района г. Самара с ходатайством об обязании собственника Котусова С.А. предоставить маломерное судно –моторную лодку ALBATROS 2037, с подвесным лодочным мотором «ПЛМ НONDA BF 15» № ВЕАLJ1033819, 15 л.с., для проведения технического осмотра.
12.07.2019 постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Куйбышевского района г. Самара УФССП России по Самарской области в удовлетворении указанного ходатайства ФКУ «Центр МЧС России по Самарской области» было отказано.
Как усматривается из разъяснений, содержащихся в п. 74 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года
N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 75 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ФКУ «Центр МЧС России по Самарской области» принимались меры по исполнению решения суда, о чем свидетельствуют направленные владельцу маломерного судна уведомления о предоставлении маломерного судна для проведения технического осмотра, а также, что решением Советского районного суда г. Самара от 28.01.2019 обязанность проведения технического осмотра возложена на ФКУ «Центр МЧС России по Самарской области» в период навигации 2019 года, срок которой установлен до 20.11.2019 и не истек, суд считает возможным освободить ФКУ «Центр МЧС России по Самарской области» от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» к судебному приставу-исполнителю ОСП Куйбышевского района УФССП России по Самарской области Росляковой Елене Сергеевне о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от 15.07.2019 - отказать.
Освободить ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» от уплаты исполнительского сбора в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Куйбышевского района г. Самары УФССП России по Самарской области от 15.07.2019 по исполнительному производству № 32066/19/63041-ИП в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.08.2019.
Судья: Р.Р. Гараева