дело №
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
30 марта 2012 года <адрес>
Лихославльский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Волошкина О. А.
при секретаре Гусевой Ю.В.,
с участием представителя заявителя ОАО «Лихославльский радиаторный завод» по доверенности Прудника Д.А.,
старшего помощника прокурора Лихославльского района Тверской области Абалихиной А.В., выступающей по доверенности от лица прокуратуры Лихославльского района и прокуратуры Тверской области,
представителя администрации Лихославльского района Тверской области РїРѕ доверенности Р¤РРћ3,
рассмотрел в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело № 2-145/2012 по заявлению представителя ОАО «Лихославльский радиаторный завод» по доверенности Прудника Д.А. об оспаривании действий прокурора Лихославльского района.
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›
ДД.ММ.ГГГГ в Лихославльский районный суд поступило заявление представителя ОАО «Лихославльский радиаторный завод» по доверенности Прудника Д.А. об оспаривании представления прокурора Лихославльского района, вынесенного в адрес ОАО «Лихославльский радиаторный завод» об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
Р’ обоснование заявления СЃ учетом уточненных требований указано, что ДД.РњРњ.ГГГГ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј <адрес> РїРѕ обращению начальника филиала РїРѕ <адрес> ФКУ РЈРРУФСРРќ РїРѕ <адрес> было вынесено представление в„– РѕР± устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, РёР· которого следует, что РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» отказало РІ трудоустройстве Р¤РРћ6, осужденному Рє наказанию РІ РІРёРґРµ исправительных работ, чем нарушило требования СЃС‚. 50 РЈРљ Р Р¤, СЃС‚. 39 РЈРРљ Р Р¤, Р° также постановление главы Лихославльского района в„– 46-3 РѕС‚ 30.04.2008 РіРѕРґР° «Об определении перечня организаций района Рё РІРёРґРѕРІ работ для отбывания наказания РІ РІРёРґРµ исправительных Рё обязательных работ» (СЃ изменениями РѕС‚ 18.09.2008 РіРѕРґР°). РќР° основании указанного постановления РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» включен РІ перечень предприятий, предоставляющих рабочие места для лиц, осужденных Рє отбыванию наказания РІ РІРёРґРµ исправительных Рё обязательных работ. Представление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° <адрес> вынесено незаконно Рё необоснованно Рё подлежит отмене. Между РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» Рё Центром занятости населения <адрес> заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ Рѕ квотировании рабочих мест для лиц, РѕСЃРѕР±Рѕ нуждающихся РІ социальной защите. Каких-либо договоренностей СЃ органами местного самоуправления РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ предоставления рабочих мест для лиц, осужденных Рє отбыванию наказания РІ РІРёРґРµ исправительных Рё обязательных работ, РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» РЅРµ имеет. Включение РІ перечень организаций РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» без согласования СЃ последним противоречит гражданско-правовым принципам. Указание РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рѕ привлечении Рє дисциплинарной ответственности работников РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» РІ обязательном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РЅРµ имеет правового обоснования, так как законом РЅРµ предусмотрена обязанность работодателя привлечь Рє дисциплинарной ответственности работника РїРѕ представлению должностного лица органа государственной власти. Рто является исключительным правом работодателя. Представление вынесено РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј без проведения соответствующей проверки. РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ: отменить, как незаконное, представление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Лихославльского района Тверской области в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, вынесенное РІ адрес РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод», РѕР± устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства; обязать РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Лихославльского района устранить РІ полном объеме препятствие Рє осуществлению прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ, которое возникло РІ результате вынесения представления в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Представитель заявителя ОАО «Лихославльский радиаторный завод» Прудник Д.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным основаниям и дополнительно пояснил, что проверка прокурором должным образом не проведена. Не установлено, имеют ли постановления администрации юридическую силу. Договор с администрацией о квотировании рабочих мест отсутствует, в настоящее время руководящий состав организации сменился, документов о квотировании рабочих мест для лиц, осужденных к исправительным работам, нет. Тот факт, что данные постановления не обжалованы, не означает, что ОАО «Лихославльский радиаторный завод» с ними согласно. Своим представлением прокурор навязывает вид и способ поведения ОАО «Лихославльский радиаторный завод», в связи с чем нарушаются права и свободы ОАО «Лихославльский радиаторный завод». Просит удовлетворить заявленные требования.
Старший помощник прокурора <адрес> Абалихина А.В., действующая по доверенности от лица прокуратуры Тверской области и прокуратуры Лихославльского района в судебном заседании заявленные требования не признала и просила отказать в их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица – администрации Лихославльского района Тверской области Р¤РРћ3 РІ судебном заседании просила РІ удовлетворении заявленных требований отказать РїРѕ основаниями, указанным РІ отзыве, дополнительно РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что постановления главы администрации района РЅРµ подлежали официальному опубликованию, поскольку РЅРµ РЅРѕСЃСЏС‚ нормативно-правового характера.
В представленном отзыве-возражении администрация Лихославльского района указала, что согласно ст. 50 УК РФ органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по определению рабочих мест в организации, расположенных на определенной территории. Администрация Лихославльского района при издании постановления от 30.04.2008 года № 46-3 и изменений к нему от 18.09.2008 года № 112 действовала в рамках ст. 50 УК РФ и в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Прокурор <адрес> действовал в рамках действующего законодательства, а также в соответствии с Федеральным законом РФ от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации». Просит суд в удовлетворении требований ОАО «Лихославльский радиаторный завод» отказать (л.д. 50-51).
Представитель заинтересованного лица – ФКУ РЈРРУФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> Рё филиала РїРѕ <адрес> ФКУ РЈРРУФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> РІ судебное заседание РЅРµ явился, извещен надлежащим образом, представил заявление Рѕ рассмотрении дела РІ его отсутствие (Р».Рґ. 150, 151). Ранее РІ судебном заседании возражал против удовлетворения заявления РїРѕ изложенным РІ отзыве основаниям Рё подтвердил, что РґРѕ издания Рё подписания постановления РѕР± утверждении перечня организаций для отбывания осужденными исправительных работ, РІ том числе РґРѕ включения РІ перечень РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод», администрация согласовывала перечень СЃ уголовно-исполнительной инспекцией.
Согласно отзыву ФКУ Уголовно-исполнительная инспекция УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес>, ДД.РњРњ.ГГГГ РІ филиал РїРѕ <адрес> ФКУ РЈРРУФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> поступил РЅР° исполнение РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂ РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка <адрес>, согласно которому Р¤РРћ6 осужден РїРѕ С‡. 1 СЃС‚. 157 РЈРљ Р Р¤ Рє наказанию РІ РІРёРґРµ исправительных работ РЅР° СЃСЂРѕРє 8 месяцев СЃ удержанием РІ РґРѕС…РѕРґ государства 10 % РѕС‚ его заработной платы ежемесячно. Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 50 РЈРљ Р Р¤, С‡. 2 СЃС‚. 39 РЈРРљ Р Р¤ начальником филиала РїРѕ <адрес> ФКУ РЈРРУФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> осужденному Р¤РРћ6 было выдано предписание для трудоустройства РІ РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод». Данное предприятие включено РІ перечень организаций, утвержденных постановлением главы администрации Лихославльского района в„– 46-3 РѕС‚ 30.04.2008 РіРѕРґР° СЃ учетом изменений, внесенных постановлением в„– 112 РѕС‚ 18.09.2008 РіРѕРґР°. РЎ 2008 РіРѕРґР° РїРѕ 2011 РіРѕРґ РІ вышеуказанное постановление неоднократно вносились изменения, РЅРѕ РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» РёР· перечня объектов исключен РЅРµ был. ДД.РњРњ.ГГГГ РІ трудоустройстве Р¤РРћ6 было отказано РІ РІРёРґСѓ отсутствия Сѓ осужденного необходимого образования Рё опыта работы РїРѕ специальности «электрогазосварщик», Р° также отсутствия иных вакансий. Однако РІ перечне организаций, определенном постановлением в„– 112 РѕС‚ 18.09.2008 РіРѕРґР° указано, что РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» предоставляет 2 вакансии без уточнения конкретных требований Рє образованию, опыту работы, имеющихся Сѓ осужденных. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ необоснованным отказом РІ трудоустройстве осужденного начальником инспекции было направлено соответствующее обращение РІ органы прокуратуры для принятия мер РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ реагирования РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ необходимостью исполнения РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂР° СЃСѓРґР° (Р».Рґ. 52-53).
Заслушав лиц, участвующих в дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
РќР° учете РІ филиале РїРѕ <адрес> ФКУ уголовно-исполнительной инспекции УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ состоит Р¤РРћ6, осужденный ДД.РњРњ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <адрес> РїРѕ С‡. 1 СЃС‚. 157 РЈРљ Р Р¤ Рє 8 месяцам исправительных работ СЃ удержанием 10 % заработка РІ РґРѕС…РѕРґ государства. Осужденный постоянно проживает РІ <адрес> (Р».Рґ. 105, 106, 107-110).
Р¤РРћ6 было выдано предписание для отбывания наказания РІ РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод», однако ДД.РњРњ.ГГГГ РІ трудоустройстве осужденному было отказано РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием образования Рё опыта работы РїРѕ профессии «электрогазосварщик» Рё отсутствием РґСЂСѓРіРёС… вакансий (Р».Рґ. 57, 116, 132).
Постановлением главы администрации Лихославльского района Тверской области от 30.04.2008 года № 46-3 «Об определении перечня организаций района и видов работ для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ» в соответствии с обращением Уголовно-исполнительной инспекцией определены места отбывания наказаний в виде исправительных и обязательных работ (л.д. 39-40, 119). 18.09.2008 года и 25.11.2008 года постановлениями главы администрации Лихославльского района Тверской области №112 и №136 дополнительно были определены организации для отбывания наказания в виде исправительных работ, в том числе ОАО «Лихославльский радиаторный завод» – 2 человека (по согласованию). Постановления направлялись в уголовно-исполнительную инспекцию и в ОАО «ЛРЗ», что подтверждается отметкой на самих постановлениях и карточкой регистрации входящей корреспонденции (л.д. 41, 42, 56, 115, 122, 124-126). Постановления не опубликованы (л.д. 149).
Администрацией городского поселения г. Лихославль постановлением от 12.11.2010 года определен перечень организаций города Лихославль для отбывания, осужденных к исправительным и обязательным работам, наказания, в числе которых значится и ОАО «Лихославльский радиаторный завод» (л.д. 154). При издании постановления количество рабочих мест администрацией согласовывалось не только с уголовно-исполнительной инспекцией, но и с работодателями (л.д. 155,156). ОАО «Лихославльский радиаторный завод» уведомлено о включении в перечень (л.д. 159).
Организации и места для отбывания наказания указанными лицами администрацией Лихославльского района определялись на основании обращений уголовно-исполнительной инспекции о решении вопросов по исполнению приговоров суда осужденными (л.д. 127-128, 134-135). Постановления об определении мест отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ согласовывались письменно с уголовно-исполнительной инспекцией, что подтверждается листами согласования проектов постановлений, а также выпиской из журнала исходящей корреспонденции (л.д. 120, 123, 160, 161, 162).
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ отказом РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» РІ трудоустройстве Р¤РРћ6 начальник уголовно-исполнительной инспекции Р¤РРћ9 обратилась РІ прокуратуру <адрес> для принятия мер РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ реагирования (Р».Рґ. 114)
Согласно представлению прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, генеральному директору ОАО «Лихославльский радиаторный завод» предъявлены следующие требования: безотлагательно принять меры к устранению нарушений закона; безусловно исполнять требования законодательства и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, касающихся трудоустройства лиц, осужденных к исправительным работам; лиц, виновных в допущенных нарушениях уголовно-исполнительного законодательства привлечь к дисциплинарной ответственности, с предоставлением документов, подтверждающих данное требование, в прокуратуру. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру в месячный срок (л.д. 8-9, 112-113).
Согласно Уставу, с изменениями и дополнениями, ОАО «Лихославльский радиаторный завод» является юридическим лицо, основная цель деятельности которой – получение прибыли (л.д.75-100).
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены ее права и свободы.
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами (статья 1).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуру в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Предметом надзора за исполнением законов являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам издаваемых указанными органами и должностными лицами правовых актов. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (части 1 и 2 статьи 21).
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона (п. 1 части 1 статьи 22); требовать от руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций (п. 2 части 1 статьи 22); вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (п. 3 ч. 1 ст. 22).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· целей, задач Рё предмета РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ надзора, реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается РІ том числе положениями статьи 22 Закона Рѕ прокуратуре, которые позволяют РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСѓ устанавливать обстоятельства, свидетельствующие Рѕ фактах нарушения законов, Рё РїСЂРё наличии достаточных данных, указывающих РЅР° нарушение закона органами местного самоуправления, РёС… должностными лицами, принимать соответствующие меры РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ реагирования (СЃС‚. 22 С‡. 2 Рё 3).
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п.1 ст.6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст.21 данного Федерального закона (п.3 ст.22); представление об устранении нарушений закона вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п.1 ст.24).
В соответствии со ст.43 УК РФ к лицу, признанному виновным в совершении преступления, применяется наказание, которое является мерой государственного принуждения, наказание назначается по приговору суда.
Согласно СЃС‚. 50 РЈРљ Р Р¤ Рё СЃС‚. 39 РЈРРљ Р Р¤ исправительные работы назначаются осужденному, РЅРµ имеющему РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ места работы, отбываются осужденными, РІ местах, определяемых органами местного самоуправления РїРѕ согласованию СЃ уголовно-исполнительными инспекциями РІ районе места жительства осужденного. Данное требование предусмотрено Рё Рї. 64 приказа Минюста Р Р¤ РѕС‚ 20.05.2009 РіРѕРґР° в„– 142 «Об утверждении инструкции РїРѕ организации исполнения наказаний Рё мер уголовно-правового характера без изоляции РѕС‚ общества».
В соответствии с пунктами 1-3 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· смысла СЃС‚.СЃС‚. 15 Рё СЃС‚. 19 Федерального закона РѕС‚ 06.10.2003 РіРѕРґР° в„– 131-ФЗ, согласование Рё утверждение перечня предприятий для отбывания осужденными наказания РІ РІРёРґРµ исправительных работ РЅРµ относится Рє вопросам местного значения муниципального района, Р° возложены РЅР° органы местного самоуправления РІ РІРёРґРµ отдельных государственных полномочий.
Согласно ст. 47 этого же Федерального закона муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положения СЃС‚. 38 Устава муниципального образования Лихославльский район РѕС‚ 27.06.2005 РіРѕРґР°, постановления Рё распоряжения главы администрации, правовые акты органов местного самоуправления Лихославльского района Рё должностных лиц местного самоуправления, если РѕРЅРё предусмотрены настоящим уставом, вступают РІ силу СЃ момента РёС… подписания, если этими актами РЅРµ установлены иные СЃСЂРѕРєРё. Подлежат опубликованию муниципальные правовые акты, затрагивающие права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё обязанности человека Рё гражданина, которые вступают РІ силу после РёС… опубликования (Р».Рґ. 142).
Рнструкцией РїРѕ организации исполнения наказаний Рё мер уголовно-правового характера без изоляции РѕС‚ общества, утвержденного приказом Минюста Р Р¤ РѕС‚ 20 мая 2009РіРѕРґР° в„–142, предусмотрено, что РІ случае необоснованного отказа организации РІ приеме осужденного РЅР° работу инспекция направляет информацию РІ органы прокуратуры.Доводы заявителя Рѕ том, что представление вынесено без проведения проверки, без установления факта нарушения закона, без соблюдения РїРѕСЂСЏРґРєР° рассмотрения обращения Рѕ нарушении закона, противоречат приведенным положениями законодательства.
Основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ представления явилась информация уголовно-исполнительной инспекции.
Факт проведения проверки подтвержден в судебном заседании. Контроль и дача оценки порядку проведения проверки прокурором относятся к компетенции прокуратуры Тверской области.
Право прокурора требовать привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законов, прямо вытекает из положений ст. 22 ч. 2 Закона о прокуратуре, дающей права требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.
При этом указанное требование не порождает безусловную обязанность работодателя по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц в соответствии с положениями трудового законодательства.
Порядок же исполнения представления прокурора в части привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности определяется работодателем самостоятельно, поскольку иное означало вмешательство в полномочия руководителя применять меры дисциплинарного взыскания по своему усмотрению.
Подлежащее безотлагательному рассмотрению представление прокурора об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, при том, что заинтересованным лицам предоставлена возможность судебного обжалования решений прокурора, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы участников данных правоотношений (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 24.02.2005 г. №84-О).
Ссылка ОАО «Лихославльский радиаторный завод» на то, что представление прокурора и постановления администрации района противоречат гражданско-правовым принципам, вынесены без учета норм гражданского законодательства и принципа диспозитивности, в отсутствие согласования с ОАО «ЛРЗ», в отсутствие договора с органами местного самоуправления о квотировании рабочих мест для осужденных, - несостоятельна, поскольку данные правоотношения регулируются Уголовным кодексом, носят публично-правовой характер и направлены на реализацию исполнения наказания в виде исправительных работ. Уголовный кодекс (статья 50) и иные законы не содержат требования согласования с организациями, а предусматривают только согласование с уголовно-исполнительной инспекцией. Указание в постановлении примечания «по согласованию», не означает обязательности такого согласования с ОАО «ЛРЗ» в силу приведенных положений закона.
ОАО «Лихославльский радиаторный завод» обязан трудоустраивать осужденных к исправительным работам по направлению уголовно-исполнительной инспекции.
Указание на то, что постановления администрации не имеют юридической силы, так как не были опубликованы, суд находит не состоятельными, поскольку указанные постановления вынесены в пределах компетенции главы администрации района, не являются нормативно-правовым актом, направлены на установление обязанностей конкретных юридических лиц (ст. 43 ч. 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ).
В соответствии со ст. 258 ч. 4 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, должностного лица и права и свободы гражданина не были нарушены.
Р’ судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации Лихославльского района Тверской области РѕС‚ 30.04.2008 РіРѕРґР° в„– 46-3, СЃ учетом изменений РѕС‚ 18.09.2008 РіРѕРґР° Рё РѕС‚ 25.11.2008 РіРѕРґР°, РїРѕ согласованию СЃ Уголовно-исполнительной инспекцией определены места отбывания наказаний РІ РІРёРґРµ исправительных работ, РІ том числе РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» – 2 человека. Указанные постановления направлялись для исполнения РІ РћРђРћ «ЛРЗ». РЈРРнаправила осужденного Рє исправительным работам Р¤РРћ6 для трудоустройства РІ РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод», кадровой службой которого Р¤РРћ6 было отказано РІ приеме РЅР° работу РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием образования Рё опыта работы РїРѕ профессии «электрогазосварщик» Рё отсутствием РґСЂСѓРіРёС… вакансий. РџРѕ данному факту РЈРРбыла направлена информация РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСѓ <адрес>, который РїРѕ результатам проверки ДД.РњРњ.ГГГГ внес представление РѕР± устранении нарушений закона РІ адрес руководства РћРђРћ «ЛРЗ».
Отказ РІ трудоустройстве Р¤РРћ6 свидетельствует Рѕ том, что РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» РЅРµ обеспечило исполнение постановлений администрации района РїРѕ предоставлению рабочих мест для осужденных Рє исправительным работам.
В полномочия суда не входит отмена представления прокурора.
Принимая во внимание, что прокурор <адрес> внес в адрес генерального директора ОАО «Лихославльский радиаторный завод» представление от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с приведенными нормами закона и в пределах своих полномочий, основания для признания представления прокурора <адрес> незаконными, судом в ходе судебного разбирательства не установлены. Требованиями прокурора права и свободы ОАО «Лихославльский радиаторный завод» не нарушены, препятствия по осуществлению прав и свобод не созданы, - заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Отказать открытому акционерному обществу «Лихославльский радиаторный завод» в удовлетворении заявления об отмене как незаконного представления прокурора <адрес> об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ № и о возложении обязанности на прокурора <адрес> устранить в полном объеме препятствия к осуществлению прав и свобод, которое возникло в результате вынесения представления прокурора <адрес> об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца.
Председательствующий: О. А. Волошкин
Мотивированное решение изготовлено 04.04.2012 года.
дело №
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
30 марта 2012 года <адрес>
Лихославльский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Волошкина О. А.
при секретаре Гусевой Ю.В.,
с участием представителя заявителя ОАО «Лихославльский радиаторный завод» по доверенности Прудника Д.А.,
старшего помощника прокурора Лихославльского района Тверской области Абалихиной А.В., выступающей по доверенности от лица прокуратуры Лихославльского района и прокуратуры Тверской области,
представителя администрации Лихославльского района Тверской области РїРѕ доверенности Р¤РРћ3,
рассмотрел в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело № 2-145/2012 по заявлению представителя ОАО «Лихославльский радиаторный завод» по доверенности Прудника Д.А. об оспаривании действий прокурора Лихославльского района.
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›
ДД.ММ.ГГГГ в Лихославльский районный суд поступило заявление представителя ОАО «Лихославльский радиаторный завод» по доверенности Прудника Д.А. об оспаривании представления прокурора Лихославльского района, вынесенного в адрес ОАО «Лихославльский радиаторный завод» об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
Р’ обоснование заявления СЃ учетом уточненных требований указано, что ДД.РњРњ.ГГГГ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј <адрес> РїРѕ обращению начальника филиала РїРѕ <адрес> ФКУ РЈРРУФСРРќ РїРѕ <адрес> было вынесено представление в„– РѕР± устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, РёР· которого следует, что РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» отказало РІ трудоустройстве Р¤РРћ6, осужденному Рє наказанию РІ РІРёРґРµ исправительных работ, чем нарушило требования СЃС‚. 50 РЈРљ Р Р¤, СЃС‚. 39 РЈРРљ Р Р¤, Р° также постановление главы Лихославльского района в„– 46-3 РѕС‚ 30.04.2008 РіРѕРґР° «Об определении перечня организаций района Рё РІРёРґРѕРІ работ для отбывания наказания РІ РІРёРґРµ исправительных Рё обязательных работ» (СЃ изменениями РѕС‚ 18.09.2008 РіРѕРґР°). РќР° основании указанного постановления РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» включен РІ перечень предприятий, предоставляющих рабочие места для лиц, осужденных Рє отбыванию наказания РІ РІРёРґРµ исправительных Рё обязательных работ. Представление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° <адрес> вынесено незаконно Рё необоснованно Рё подлежит отмене. Между РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» Рё Центром занятости населения <адрес> заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ Рѕ квотировании рабочих мест для лиц, РѕСЃРѕР±Рѕ нуждающихся РІ социальной защите. Каких-либо договоренностей СЃ органами местного самоуправления РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ предоставления рабочих мест для лиц, осужденных Рє отбыванию наказания РІ РІРёРґРµ исправительных Рё обязательных работ, РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» РЅРµ имеет. Включение РІ перечень организаций РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» без согласования СЃ последним противоречит гражданско-правовым принципам. Указание РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рѕ привлечении Рє дисциплинарной ответственности работников РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» РІ обязательном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РЅРµ имеет правового обоснования, так как законом РЅРµ предусмотрена обязанность работодателя привлечь Рє дисциплинарной ответственности работника РїРѕ представлению должностного лица органа государственной власти. Рто является исключительным правом работодателя. Представление вынесено РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј без проведения соответствующей проверки. РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ: отменить, как незаконное, представление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Лихославльского района Тверской области в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, вынесенное РІ адрес РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод», РѕР± устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства; обязать РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Лихославльского района устранить РІ полном объеме препятствие Рє осуществлению прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ, которое возникло РІ результате вынесения представления в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Представитель заявителя ОАО «Лихославльский радиаторный завод» Прудник Д.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным основаниям и дополнительно пояснил, что проверка прокурором должным образом не проведена. Не установлено, имеют ли постановления администрации юридическую силу. Договор с администрацией о квотировании рабочих мест отсутствует, в настоящее время руководящий состав организации сменился, документов о квотировании рабочих мест для лиц, осужденных к исправительным работам, нет. Тот факт, что данные постановления не обжалованы, не означает, что ОАО «Лихославльский радиаторный завод» с ними согласно. Своим представлением прокурор навязывает вид и способ поведения ОАО «Лихославльский радиаторный завод», в связи с чем нарушаются права и свободы ОАО «Лихославльский радиаторный завод». Просит удовлетворить заявленные требования.
Старший помощник прокурора <адрес> Абалихина А.В., действующая по доверенности от лица прокуратуры Тверской области и прокуратуры Лихославльского района в судебном заседании заявленные требования не признала и просила отказать в их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица – администрации Лихославльского района Тверской области Р¤РРћ3 РІ судебном заседании просила РІ удовлетворении заявленных требований отказать РїРѕ основаниями, указанным РІ отзыве, дополнительно РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что постановления главы администрации района РЅРµ подлежали официальному опубликованию, поскольку РЅРµ РЅРѕСЃСЏС‚ нормативно-правового характера.
В представленном отзыве-возражении администрация Лихославльского района указала, что согласно ст. 50 УК РФ органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по определению рабочих мест в организации, расположенных на определенной территории. Администрация Лихославльского района при издании постановления от 30.04.2008 года № 46-3 и изменений к нему от 18.09.2008 года № 112 действовала в рамках ст. 50 УК РФ и в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Прокурор <адрес> действовал в рамках действующего законодательства, а также в соответствии с Федеральным законом РФ от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации». Просит суд в удовлетворении требований ОАО «Лихославльский радиаторный завод» отказать (л.д. 50-51).
Представитель заинтересованного лица – ФКУ РЈРРУФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> Рё филиала РїРѕ <адрес> ФКУ РЈРРУФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> РІ судебное заседание РЅРµ явился, извещен надлежащим образом, представил заявление Рѕ рассмотрении дела РІ его отсутствие (Р».Рґ. 150, 151). Ранее РІ судебном заседании возражал против удовлетворения заявления РїРѕ изложенным РІ отзыве основаниям Рё подтвердил, что РґРѕ издания Рё подписания постановления РѕР± утверждении перечня организаций для отбывания осужденными исправительных работ, РІ том числе РґРѕ включения РІ перечень РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод», администрация согласовывала перечень СЃ уголовно-исполнительной инспекцией.
Согласно отзыву ФКУ Уголовно-исполнительная инспекция УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес>, ДД.РњРњ.ГГГГ РІ филиал РїРѕ <адрес> ФКУ РЈРРУФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> поступил РЅР° исполнение РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂ РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка <адрес>, согласно которому Р¤РРћ6 осужден РїРѕ С‡. 1 СЃС‚. 157 РЈРљ Р Р¤ Рє наказанию РІ РІРёРґРµ исправительных работ РЅР° СЃСЂРѕРє 8 месяцев СЃ удержанием РІ РґРѕС…РѕРґ государства 10 % РѕС‚ его заработной платы ежемесячно. Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 50 РЈРљ Р Р¤, С‡. 2 СЃС‚. 39 РЈРРљ Р Р¤ начальником филиала РїРѕ <адрес> ФКУ РЈРРУФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> осужденному Р¤РРћ6 было выдано предписание для трудоустройства РІ РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод». Данное предприятие включено РІ перечень организаций, утвержденных постановлением главы администрации Лихославльского района в„– 46-3 РѕС‚ 30.04.2008 РіРѕРґР° СЃ учетом изменений, внесенных постановлением в„– 112 РѕС‚ 18.09.2008 РіРѕРґР°. РЎ 2008 РіРѕРґР° РїРѕ 2011 РіРѕРґ РІ вышеуказанное постановление неоднократно вносились изменения, РЅРѕ РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» РёР· перечня объектов исключен РЅРµ был. ДД.РњРњ.ГГГГ РІ трудоустройстве Р¤РРћ6 было отказано РІ РІРёРґСѓ отсутствия Сѓ осужденного необходимого образования Рё опыта работы РїРѕ специальности «электрогазосварщик», Р° также отсутствия иных вакансий. Однако РІ перечне организаций, определенном постановлением в„– 112 РѕС‚ 18.09.2008 РіРѕРґР° указано, что РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» предоставляет 2 вакансии без уточнения конкретных требований Рє образованию, опыту работы, имеющихся Сѓ осужденных. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ необоснованным отказом РІ трудоустройстве осужденного начальником инспекции было направлено соответствующее обращение РІ органы прокуратуры для принятия мер РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ реагирования РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ необходимостью исполнения РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂР° СЃСѓРґР° (Р».Рґ. 52-53).
Заслушав лиц, участвующих в дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
РќР° учете РІ филиале РїРѕ <адрес> ФКУ уголовно-исполнительной инспекции УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ состоит Р¤РРћ6, осужденный ДД.РњРњ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <адрес> РїРѕ С‡. 1 СЃС‚. 157 РЈРљ Р Р¤ Рє 8 месяцам исправительных работ СЃ удержанием 10 % заработка РІ РґРѕС…РѕРґ государства. Осужденный постоянно проживает РІ <адрес> (Р».Рґ. 105, 106, 107-110).
Р¤РРћ6 было выдано предписание для отбывания наказания РІ РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод», однако ДД.РњРњ.ГГГГ РІ трудоустройстве осужденному было отказано РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием образования Рё опыта работы РїРѕ профессии «электрогазосварщик» Рё отсутствием РґСЂСѓРіРёС… вакансий (Р».Рґ. 57, 116, 132).
Постановлением главы администрации Лихославльского района Тверской области от 30.04.2008 года № 46-3 «Об определении перечня организаций района и видов работ для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ» в соответствии с обращением Уголовно-исполнительной инспекцией определены места отбывания наказаний в виде исправительных и обязательных работ (л.д. 39-40, 119). 18.09.2008 года и 25.11.2008 года постановлениями главы администрации Лихославльского района Тверской области №112 и №136 дополнительно были определены организации для отбывания наказания в виде исправительных работ, в том числе ОАО «Лихославльский радиаторный завод» – 2 человека (по согласованию). Постановления направлялись в уголовно-исполнительную инспекцию и в ОАО «ЛРЗ», что подтверждается отметкой на самих постановлениях и карточкой регистрации входящей корреспонденции (л.д. 41, 42, 56, 115, 122, 124-126). Постановления не опубликованы (л.д. 149).
Администрацией городского поселения г. Лихославль постановлением от 12.11.2010 года определен перечень организаций города Лихославль для отбывания, осужденных к исправительным и обязательным работам, наказания, в числе которых значится и ОАО «Лихославльский радиаторный завод» (л.д. 154). При издании постановления количество рабочих мест администрацией согласовывалось не только с уголовно-исполнительной инспекцией, но и с работодателями (л.д. 155,156). ОАО «Лихославльский радиаторный завод» уведомлено о включении в перечень (л.д. 159).
Организации и места для отбывания наказания указанными лицами администрацией Лихославльского района определялись на основании обращений уголовно-исполнительной инспекции о решении вопросов по исполнению приговоров суда осужденными (л.д. 127-128, 134-135). Постановления об определении мест отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ согласовывались письменно с уголовно-исполнительной инспекцией, что подтверждается листами согласования проектов постановлений, а также выпиской из журнала исходящей корреспонденции (л.д. 120, 123, 160, 161, 162).
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ отказом РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» РІ трудоустройстве Р¤РРћ6 начальник уголовно-исполнительной инспекции Р¤РРћ9 обратилась РІ прокуратуру <адрес> для принятия мер РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ реагирования (Р».Рґ. 114)
Согласно представлению прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, генеральному директору ОАО «Лихославльский радиаторный завод» предъявлены следующие требования: безотлагательно принять меры к устранению нарушений закона; безусловно исполнять требования законодательства и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, касающихся трудоустройства лиц, осужденных к исправительным работам; лиц, виновных в допущенных нарушениях уголовно-исполнительного законодательства привлечь к дисциплинарной ответственности, с предоставлением документов, подтверждающих данное требование, в прокуратуру. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру в месячный срок (л.д. 8-9, 112-113).
Согласно Уставу, с изменениями и дополнениями, ОАО «Лихославльский радиаторный завод» является юридическим лицо, основная цель деятельности которой – получение прибыли (л.д.75-100).
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены ее права и свободы.
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами (статья 1).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуру в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Предметом надзора за исполнением законов являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам издаваемых указанными органами и должностными лицами правовых актов. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (части 1 и 2 статьи 21).
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона (п. 1 части 1 статьи 22); требовать от руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций (п. 2 части 1 статьи 22); вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (п. 3 ч. 1 ст. 22).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· целей, задач Рё предмета РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ надзора, реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается РІ том числе положениями статьи 22 Закона Рѕ прокуратуре, которые позволяют РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСѓ устанавливать обстоятельства, свидетельствующие Рѕ фактах нарушения законов, Рё РїСЂРё наличии достаточных данных, указывающих РЅР° нарушение закона органами местного самоуправления, РёС… должностными лицами, принимать соответствующие меры РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ реагирования (СЃС‚. 22 С‡. 2 Рё 3).
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п.1 ст.6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст.21 данного Федерального закона (п.3 ст.22); представление об устранении нарушений закона вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п.1 ст.24).
В соответствии со ст.43 УК РФ к лицу, признанному виновным в совершении преступления, применяется наказание, которое является мерой государственного принуждения, наказание назначается по приговору суда.
Согласно СЃС‚. 50 РЈРљ Р Р¤ Рё СЃС‚. 39 РЈРРљ Р Р¤ исправительные работы назначаются осужденному, РЅРµ имеющему РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ места работы, отбываются осужденными, РІ местах, определяемых органами местного самоуправления РїРѕ согласованию СЃ уголовно-исполнительными инспекциями РІ районе места жительства осужденного. Данное требование предусмотрено Рё Рї. 64 приказа Минюста Р Р¤ РѕС‚ 20.05.2009 РіРѕРґР° в„– 142 «Об утверждении инструкции РїРѕ организации исполнения наказаний Рё мер уголовно-правового характера без изоляции РѕС‚ общества».
В соответствии с пунктами 1-3 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· смысла СЃС‚.СЃС‚. 15 Рё СЃС‚. 19 Федерального закона РѕС‚ 06.10.2003 РіРѕРґР° в„– 131-ФЗ, согласование Рё утверждение перечня предприятий для отбывания осужденными наказания РІ РІРёРґРµ исправительных работ РЅРµ относится Рє вопросам местного значения муниципального района, Р° возложены РЅР° органы местного самоуправления РІ РІРёРґРµ отдельных государственных полномочий.
Согласно ст. 47 этого же Федерального закона муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положения СЃС‚. 38 Устава муниципального образования Лихославльский район РѕС‚ 27.06.2005 РіРѕРґР°, постановления Рё распоряжения главы администрации, правовые акты органов местного самоуправления Лихославльского района Рё должностных лиц местного самоуправления, если РѕРЅРё предусмотрены настоящим уставом, вступают РІ силу СЃ момента РёС… подписания, если этими актами РЅРµ установлены иные СЃСЂРѕРєРё. Подлежат опубликованию муниципальные правовые акты, затрагивающие права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё обязанности человека Рё гражданина, которые вступают РІ силу после РёС… опубликования (Р».Рґ. 142).
Рнструкцией РїРѕ организации исполнения наказаний Рё мер уголовно-правового характера без изоляции РѕС‚ общества, утвержденного приказом Минюста Р Р¤ РѕС‚ 20 мая 2009РіРѕРґР° в„–142, предусмотрено, что РІ случае необоснованного отказа организации РІ приеме осужденного РЅР° работу инспекция направляет информацию РІ органы прокуратуры.Доводы заявителя Рѕ том, что представление вынесено без проведения проверки, без установления факта нарушения закона, без соблюдения РїРѕСЂСЏРґРєР° рассмотрения обращения Рѕ нарушении закона, противоречат приведенным положениями законодательства.
Основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ представления явилась информация уголовно-исполнительной инспекции.
Факт проведения проверки подтвержден в судебном заседании. Контроль и дача оценки порядку проведения проверки прокурором относятся к компетенции прокуратуры Тверской области.
Право прокурора требовать привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законов, прямо вытекает из положений ст. 22 ч. 2 Закона о прокуратуре, дающей права требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.
При этом указанное требование не порождает безусловную обязанность работодателя по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц в соответствии с положениями трудового законодательства.
Порядок же исполнения представления прокурора в части привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности определяется работодателем самостоятельно, поскольку иное означало вмешательство в полномочия руководителя применять меры дисциплинарного взыскания по своему усмотрению.
Подлежащее безотлагательному рассмотрению представление прокурора об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, при том, что заинтересованным лицам предоставлена возможность судебного обжалования решений прокурора, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы участников данных правоотношений (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 24.02.2005 г. №84-О).
Ссылка ОАО «Лихославльский радиаторный завод» на то, что представление прокурора и постановления администрации района противоречат гражданско-правовым принципам, вынесены без учета норм гражданского законодательства и принципа диспозитивности, в отсутствие согласования с ОАО «ЛРЗ», в отсутствие договора с органами местного самоуправления о квотировании рабочих мест для осужденных, - несостоятельна, поскольку данные правоотношения регулируются Уголовным кодексом, носят публично-правовой характер и направлены на реализацию исполнения наказания в виде исправительных работ. Уголовный кодекс (статья 50) и иные законы не содержат требования согласования с организациями, а предусматривают только согласование с уголовно-исполнительной инспекцией. Указание в постановлении примечания «по согласованию», не означает обязательности такого согласования с ОАО «ЛРЗ» в силу приведенных положений закона.
ОАО «Лихославльский радиаторный завод» обязан трудоустраивать осужденных к исправительным работам по направлению уголовно-исполнительной инспекции.
Указание на то, что постановления администрации не имеют юридической силы, так как не были опубликованы, суд находит не состоятельными, поскольку указанные постановления вынесены в пределах компетенции главы администрации района, не являются нормативно-правовым актом, направлены на установление обязанностей конкретных юридических лиц (ст. 43 ч. 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ).
В соответствии со ст. 258 ч. 4 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, должностного лица и права и свободы гражданина не были нарушены.
Р’ судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации Лихославльского района Тверской области РѕС‚ 30.04.2008 РіРѕРґР° в„– 46-3, СЃ учетом изменений РѕС‚ 18.09.2008 РіРѕРґР° Рё РѕС‚ 25.11.2008 РіРѕРґР°, РїРѕ согласованию СЃ Уголовно-исполнительной инспекцией определены места отбывания наказаний РІ РІРёРґРµ исправительных работ, РІ том числе РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» – 2 человека. Указанные постановления направлялись для исполнения РІ РћРђРћ «ЛРЗ». РЈРРнаправила осужденного Рє исправительным работам Р¤РРћ6 для трудоустройства РІ РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод», кадровой службой которого Р¤РРћ6 было отказано РІ приеме РЅР° работу РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием образования Рё опыта работы РїРѕ профессии «электрогазосварщик» Рё отсутствием РґСЂСѓРіРёС… вакансий. РџРѕ данному факту РЈРРбыла направлена информация РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСѓ <адрес>, который РїРѕ результатам проверки ДД.РњРњ.ГГГГ внес представление РѕР± устранении нарушений закона РІ адрес руководства РћРђРћ «ЛРЗ».
Отказ РІ трудоустройстве Р¤РРћ6 свидетельствует Рѕ том, что РћРђРћ «Лихославльский радиаторный завод» РЅРµ обеспечило исполнение постановлений администрации района РїРѕ предоставлению рабочих мест для осужденных Рє исправительным работам.
В полномочия суда не входит отмена представления прокурора.
Принимая во внимание, что прокурор <адрес> внес в адрес генерального директора ОАО «Лихославльский радиаторный завод» представление от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с приведенными нормами закона и в пределах своих полномочий, основания для признания представления прокурора <адрес> незаконными, судом в ходе судебного разбирательства не установлены. Требованиями прокурора права и свободы ОАО «Лихославльский радиаторный завод» не нарушены, препятствия по осуществлению прав и свобод не созданы, - заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Отказать открытому акционерному обществу «Лихославльский радиаторный завод» в удовлетворении заявления об отмене как незаконного представления прокурора <адрес> об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ № и о возложении обязанности на прокурора <адрес> устранить в полном объеме препятствия к осуществлению прав и свобод, которое возникло в результате вынесения представления прокурора <адрес> об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца.
Председательствующий: О. А. Волошкин
Мотивированное решение изготовлено 04.04.2012 года.