73RS0013-01-2024-000183-74
№2а-326/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2024 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе судьи Котельниковой С.А., при секретаре Суворове Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Димитровграда Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Димитровграда Ульяновской области, Комитету по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области, муниципальному образованию «Город Димитровград» в лице комитета по управлению имуществом города Димитровграда о признании незаконным бездействия, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Димитровграда Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с административным иском администрации города Димитровграда Ульяновской области, Комитету по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
В обоснование административных исковых требований указано следующее.
В ходе проведенной прокуратурой проверки в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории г. Димитровграда было выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером №*, расположенном по адресу: <адрес>, несанкционированно складируются твердые коммунальные отходы и бытовые отходы. Земельный участок с кадастровым номером №* находится в муниципальной собственности. 27.09.2023 прокуратурой города в адрес администрации города Димитровграда вынесено представление об устарнении нарушений по факту размещения несанкционированной свалки. 24.10.2023 прокуратурой города был получен ответ на представление, из которого следует, что указанные нарушения в установленный законом срок не устранены.
Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации города Димитровграда Ульяновской области и Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №* по адресу: <адрес>; возложить на администрацию города Димитровграда и Комитет по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области Ульяновской области обязанность ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке с кадастровым номером №* по адресу: <адрес>, до 01.07.2024.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено муниципальное образование «Город Димитровград» в лице комитета по управлению имуществом города Димитровграда, в качестве заинтересованных лиц привлечены МКУ «Городские дороги», Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, ООО «Экосистема», ООО «ДСК Стандарт».
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора города Димитровграда Ульяновской области Радченко В.С. административный иск полностью поддержала, просила суд удовлетворить административный иск. Сообщила, что нарушения не устранены до настоящего времени.
Представитель административного ответчика администрации города Димитровграда Ульяновской области Мартель А.А. в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании просил в удовлетворении административных исковых требований прокурора отказать, полагал, что администрация города Димитровграда Ульяновской области является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку в администрации г. Димитровграда был создан функционально-отраслевой орган – Комитет по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области, который был наделен полномочиями, в том числе по организации мероприятий по сбору, хранению, утилизации отходов потребления и производств. Кроме того, полномочиями собственника муниципального имущества наделен Комитет по управлению имуществом города Димитровграда. Также пояснил, что земельный участок является муниципальной собственностью, небольшая его часть была передана МКУ «Городские дороги» на праве оперативного управления. Несанкционированная свалка возникла в результате того, что свозились строительные отходы в результате ремонта и реконструкции Площади Советов.
Представитель заинтересованного лица МКУ «Городские дороги» - Шаталина М.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска. Подтвердила, что частично с несанкционированной свалки в октябре 2023 года по устному поручению Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области вывозился мусор, но в связи с погодными условиями и осадками данная деятельность была приостановлена. Строительный мусор вывозился подрядной организацией, которая осуществляет реконструкцию Площади Советов.
Представители административных ответчиков Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области, муниципального образования «Город Димитровград» в лице комитета по управлению имуществом города Димитровграда, заинтересованных лиц Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, ООО «Экосистема», ООО «ДСК Стандарт» в судебное заседание не явились, извещены.
С учетом мнения участников процесса, судом определено рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав участников по делу, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В судебном заседании установлено, что в результате прокурорской проверки на земельном участке с кадастровым номером №* по адресу: <адрес>, имеется несанкционированная свалка.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельного участка с кадастровым номером №* по адресу: <адрес>, площадью 15352 кв.м., является муниципальное образование «город Димитровград» Ульяновской области; категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для объекта физкультурно-оздоровительного назначения (площадка для проведения практических занятий).
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ч. 2 ст. 1 Устава муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области, утвержденного Решением Городской Думы г. Димитровграда Ульяновской области от 29.06.2016 №46/556 (Далее - Устав города Димитровграда), муниципальное образование «Город Димитровград» Ульяновской области является городским округом.
Положениями п. 4 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.п. 24, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Пункт 26 ч. 1 ст. 7 Устава города Димитровграда также предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 2 Устава города Димитровграда администрация города Димитровграда Ульяновской области - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Причинами возникновения несанкционированной свалки могут являться как недостаточная организация на территории городского округа мест, предназначенных для сбора бытовых отходов, так и непринятие органами местного самоуправления надлежащих мер для профилактики, устранения и пресечения правонарушений в сфере загрязнения окружающей среды, а также для выявления и наказания лиц, совершивших такие правонарушения.
При этом, со стороны администрации города Димитровграда не представлено доказательств принятия каких-либо мер к ликвидации данной свалки и принятия надлежащих и своевременных мер к установлению лиц, допустивших правонарушение.
Согласно п. 32 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023) обязанность по ликвидации несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов возлагается на правообладателя земельного участка, если не установлено лицо, виновное в размещении отходов.
Из справки о результатах проведенной совместной проверки с прокуратурой города Димитровграда Ульяновской области следует, что 21.09.2023 главным консультантом отдела охраны атмосферного воздуха и экологической безопасности департамента природопользования и экологии Ульяновской области Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области и помощником прокурора города Димитровграда Ульяновской области произведен совместный выезд по проверке доводов о возможных нарушениях природоохранного законодательства по вопросу несанкционированного размещения отходов строительного производства по адресу: <адрес>. В ходе выезда на участке местности с координатами: 54.214962, 49.646648 обнаружена несанкционированная свалка бетонных плит, столбов, автомобильных покрышек, полиэтиленовых пакетов, веток, твердых коммунальных и бытовых отходов, ориентировочной площадью 130х80 м.
На запрос прокуратуры г. Димитровграда администрация г. Димитровграда 14.09.2023 предоставила ответ, согласно которому на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, находящемся в муниципальной собственности, складируется используемый строительный материала, который будет вывезен при содействии с МКУ «Городские дороги» до конца октября 2023 года, для отсыпки временной дороги к земельным участкам многодетных семей по ул. <адрес>. Также сообщено, что до конца сентября 2023 года будет ограничен доступ на земельный участок путем установки ворот с запирающимся устройством.
В письме от 09.10.2023 и.п. Главы города сообщает, что вывоз строительных и бытовых отходов с территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, осуществляется на базу, находящуюся в оперативном управлении МКУ «Городские дороги» по адресу: <адрес>.
В письме от 13.11.2023 и.п. Главы города сообщает, что вывоз строительного и иного мусора с территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, производился в период с 11.10.2023 по 14.10.2023, в настоящее время работы продолжаются, вывоз мусора производился специализированной техникой, находящейся в оперативном управлении МКУ «Городские дороги», силами МКУ «Городские дороги», вывоз мусора осуществляется на базу, находящуюся в оперативном управлении МКУ «Городские дороги» по адресу: <адрес>.
Прокурором города 27.09.2023 в адрес и.о. главы города Димитровграда Ульяновской области вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.
24.10.2023 направлен ответ о рассмотрении представления, согласно которому в соответствии с постановлением администрации города от 14.06.2019 №1615 за МКУ «Городские дороги» закреплена на праве оперативного управления площадка для проведения практически занятий общей площадью 3,6 кв.м., МКУ «Городские дороги» земельный участок не использует. В целях устранения выявленных нарушений МКУ «Городские дороги», начиная с октября 2023 года, осуществляет вывоз строительных материалов с указанной площадки. Также неоднократно вешались запирающие устройства на ворота, 23.10.2023 было заделано отверстие в заборе.
Согласно справке о результатах совместного выезда 20.12.2023, проведенного прокуратурой города Димитровграда Ульяновской области и области Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области, следует, что 20.12.2023 сотрудник отдела охраны атмосферного воздуха и экологической безопасности департамента природопользования и экологии Ульяновской области Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области принял участие в проводимой помощником прокурора города Димитровграда Ульяновской области проверке соблюдения требований природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №*, расположенном по адресу: <адрес>, на площади 15352 кв.м. непосредственно на почве находится место складирования (накопления) отходов производства и потребления (бетонные плиты и столбы, автомобильные покрышки, полиэтиленовые пакеты, ветки и др.). Указанный земельный участок находится в собственности муниципального образования «Город Димитровград».
27.09.2023 прокурором города Димитровграда Ульяновской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностной лица – и.о. главы города Димитровграда.
13.10.2023 постановлением №22-01/23 о назначении административного наказания и.о. главы города Димитровграда был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 04.12.2023 постановление от 13.10.2023 отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
28.12.2023 постановлением №22-62/23 о назначении административного наказания и.о. главы города Димитровграда был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Данное постановление обжалуется.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что факт нахождения несанкционированного складирования мусора администрацией города Димитровграда Ульяновской области установлен.
Установлено бездействие администрации города Димитровграда Ульяновской области с сентября 2023 года по настоящее время, выразившееся в непринятии мер по ликвидации свалки указанной выше территории.
Согласно пункту 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что именно на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией отходов на землях, расположенных в черте границ муниципального образования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административный иск к администрации города Димитровграда Ульяновской области подлежит удовлетворению.
Оснований для удовлетворения требований к Комитету по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области, муниципальному образованию «Город Димитровград» в лице комитета по управлению имуществом города Димитровграда не имеется, так как административно-распорядительным органом является администрация города Димитровграда Ульяновской области, а Комитет по жилищно-коммунальному комплексу и комитет по управлению имуществом города Димитровграда – функциональные органы администрации города Димитровграда Ульяновской области, как следствие надлежащим административным ответчиком является именно администрация города Димитровграда Ульяновской области.
Оценив по правилам ст. 84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей в сфере охраны земель и обращения с твердыми коммунальными отходами, ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора города Димитровграда Ульяновской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации города Димитровграда Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №* по адресу: <адрес>.
Возложить на администрацию города Димитровграда Ульяновской области обязанность ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке с кадастровым номером №* по адресу: <адрес>, до 01.07.2024.
В удовлетворении административного иска к Комитету по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области, к муниципальному образованию «Город Димитровград» в лице комитета по управлению имуществом города Димитровграда отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 6 марта 2024 года.
Судья С.А. Котельникова