Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-246/2014 ~ М-205/2014 от 01.01.2014

дело № 2-246/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея                             23 января 2014 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Охотской Е.В.,

с участием истца Нимчук Г.Б.,

при секретаре Ткачевой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нимчук ГБ к администрации Зейского района Амурской области о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,

                      установил:

Нимчук Г.Б. на момент возникновения чрезвычайной ситуации на территории Зейского района в июле-августе 2013 года постоянно проживала в жилом помещении по адресу: <адрес>. В результате чрезвычайной ситуации это жилое помещение было подтоплено.

Нимчук Г.Б. обратились в суд с иском к администрации Зейского района Амурской области, просит признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Зейского района в 2013 году и включить в списки граждан, пострадавших в результате указанной чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за частично утраченное имущество.

В судебном заседании истец Нимчук Г.Б. на удовлетворении требований настаивала, пояснила, что она с 1979 года постоянно проживает на условиях социального найма в принадлежащем Хвойненскому сельсовету жилом помещении по адресу: <адрес>, в том числе проживала в нем в июле-августе 2013 года. Также она зарегистрирована по данному адресу. В результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории Зейского района в июле-августе 2013 года дом, в котором она проживает, был подтоплен грунтовыми водами, вода в подпольях, используемых для хранения овощей, не достигала 30 см до пола дома. После ухода воды стенки подполья стали осыпаться, в нем появилась плесень, в доме стало заметно холоднее, чем ранее, опустился угол дома, обрушились завалинки, в доме повысилась влажность, искрила электропроводка. Какое-либо иное имущество, кроме жилого дома, принадлежащее ей, не пострадало. После ее обращения в администрацию Зейского района с соответствующими заявлениями ей была выплачена только единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей, в выплате финансовой помощи ей было отказано.

Представитель ответчика администрации Зейского района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Из представленного отзыва следует, что ответчик возражает против заявленных требований, указывает, что истица получила помощь как пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории Зейского района в июле-августе 2013 года, считает, что доказательств причинения ущерба ее имуществу вследствие затопления истицей не представлено

Представитель третьего лица министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно представленному отзыву, третье лицо считает требования необоснованными, поскольку истцом не представлено доказательств факта повреждения в результате чрезвычайной ситуации принадлежащего ей имущества, причинной связи повреждений с чрезвычайной ситуацией.

Представители третьих лиц администрации Хвойненского сельсовета Зейского района, министерства финансов Амурской области, министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области и правительства Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при такой явке.

Заслушав истца, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года №123-р на территории Амурской области введён режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Распоряжением исполняющего обязанности главы Зейского района от 20 июля 2013 года № 347-р на территории Зейского района введён режим чрезвычайной ситуации в связи с затоплением автомобильной дороги в районе с. Ивановка.

Кроме того, факт чрезвычайной ситуации природного характера на территории Зейского района Амурской области, сложившейся в результате ливневых дождей и увеличением сброса воды через водосливную часть плотины Зейской ГЭС из Зейского водохранилища в июле-августе 2013 года, является общеизвестным и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ в доказывании не нуждается.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По смыслу этого закона право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинён вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.

В целях реализации ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии со статьей 25 этого Федерального закона и статьей 81 Бюджетного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

    В соответствии с положениями указанных Правил и Порядка предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств федерального и областного бюджетов в связи с частичной или полной утратой имущества.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства РФ выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10000 рублей на человека, но не более 50000 рублей на семью); оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100000 рублей на человека).

На основании пункта 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214, предусматривается выделение ассигнований из резервного фонда для выплаты пострадавшим гражданам при оказании единовременной материальной помощи 10000 рублей на человека (но не более 50000 рублей на семью); при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество 50000 рублей на семью, за полностью утраченное имущество - 100000 рублей на семью.

Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется методическими рекомендациями по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, утверждёнными протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23 августа 2013 года № 21 (в редакции от 26 сентября 2013 года).

В соответствии с этими методическими рекомендациями единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации.

Финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, при условии, что такой дом (жилой дом), земельный участок с расположенным на нём жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.

При этом полная утрата имущества фиксируется, если жилой дом (жилое помещение) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации при подъёме воды выше уровня пола помещения (первого этажа здания) с повреждением находящегося в нём имущества граждан, в иных случаях, при соблюдении условий этого пункта утрата имущества признается частичной.

В настоящее время действует Указ Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», в силу подпункта «б» пункта 2 которого Правительству Российской Федерации до 10 сентября 2013 года поручено принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100000 рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

Постановлением Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423, принятым во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693, утверждён Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, согласно которому под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживающие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года.

    В соответствии с п. 2 указанного Порядка выплата помощи производится государственными казенными учреждениями Амурской области - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области гражданам, включенным в: а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации; в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, обязательными условиями признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации является утрата имущества (частичная или полная) вследствие подтопления жилого дома и постоянное проживание в этом жилом помещении.

Как следует из материалов дела, основанием для обращения истца в суд явилось причинение ущерба жилому помещению, в котором она постоянно проживает, в результате его подтопления в июле-августе 2013 года.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиками, что Нимчук Г.Б. зарегистрирована и постоянно проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, в том числе проживала в нем на момент возникновения чрезвычайной ситуации на территории Зейского района в июле-августе 2013 года, что подтверждается паспортными данными, сведениями, представленными отделением УФМС в г. Зее и администрацией Хвойненского сельсовета Зейского района, а также показаниями свидетелей ПАН и ПВИ

Как следует из материалов дела, указанное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности муниципального образования – Хвойненского сельсовета и передано Нимчук Г.Б. на условиях социального найма (договор социального найма от <Дата обезличена>

В судебном заседании истец пояснила, что в июле-августе 2013 года дом, в котором она проживает, был подтоплен грунтовыми водами, вода в подпольях, используемых для хранения овощей, не достигала 30 см до пола дома, после ухода воды стенки подполья стали осыпаться, в нем появилась плесень, в доме стало заметно холоднее, чем ранее, опустился угол дома, обрушились завалинки, в доме повысилась влажность, искрила электропроводка.

Из показаний свидетеля ПАН следует, что в подполье дома, в котором проживает Нимчук Г.Б., в августе 2013 года была вода, немного не доходила до крышки подполья, вода стояла и осенью, а когда ушла, стены подполья стали осыпаться, в доме стало сыро.

Согласно показаниям свидетеля ПВИ жилой дом, в котором проживает истица, был подтоплен в августе 2013 года, в подполье дома, используемом ля хранения овощей, находилась вода почти до уровня пола, вода размыла стенки подполья, просел угол дома.

Согласно акту обследования от 27 сентября 2013 года при осмотре специалистами межведомственной комиссии жилого помещения - дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлено наличие воды в подполье, частичное обрушение грунта. В заключении комиссии указан размер единовременной материальной помощи, подлежащей выплате пострадавшей, которой указана Нимчук Г.Б. – <данные изъяты> рублей.

Согласно акту обследования от 21 января 2014 года при осмотре специалистами межведомственной комиссии при администрации Зейского района указанного жилого помещения установлено, наличие сырости в подполье и плесени.

Из акта обследования муниципального жилого помещения, проведенного членами жилищной комиссии администрации Хвойненского сельсовета (дата обследования и составления акта отсутствует), на момент проверки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что в связи с продолжительными сильными дождями в июле-августе 2-13 года в квартире выявлены повреждения: в подполье, которое находится в кухне, сырость, грибок, плесень, обрушение досок, размыв грунта; во втором подполье сырость, грибок, размыв грунта.

На представленных истцом фотографиях зафиксировано состояние подполья: сырость, осыпание грунта, а также завалинок дома: разрушение завалинок дома.

В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относится, в том числе, квартира, которой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3).

Принимая во внимание, что истец постоянно проживает в <адрес>, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>, имеющееся в нем помещение - подполье используют для хранения овощей, то есть для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в этом доме, в связи с чем оно является в соответствии с ч. 3 ст. 16 ЖК РФ частью жилого помещения, нанимателем которого является истица.

Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что жилое помещение, в котором проживает истица, пострадало в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Зейского района в 2013 году, так как было подтоплено грунтовыми водами,

Как следует из материалов дела, Нимчук Г.Б. обратилась в администрацию Зейского района с заявлением о выплате единовременной материальной помощи ей как пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей территории Зейского района в 2013 году.

Нимчук Г.Б. произведена выплата единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства РФ в размере 10 000 рублей, что Нимчук Г.Б. в судебном заседании подтвердила. Также она пояснила, что какое-либо иное имущество, принадлежащее ей, кроме жилого дома, не пострадало.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Нимчук Г.Б. признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей территории Зейского района в 2013 году и включены в списки граждан, пострадавших в ее результате, имеющих право на получение единовременной материальной помощи.

При таких обстоятельствах оснований для повторного признания Нимчук Г.Б. пострадавшей в результате указанной чрезвычайной ситуации не имеется, поэтому в удовлетворении исковых требований в этой части суд считает необходимым отказать.

Рассматривая требование о включении Нимчук Г.Б. в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение финансовой помощи, суд учитывает следующее.

Письмом председателя межведомственной комиссии Зейского района от 05 декабря 2013 года, Нимчук Г.Б. отказано в выплате финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества из резервного фонда Правительства РФ.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    На основании ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Из приведенных правовых норм следует, что собственник вправе владеть и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, совершать в отношении данного имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, при этом он несет ответственность по содержанию принадлежащего ему имущества и риску случайной гибели или случайного повреждения имущества.

Учитывая, что в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Зейского района в июле-августе 2013 года, пострадало жилое помещение, находящееся в собственности Хвойненского сельсовета Зейского района Амурской области, на котором в соответствии с договором социального найма лежит обязанность по капитальному ремонту жилого помещения, основания для включения нанимателя рассматриваемого жилого помещения Нимчук Г.Б. в списки граждан, имеющих право на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество, отсутствуют.

Кроме того, в судебном заседании судом с достоверностью не установлено наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также связь таких повреждений с чрезвычайной ситуацией – наводнением, поскольку, как следует из пояснений истицы, жилой дом по <адрес> не является новым, вселилась в него она в 1979 году, то есть более 30 лет назад, представленные истцом фотографии не могут быть расценены как достоверные доказательства, подтверждающие указанные факты.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Нимчук Г.Б. отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Нимчук ГБ к администрации Зейского района Амурской области о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                              Е.В. Охотская

Мотивированное решение составлено 24 января 2014 года

Судья                              Е.В. Охотская

2-246/2014 ~ М-205/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Нимчук Галина Борисовна
Ответчики
Администрация Зейского района
Другие
Правительство Амурской области
Администрация Хвойненского сельсовета
Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области
Министерство финансов
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
01.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.01.2014Передача материалов судье
01.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2014Судебное заседание
24.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее