№2-242/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2016 года пос. Игра Удмуртской Республики
Игринский районный суд УР в составе:
Председательствующего судьи Емельяновой С.Н.
С участием помощника прокурора Игринского района УР Воронова А.В.,
при секретаре Ершовой М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Лозо-Люкское» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Игринского района Удмуртской Республики обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Лозо-Люкское» о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований прокурор Игринского района УР указал, что прокуратурой района в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения Администрацией МО «Лозо-Люкское» требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, по результатам которой выявлены следующие нарушения. В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п. 9 ст. 5 указанного закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением. Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1 - 83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2. ВСН 1-83). В соответствии с требованиями Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Пунктом 5 части 1 статьи 14 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится, в числе прочих, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Согласно ч. 3, 4 ст. 14 Закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. Таким образом, предусмотренные пунктом 5 частью 1 статьи 14 полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относятся к вопросам местного значения муниципального района, то есть МО «Игринский район». Решением Совета депутатов МО «Лозо-Люкское» от 05.03.2015 года пункт 5 ч. 1 ст. 7 Устава МО «Лозо-Люкское», которым установлена обязанность МО «Лозо-Люкское» по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования в границах населенного пункта, признан утратившим силу. Вместе с тем, согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Поскольку в соответствии с постановлением от 10.07.2015 года №37 главы Администрации МО «Лозо-Люкское» часть автомобильных дорог МО «Лозо-Люкское» включена в реестр муниципального имущества МО «Лозо-Люкское», обязанность по их содержанию должен осуществлять собственник. Так, указанным постановлением в реестр муниципального имущества МО «Лозо-Люкское»» включена автомобильная дорога, расположенная по ул. Лихтовская д. Тюптиево Игринского района УР. Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Пунктом 3 указанного постановления предусмотрено принятие Администрацией МО «Лозо-Люкское» мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, в том числе, на указанные дороги. Однако, до настоящего времени право собственности на указанные дороги в Игринском отделе Управления Росреестра по УР не зарегистрировано, что противоречит ст. 131 ГК РФ. Статья 17 Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Приказом Министерства транспорта РФ от 6 ноября 2012 года №402 утверждена «Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог». В подпункте 4 пункта 9 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в состав работ по содержанию дорог. Поскольку содержание указанных автомобильных дорог местного значения, включенных в указанный перечень, на основании ст. 210 ГК РФ относится к вопросам Администрации МО «Лозо-Люкское», работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией поселения, в административных границах которого имеются дороги местного значения. Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года №150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Поскольку технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, Администрация муниципального образования «Лозо-Люкское» обязана провести технический учет и паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов МО «Лозо-Люкское». Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнение обязанностей в натуре. В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Проведенной проверкой установлено, что Администраций МО «Лозо-Люкское» паспортизация указанных дорог не проведена. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Неисполнение Администрацией МО «Лозо-Люкское»» предусмотренной законами и иными нормативными актами обязанности по учету и паспортизации автомобильных дорог нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в населенных пунктах сельского поселения, поскольку не обеспечивается безопасность дорожного движения. В своем исковом заявлении прокурор Игринского района УР просил суд обязать Администрацию МО «Лозо-Люкское»» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в Игринский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о регистрации права собственности автомобильной дороги, расположенной по ул. Лихтовская д. Тюптиево Игринского района УР; обязать Администрацию МО «Лозо-Люкское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести паспортизацию указанной дороги.
В судебном заседании представитель прокуратуры Игринского района УР доводы, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержал.
Представитель ответчика - Администрации муниципального образования «Лозо-Люкское» М.Ю.В., являющийся Главой Администрации, с требованиями прокурора согласен.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив и проанализировав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Положения статьи 45 ГПК РФ предусматривают право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.3 Федерального Закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения должны разрабатываться федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Эти положения закона содержатся в ст. 10 ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, закреплено в ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В соответствии с п.п. 10, 11 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 28.11.2011) " Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.
В соответствии с п. 10 ст. 5 указанного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06 декабря 2011 года, с изм. от 07 декабря 2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131ФЗ, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Соглашением от 02.03.2015 года о передаче осуществления части полномочий, заключенным между Администрацией МО «Игринский район» (Администрация района) и Администрацией МО «Лозо-Люкское» (Администрация поселения) установлено, что Администрации поселения передано осуществление полномочий по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, вне границ населенного пункта в границах муниципального поселения, в том числе, текущий и капитальный ремонт, приведение в нормативное состояние улиц и дорог, освещение, летнее и зимнее содержание дорог, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, указано, что Администрация района перечисляет Администрации поселения финансовые средства в виде межбюджетных трансфертов, предназначенных для исполнения переданных по настоящему соглашению полномочий.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Указанная инструкция была утверждена Минавтодором РСФСР в 1983 году, когда все автомобильные дороги являлись государственной собственностью, и обязанность по проведению паспортизации возлагалась на дорожные управления министерства, в чьем ведении находились все автомобильные дороги государства.
С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. При этом, вышеназванная инструкция не отменена, она регламентирует порядок технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
Технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года № 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Приказом Министерства транспорта РФ от 6 ноября 2012 года №402 утверждена «Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог». В подпункте 4 пункта 9 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в состав работ по содержанию дорог.
Постановлением Главы МО «Лозо-Люкское» №37 от 20.05.2013 года утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения» Муниципального образования «Лозо-Люкское».
В силу Постановления Главы МО «Лозо-Люкское» от 10.07.2015 года «О принятии в собственность Муниципального образования «Лозо-Люкское» недвижимого имущества» установлено, что данным постановлением решено принять в собственность Муниципального образования «Лозо-Люкское» недвижимое имущество согласно приложению 1 Постановления №37от 20.05.2013 года; включить в Реестр муниципального имущества Муниципального образования «Лозо-Люкское» недвижимое имущество согласно указанному приложению.
Из приложения следует, что в нем указан Перечень автомобильных дорог населенных пунктов на территории МО «Лозо-Люкское», куда вошла автомобильная дорога общего пользования местного значения, расположенная по ул. Лихтовская д. Тюптиево Игринского района УР.
По делу, бесспорно, установлено, что данная автодорога является автомобильной дорогой общего пользования местного значения и расположена в границах Муниципального образования «Лозо-Люкское». Собственником автодороги является МО «Лозо-Люкское». Однако, ответчиком не исполнен пункт 3 Постановления главы МО «Лозо-Люкское» от 10.07.2015 года, согласно которому необходимо принять меры по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности и постановке на бухгалтерский учет указанное выше недвижимое имущество. Невыполнение указанного пункта противоречит требованиям ст. 131 ГК РФ. Данные обстоятельства представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались.
Также из материалов дела следует, и не оспаривалось в судебном заседании лицами, участвующими в деле, что паспортизация указанных выше автомобильных дорог на территории МО «Лозо-Люкское» не проводилась, технические паспорта на данные дороги в Администрации МО «Лозо-Люкское» отсутствуют.
Вместе с тем, технический паспорт, определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения. Отсутствие технического паспорта дороги нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах поселения, что сказывается на безопасности дорожного движения, и, в свою очередь, затрагивает интересы неопределенного круга граждан.
Работы по паспортизации дорог должны проводиться Администрацией муниципального образования «Лозо-Люкское», в административных границах которого находятся дороги местного значения и которому переданы полномочия, закрепленные в пункте 5 части 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд признает законными требования прокурора Игринского района УР о возложении обязанности на Администрацию МО «Лозо-Люкское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в Межмуниципальный отдел по Игринскому, Балезинскому и Красногорскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о регистрации права собственности автомобильной дороги, расположенной по ул.Лихтовская д. Тюптиево Игринского района УР; возложении обязанности на Администрацию МО «Лозо-Люкское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести паспортизацию указанной дороги.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.
Указанные прокурором сроки исполнения заявленных требований – до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, суд находит разумными и достаточными. Кроме того, при наличии объективных причин невозможности исполнения решения суда в указанный срок, ответчик не лишен права поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Лозо-Люкское» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Лозо-Люкское» в срок до 01.02.2017 года обратиться в Межмуниципальный отдел по Игринскому, Балезинскому и Красногорскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о регистрации права собственности автомобильной дороги, расположенной по ул. Лихтовская д. Тюптиево Игринского района УР.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Лозо-Люкское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения в границах поселения, расположенной по ул. Лихтовская д. Тюптиево Игринского района УР.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд УР в течение месяца со дня его вынесения, путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд УР.
<данные изъяты>
<данные изъяты>