Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2021 года Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего Саломатина А.А.,
при секретаре Алексеевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1291/2021 по административному иску Ченина Константина Евгеньевича к прокуратуре Самарской области, прокурору Самарской области, начальнику отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Фомичевой М.С., начальнику отдела по рассмотрению обращений и приема граждан Тороп С.С. о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей,
у с т а н о в и л:
Ченин К.Е. обратился в суд с вышеуказанным административным иском к ответчикам, в обоснование заявленных требований указав, что неоднократно обращался в прокуратуру Самарской области с заявлениями о необходимости проведения проверки соблюдения законодательства при выдаче уведомления о соответствии объекта капитального строительства требованиям действующего законодательства в порядке надзора.
Административный истец полагал, что по его обращениям надлежащая проверка прокуратурой Самарской области не проводится, допущено нарушение сроков рассмотрения обращений, в связи с чем просил суд признать незаконным бездействие прокурора Самарской области при организации работы с обращениями административного истца о проведении проверки соблюдения норм действующего законодательства, обязать прокурора Самарской области провести проверку соблюдения законодательства при выдаче уведомления о соответствии объекта капитального строительства требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании 14.09.2021г. административный истец и его представитель, заявленные требования поддержали, просили суд их удовлетворить по изложенным в административном иске и дополнительных письменных пояснениях обстоятельствам. Отвечая на вопросы суда пояснили, что в рамках настоящего дела административным истцом оспаривается бездействие прокурора Самарской области, фактически бездействующего и не проводящего должным образом проверки по обращениям Ченина К.Е.
Представитель Административного ответчика и привлеченной к участию в деле в качестве соответчика прокуратуры Самарской области Валюткина С.Ш., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать по изложенным в отзыве на иск основаниям.
Привлеченные к участию в деле в качестве административных соответчиков начальник отдела по надзору за соблюдением права и свобод граждан прокуратуры Самарской области Фомичева М.С. и начальник отдела по рассмотрению обращений и приема граждан прокуратуры Самарской области Тороп С.С. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были надлежащим образом уведомлены, предоставили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Иные привлеченные к участию в деле заинтересованные лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела были надлежащим образом уведомлены, в связи с чем, суд полагает возможным дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы административного дела и материалы надзорного производства № 201-274ж-2021/2036002 по обращениям Ченина К.Е., суд полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.
В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) должностного лица может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ст. 226 КАС РФ орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемые решения, обязан доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения и соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам.
Согласно ст. 227 КАС РФ основанием для принятии решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременно наличие следующих условий - несоответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено судом при рассмотрении дела, 10.03.2021 за № ВО-6384-21 20360001 в прокуратуре Самарской области зарегистрировано обращение Ченина К.Е. по вопросам проведения проверки соблюдения законодательства при выдаче уведомления о соответствии объекта капитального строительства требованиям законодательства и другим вопросам, которое 12.03.2021 за исх. № 07/2-р-4352-21/6384 направлено для рассмотрения в прокуратуру г. Самары.
Указанное обращение зарегистрировано в прокуратуре г. Самары 15.03.2021 за № ВО-1448-21-201, его рассмотрение поручено старшему помощнику прокурора города Бербасовой А.Н. По результатам рассмотрения обращения 13.04.2021 заявителю подготовлен ответ, который в этот же день подписан заместителем прокурора Самары Алексеевой О.В.
Также 11.05.2021 в прокуратуре области зарегистрировано два обращения Ченина К.Е.: ВО-12625-21 и ВО-12623-21 по вопросам пожалования ответа заместителя прокурора г. Самары и нарушения прокуратурой города срока рассмотрения его обращения.
Обращение № ВО-12625-21 12.05.2021 за исх. № 25-р-7916-21/12625 направлено для рассмотрений в прокуратуру г. Самары.
Обращение № ВО-12623-21 14.05.2021 за исх. № 25-354-2021/Нр662-21 направлено для рассмотрения в прокуратуру г. Самары с установлением контроля.
Указанные обращения 17.05.2021 за вх. № ВО-2725-21 и ВО-2752-21 зарегистрированы в прокуратуре г. Самары, их рассмотрение поручено старшему помощнику прокурора города Бербасовой А.Н.
По результатам рассмотрения обращений Ченина К.Е. 15.06.2021 Бербасовой А.Н. подготовлен ответ за подписью прокурора города и информация в прокуратуру области, которые переданы в канцелярию для регистрации и отправки.
Кроме того, в ответе заявителю от 15.06.2021 за подписью прокурора города сообщено о своевременном направлении ответа от 13.04.2021 в его адрес, аналогичная информация представлена в прокуратуру области.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 27 указанного Федерального закона органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
Задачами административного судопроизводства являются обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), которые могут быть решены при строгом соблюдении принципов административного судопроизводства, одним из которых признаны законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел (статья 6 поименованного Кодекса).
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
Рассматривая административное исковое заявление на действия (бездействие, решение) должностного лица прокуратуры Самарской области, суд не вправе обязать прокурора в рамках его полномочий принять по итогам проверки то или иное решение.
Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статья 9 этого же Кодекса).
Приведенные законоположения позволяют констатировать, что цели административного судопроизводства будут достигнуты при условии разрешения именно тех требований, которые возникают из публичных или иных административных правоотношений.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.
Конституция Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 118) устанавливает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Подмена одного вида судопроизводства другим является недопустимой (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2017 г. N 1773-О).
Суд полагает, что заявленные в настоящем административном деле требования фактически свидетельствуют о несогласии заявителя с многочисленными вынесенными и вступившими в законную силу судебными постановлениям, которыми разрешения споры Ченина К.Е. с Кострыкиной Р.М. о выселении Ченина К.Е. из жилого дома, о взыскании с него суммы неосновательного обогащения.
При этом, как установлено судом, обращения административного истца надлежащим образом регистрировались в прокуратуре Самарской области, административными ответчиками какого-либо бездействия при рассмотрении обращений Ченина К.Е. допущено не было, данные обращения в установленный законом срок были направлены для рассмотрения в прокуратуру города Самара.
При этом, настоящее дело рассмотрено судом в рамках заявленных истцом требований, судом проверены доводы истца о якобы допущенном нарушении норм закона должностными лицами прокуратуры Самарской области и якобы имевшем место бездействии административных ответчиков и таковые обстоятельства судом установлены не были.
Административными ответчиками представлены убедительные доказательства осуществления мер прокурорского реагирования в рамках предоставленных полномочий по заявленным административным истцом жалобам. Действия должностных лиц совершены в рамках соответствующих полномочий, в предусмотренные действующим законодательством сроки и не препятствуют административному истцу в дальнейшей защите предполагаемого нарушенного права в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
Таким образом, суд полагает, что действия административных ответчиков законны, какого-либо бездействия ими допущено не было, требования административного истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Ченина Константина Евгеньевича к прокуратуре Самарской области, прокурору Самарской области, начальнику отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Фомичевой М.С., начальнику отдела по рассмотрению обращений и приема граждан Тороп С.С. о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 20.09.2021г.