Судья Хомякова И.В. Дело №7а-504/2018
Р Е Ш Е Н И Е
13 ноября 2018 года г. Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора города Оби Новосибирской области Власова И.А. на постановление судьи Обского городского суда Новосибирской области от 11 октября 2018 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы города Оби Новосибирской области Мозжерина А. А.ича прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заслушав пояснения прокурора Парыгиной И.В., судья
у с т а н о в и л:
Постановлением прокурора города Оби Новосибирской области старшего советника юстиции Власова И.А. от 27 сентября 2018 года в отношении главы города Оби Новосибирской области Мозжерина А. А. возбуждено дело об административном правонарушении по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении прокурора города Оби Новосибирской области указано, что при проведении проверки по поручению прокуратуры Новосибирской области от 20.12.2017 в части полноты и своевременности исполнения обязанности по актуализации утвержденных схем теплоснабжения выявлено нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», пунктов 19, 22-24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154. Схема теплоснабжения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронная модель схемы теплоснабжения на официальном сайте не размещены, уведомление о проведении актуализации схемы теплоснабжения на 2019 год до 15.01.2018 года не опубликовано.
16.01.2018 г. в рамках полномочий, предоставленных статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурором города Оби внесено представление главе города Оби Мозжерину А.А. за № 1-1453в-2017.
Представление содержало требование о принятии мер по опубликованию схемы теплоснабжения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения, а также уведомления о проведении актуализации схемы теплоснабжения на 2019 год на официальном сайте по адресу: http//gorodob.nso.ru. Срок исполнения представления прокурора составляет один месяц.
09.02.2018 года в прокуратуру города Оби Новосибирской области поступил ответ за подписью главы г. Оби Мозжерина А.А., из которого следует, что соответствующие схема и уведомление не опубликованы.
Прокурором сделан вывод о неисполнении главой города Оби Мозжериным А.А. законного требования прокурора, содержащегося в представлении.
Законность требования подтверждена, по мнению прокурора, решением Обского городского суда Новосибирской области от 02.07.2018 года, вступившим в силу 07.08.2018 года, которым удовлетворен иск прокурора города Оби к администрации города Оби. Бездействие администрации города Оби, выразившееся в непринятии мер по актуализации схемы теплоснабжения города Оби и опубликовании схемы теплоснабжения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения, а также уведомления о проведении актуализации схемы теплоснабжения на 2019 год на официальном сайте по адресу: http//gorodob.nso.ru признаны незаконными. На администрацию города возложена обязанность опубликовать схему теплоснабжения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронную модель схемы теплоснабжения, а также уведомление о проведении актуализации схемы теплоснабжения на 2019 год на официальном сайте по адресу: http//gorodob.nso.ru в течение шести месяцев со дня вступления решения в силу. Прокурор пришел к выводу об умышленном неисполнении главой города Оби Мозжериным А.А. требований, содержащихся в представлении.
Материалы дела об административном правонарушении направлены в Обской городской суд Новосибирской области для рассмотрения по существу.
Судьей Обского городского суда Новосибирской области вынесено указанное выше постановление, которым производство по делу об административном правонарушении, установленном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы города Оби Новосибирской области Мозжерина А.А. прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
С указанным постановлением не согласился прокурор города Оби Новосибирской области Власов И.А., который обратился в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с протестом в Новосибирский областной суд.
В протесте изложена просьба об отмене постановления судьи Обского городского суда Новосибирской области от 11 октября 2018 года и направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.
В обоснование доводов протеста прокурор указал, что факт нарушения требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», пунктов 19, 22-24 Требований к схемам теплоснабжения, порядку из разработки и утверждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154, выявлен в ходе проверки, проведенной прокуратурой.
Представление № 1-1453в-2017 от 16.01.2018 выдано прокурором в пределах его полномочий (статьи 22, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Срок исполнения представления установлен частью 1 статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и составляет один месяц.
Законность требований, установленных представлением, подтверждена решением Обского городского суда Новосибирской области от 02.07.2018 года, вступившим в силу 07.08.2018 года.
Мозжерин А.А. занимает должность главы города Оби, на постоянной основе осуществляет функции представителя власти, выполняет организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления, руководит работой администрации города Оби.
Факт неисполнения законных требований прокуратуры, содержащихся в представлении № 1-1453в-2017 от 16.01.2018 в установленный срок, подтверждается письмом главы города Оби Мозжерина А.А. от 02.02.2018 года, поступившим в прокуратуру 09.02.2018 г.
Вывод суда об отсутствии вины Мозжерина А.А. в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду неразумности срока, предоставленного прокурором для исполнения требований представления, не соответствует положениям статьи 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», которой установлен срок один месяц для принятия мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона.
Прокурор в своем протесте указал, что указанная норма не обязывает лиц, в чей адрес направлено представление, устранить в течение месяца выявленное нарушение в полном объеме, а предписывает принять меры к устранению нарушений и сообщить об этом прокурору.
Письмо от 02.02.2018 года за подписью Мозжерина А.А. не содержит указания на конкретные меры, принятые для устранения выявленных прокурором нарушений.
Протест подан в установленный статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок, препятствий к его рассмотрению не установлено.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы протеста, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, установлена статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела установлено, что прокуратурой города Оби Новосибирской области по поручению прокуратуры Новосибирской области от 20.12.2017 № проверена полнота и своевременность исполнения обязанности по актуализации утвержденных схем теплоснабжения. Выявлены нарушения закона, а именно: в сети Интернет на официальном сайте органов местного самоуправления г. Оби http//gorodob.nso.ru, в нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», пунктов 19, 22-24 Требований к схемам теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154, схема теплоснабжения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронная модель схемы теплоснабжения, а также уведомление о проведении актуализации схемы теплоснабжения на 2019 год до 15 января 2018 года, не размещены.
Указанные обстоятельства послужили основанием внесения прокуратурой города Оби Новосибирской области главе города Оби представления № 1-1453в-2017 от 16.01.2018 года, содержащего требование разместить схему теплоснабжения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронную модель схемы теплоснабжения, а также уведомление о проведении актуализации схемы теплоснабжения на 2019 год на официальном сайте по адресу: http//gorodob.nso.ru.
02 февраля 2018 года в прокуратуру города Оби Новосибирской области главой города Оби направлен ответ с указанием о рассмотрении предписания администрацией города Оби с участием старшего помощника прокурора Ж.В.Фетисовой, а также указано, что в 2017 г. на территории города Оби проведены мероприятия по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в рамках заключенного концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения. По результатам выполненных мероприятий произошло значительное изменение схемы теплоснабжения города. В 2018 г. запланировано продолжение реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения на территории авиагородка в рамках концессионного соглашения, что повлечет дальнейшие серьезные изменения в структуре теплоснабжения города. В рамках подготовки проекта предусмотрена актуализация схемы теплоснабжения города Оби с учетом произведенных и запланированных изменений.
Решением Обского городского суда Новосибирской области от 02.07.2018 года, вступившим в силу 07.08.2018 года, удовлетворен иск прокурора города Оби к администрации города Оби. Бездействие администрации города Оби, выразившееся в непринятии мер по актуализации схемы теплоснабжения города Оби и опубликовании схемы теплоснабжения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения, а также уведомления о проведении актуализации схемы теплоснабжения на 2019 год на официальном сайте по адресу: http//gorodob.nso.ru признано незаконным. На администрацию города возложена обязанность опубликовать схему теплоснабжения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронную модель схемы теплоснабжения, а также уведомление о проведении актуализации схемы теплоснабжения на 2019 год на официальном сайте по адресу: http//gorodob.nso.ru в течение шести месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления о прекращении производства по делу пришел к выводу о том, что срок исполнения представления не является разумным. Суд руководствовался, в том числе, определенным решением Обского городского суда разумным сроком для размещения схемы теплоснабжения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения, а также уведомления о проведении актуализации схемы теплоснабжения на 2019 год на официальном сайте по адресу: http//gorodob.nso.ru в течение шести месяцев.
В связи с чем судья пришел к выводу о том, что прокурором города Оби не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии вины главы города Оби Новосибирской области в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нахожу выводы судьи районного суда законными, обоснованными и соответствующими материалам дела.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 сентября 2018 г. № 2493-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сомова Льва Михайловича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части 1 статьи 128, частью 3 статьи 194 и пунктом 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации", конкретизирующему статью 129 (часть 1) Конституции Российской Федерации, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке (Определение от 18 июля 2017 года N 1742-О, Определение от 24 февраля 2005г. № 84-О).
По смыслу положений статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, с учетом конкретных обстоятельств выявленных нарушений, вправе указать и иной разумный срок для исполнения требований представления, но не менее одного месяца.
Судьей районного суда обоснованно указано в постановлении на то обстоятельство, что решением Обского городского суда Новосибирской области от 02.07.2018 года, вступившим в силу 07.08.2018 года, по иску прокурора к администрации города Оби обоснован и определен разумный срок для устранения указанных в представлении нарушений в течение шести месяцев.
Кроме того, анализируя письмо главы города Оби Мозжерина А.А. от 02.02.2018 № 879, прихожу к выводу о том, что представление прокурора г. Оби Новосибирской области от 16 января 2018 года № рассмотрено безотлагательно, ответ дан в установленный законом срок, в письме указаны причины неразмещения схемы теплоснабжения и меры, предпринимаемые для устранения нарушения законодательства о размещении схемы, а также указано что в рамках подготовки проекта реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения предусмотрена актуализация схемы теплоснабжения города Оби с учетом произведенных и запланированных изменений.
Также отмечаю, что Требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения в редакции, действующей на момент возбуждения производства по делу об административном правонарушении, срок для размещения соответствующего проекта схемы теплоснабжения составляет 15 календарных дней со дня завершения разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), установлен порядок проведения публичных слушаний, а также срок 15 календарных дней для начала публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения.
Поскольку часть 1 статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не обязывает лиц, в чей адрес направлено представление, устранить в течение месяца выявленное нарушение в полном объеме, а предписывает принять меры к устранению нарушений и сообщить об этом прокурору, нахожу что, в действиях Мозжерина А.А. отсутствует умысел на неисполнение требований предписания прокурора.
Постановление о прекращении производства по делу вынесено полномочным судьей, в установленный законом срок. Нарушений материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении в ходе рассмотрения протеста прокурора города Оби Новосибирской области, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления судьи Обского городского суда Новосибирской области не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление Обского городского суда Новосибирской области от 11 октября 2018 года оставить без изменения, протест прокурора города Оби Новосибирской области Власова И.А. - без удовлетворения.
Судья подпись Ю.А.Конева
копия верна: судья облсуда ___________