Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2011 года Ленинский районный суд г. Самары под председательствованием судьи Двоеглазовой О.В. при секретаре Хаустовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2551/11 по иску Бизяева Николая Николаевича к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском и Самарском районах г. Самары о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и взыскании недополученной пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Истец является лицом, перенесшим лучевую болезнь вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС как ликвидатор аварии в 1986 году. С 13.04.84 г. по 20.10.93 года истец являлся служащим органов внутренних дел УВД Самарской области. Он является инвалидом 3 группы с утратой профессиональной трудоспособности на 60 % по увечью, полученному при исполнении иных обязанностей в период военной службы, связанному с аварией на ЧАЭС. Инвалидность установлена бессрочно. С 1.07.2000 г. ему была назначена пенсия по инвалидности на основании ст. 56 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». С 1.09.06 года он получает государственную пенсию по старости как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Истец обратился в суд с иском о назначении, расчете и выплате второй пенсии по старости со 2 апреля 2006 г., т.е. с 50-летнего возраста на основании п.1 ч. 1 ст. 30 Закона РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Он также заявил требование о взыскании задолженности по пенсии с 2.04.2006 г. до настоящего времени.
Впоследствии истец уточнил свои требования и просит взыскать задолженность по пенсии по старости за период за 3 года – с 13 апреля 2008 года.
В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования и пояснил, что как ликвидатор аварии он имеет право на получении пенсии по старости с 50-летнего возраста, т.к. по Закона РФ № 1244-1 возраст лиц, пострадавших в связи с ликвидацией последствий аварии, снижается на 10 лет. Он имеет право на получение двух пенсий – пенсии по инвалидности и пенсии по старости, однако, при обращении в 2006 году в УПФР по поводу назначения второй пенсии – пенсии по старости – он получил отказ. Он полагает, что ему было незаконно отказано в назначении второй пенсии, т.к. он не являлся военнослужащим на момент обращения за пенсией и в отношении него должны приниматься гражданские законы, а не закон, регулирующих выплату пенсий военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел.
Представитель ответчика иск не признал и пояснил, что истцу первоначально была назначена пенсия по инвалидности. В 2006 году истцу была назначена вместо пенсии по инвалидности более высокая пенсия – государственная пенсия по старости, которую он получает до настоящего времени как лицо, принимавшее участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. С 55-летнего возраста он имеет право на получении второй пенсии – трудовой пенсии по старости – по Федеральному закону РФ № 166-ФЗ – государственную пенсию как участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, и по Федеральному закону РФ № 173-ФЗ пенсию по старости как получивший военную травму.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:
Истец обращался в УПФР за назначение ему второй пенсии по старости в возрасте 50 лет, т.е. когда он не достиг возраста, предусмотренного законом для назначения трудовой пенсии. Ему была назначена не трудовая, а государственная пенсия в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственной пенсионной обеспечении в РФ» граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение пенсии по старости и пенсии по инвалидности. Условия назначения трудовой пенсии по старости регулируются нормами Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно данному закону трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного законом возраста – инвалидам вследствие военной травмы – мужчинам по достижении 55—летнего возраста.
В соответствии со ст. 4 п. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ допускается получение одновременно двух пенсий: назначенной по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии.
Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона РФ № 166-ФЗ установлено, что граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вместо пенсии по инвалидности могут получать пенсию по старости, предусмотренную п.1 или подп.2 п.2 ст. 10 этого закона.
Как видно из пенсионного удостоверения истца, он с 1.09.06 года получает государственную пенсию по старости. Она продлена ему с 1.02.11 г. бессрочно. Трудовая пенсия по старости может быть ему назначена в соответствии с Федеральным законом РФ только с 55-летнего возраста.
Таким образом, одновременное получение двух пенсий – по инвалидности и по старости на основании Федерального закона РФ № 166-ФЗ не допускается, а по Федеральному закону РФ № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости может быть назначена только с 55-летнего возраста.
Довод истца о том, что в отношении него не должен применяться закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, несостоятелен, поскольку ему государственная пенсия по инвалидности, а затем – государственная пенсия по старости назначались на ином основании.
Истец ссылается на то, что его право на получение одновременно двух пенсий с 50-летнего возраста закреплено законом № 1244-1 основан на неправильном понимании закона – данным законом предусмотрено право гражданина получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, по своему желанию выбрать назначение пенсии по инвалидности на основании Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении» или Федеральным законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ».
Статьей 30 Федерального закона РФ № 1244-1 предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста на 10 лет на основании Закона «О трудовых пенсиях по старости». Однако, одновременное получение двух пенсий, как указано выше, осуществляется по иным основаниям.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска Бизяева Н.Н. о назначении ему второй пенсии по старости и взыскании суммы пенсии за предыдущие три года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске Бизяева Николая Николаевича к УПФР в Ленинском и Самарском районах г. Самары о назначении второй пенсии по старости и взыскании суммы пенсии за три года – с 13 апреля 2008 г. - отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары.
В окончательной форме решение изготовлено 20 мая 2011 года.
Судья О.В.Двоеглазова