РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Володарский 21.12.2012 года
Володарский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Полузиной Е.С.,
при секретаре Федотовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации МО «Поселок Володарский» к Мельниковой М.С. об обязании произвести снос аварийного дома,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «Поселок Володарский» обратилась в суд с иском, в котором просит обязать Мельникову М.С. произвести снос аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование требований указано, что данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Мельниковой М.С. Постановлением администрации МО «Поселок Володарский» № от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, а также установлено, что собственник дома Мельникова М.С. обязана произвести снос указанного объекта через 4 месяца после приобретения жилья за счет средств федерального бюджета. В рамках реализации Федеральных законов №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ» и согласно протоколу заседания комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан № от ДД.ММ.ГГГГ Мельниковой М.С. выделена социальная помощь на приобретение жилья, расположенного по адресу: <адрес>. В настоящее время аварийный дом не снесен и представляет реальную опасность жизни и здоровью людей.
Представитель истца Макабаев К.С. в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования.
Ответчик Мельникова М.С. о времени и месте рассмотрения дела извещена, в судебное заседание не явилась, поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования не признает.
Представитель ответчика Мельниковой М.С. - адвокат Хусанкова С.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третьи лица -Правительство Астраханской области и Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области о времени и месте рассмотрения дела извещены, поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно свидетельств о праве собственности №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, №-№, сведений ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Володарского отделения Астраханского филиала исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, технического паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ), жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу <адрес> принадлежат на праве общей долевой собственности Мельниковой М.С. и Мельниковой Р.И. по 1/2 доли каждой.
Актом проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что жилое помещение, принадлежащее Мельниковой М.С. согласно п.3 ст. 51 ЖК РФ не соответствует установленным для жилых помещений требованиям, и последняя нуждается в улучшении жилищных условий.
Постановлением Администрации МО «Поселок Володарский» № от ДД.ММ.ГГГГ Мельникова М.С., вдова умершего участника ВОВ, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно технических заключений о состоянии строительных конструкций от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, 2 <адрес>, данный жилой дом находится в аварийном состоянии и к дальнейшей эксплуатации и проживанию не пригоден.
Заключениями межведомственной комиссии МО «Володарский район» №, № от ДД.ММ.ГГГГ двухквартирный жилой дом по вышеуказанному адресу признан непригодным для проживания и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации (заключения даны на основании актов обследования данного жилого помещения №, № от ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлениями главы МО «Поселок Володарский» №, 217 от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение находящееся по адресу: <адрес>, 2 признано непригодным для проживания и подлежащим сносу. Собственникам данного жилого помещения предписано произвести снос указанного объекта через 4 месяца, после приобретения жилья за счет средств Федерального бюджета.
Как следует из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, Мельникова М.С. и Мельникова Р.И. были включены в список граждан получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в ДД.ММ.ГГГГ., при этом Мельникова М.С. являлась получателем мер социальной поддержки как член семьи погибшего (умершего) участника, инвалида ВОВ.
Из сообщения Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Мельниковой М.С. и Мельниковой Р.И. выделена социальная выплата на приобретение жилья в рамках реализации Федеральных законов №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ». Ими приобретена квартира по адресу <адрес> использованием социальной поддержки.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права №-№, за Мельниковой М.С. зарегистрировано право общей долевой собственности в размере 1/2 доли на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Из свидетельства о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Мельникова Р.И. <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из технического заключения основных строительный конструкций жилого дома по адресу <адрес>, проведенного ООО «АБ Форма» в ДД.ММ.ГГГГ., основные конструкции дома находятся в ветхом состоянии, признаки аварийности здания отсутствуют и техническое состояние его конструкций на момент обследования не создает угрозы для жизни и здоровья людей.
Допрошенный в качестве свидетеля К пояснил, что он работает в должности главного инженера проектов по обследованию зданий и сооружений в ООО «Архитектурное бюро Форма», им в ДД.ММ.ГГГГ. было произведено обследование здания, расположенного в <адрес>, по результатам чего составлено техническое заключение. Данное здание, представляет собой двухквартирный жилой дом, находится в ветхом состоянии, однако, признаки его аварийности отсутствуют, угрозу для жизни и здоровья людей здание не представляет. На протяжении последнего года владельцами здания выполнена часть ремонтных работ по частичному восстановлению эксплуатационной пригодности этого здания как жилого помещения. Снос одной из квартир, сделает невозможным эксплуатацию второй квартиры.
Согласно Уставу МО «Поселок Володарский» к вопросам местного значения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в МО «Поселок Володарский», нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случаях, если жилое помещение признано непригодным для проживания; если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
При этом, законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение.
Из указанных положений материального закона следует, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются членам семьи погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Согласно пункту 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Согласно разъяснениям, данным в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ применяются нормы ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал ДД.ММ.ГГГГ., отмечено, что решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что вышеприведенные нормы закона предусматривают обязательное соблюдение установленной процедуры изъятия земельного участка и жилого помещения у собственника в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, согласно которой собственник жилого помещения, подлежащего сносу вправе отказаться от осуществления сноса дома (исполнения требования о его сносе), следовательно исковые требования об обязании ответчика Мельниковой М.С. произвести снос принадлежащего ей жилого помещения не основаны на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации МО «Поселок Володарский» к Мельниковой М.С. об обязании произвести снос аварийного дома – отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через районный суд, принявший решение. Полный текст решения отпечатан 25.12.2012г.
Судья Полузина Е.С.