Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5447/2015 ~ М-6377/2015 от 02.10.2015

Дело №2-5447/15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2015 года                                     г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Сапрыкиной Е.В.,

при секретаре Минеевой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Старчикова Д.А. к Министерству здравоохранения Ульяновской области и АО «УльяновскФармация» об обеспечении тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Старчикова Д.А. к ответчикам с требованиями обязать обеспечить тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови в количестве 2 упаковки по 50 шт.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Старчиков Д.А. состоит на ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова» и имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств регионального бюджета.

Старчикову Д.А. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были выписаны рецепты на получение 2 упаковок тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови «Ван тач ультра» (по 50 шт.)., тогда как до настоящего времени указанные лекарственные средства ему не выданы.

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска в судебное заседание не явился, о слушании извещался.

Истец Старчиков Д.А. на требованиях настаивал, поддержав свои письменные пояснения, согласно которых ответчик Министерство здравоохранения в своем отзыве ссылается на отсутствие стандартов лечения <данные изъяты>.

Приказ Минздрава РСФСР от 16.10.1992 N 277 "О создании системы медицинских стандартов (нормативов) по оказанию медицинской помощи населению Российской Федерации" дает следующее определение стандарту по оказанию медицинской помощи: Медицинским стандартом называется система знаний, умений, навыков и условий, определяющих возможность выполнения определенного вида медицинской деятельности. Медицинские стандарты обеспечивают необходимый уровень оказания медицинской помощи каждому гражданину РФ в соответствии с программами по охране здоровья (федеральными и территориальными), утвержденными в установленном порядке.

Таким образом, отсутствие либо наличие стандарта не является основанием к отказу в предоставление лекарственных средств и медицинских изделий, так как стандарт служит индикатором качества медицинской помощи, а не основанием к выдаче лекарственных средств.

Приведенное в отзыве распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2762-р утверждает перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, т.е. восполняет правовой пробел в части лечения за счет государства с использованием имплантов, ему подобные медицинские изделия для лечения его заболевания врачом не назначались.

Обязанность ответчика бесплатно обеспечить тест-полосками граждан, болеющих социально значимым заболеванием сахарным диабетом установлена Приложением №1 к постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 г. №890.

Что касается просроченных рецептов, хотелось бы обратить внимание суда на п. 6 письма Минздравсоцразвития РФ от 24 мая 2007 года № 4185-ВС, согласно которому срок действия рецептов, выписанных на рецептурных бланках составляет 1 месяц (30 дней). Однако это не означает, что срок отсроченного обслуживание рецепта при отсутствии препарата в аптечной организации тоже составляет 1 месяц. При отсутствии лекарственного средства в аптечной организации больной, пришедший с рецептом, ставится на отсроченное обслуживание сроком до 15 рабочих дней (пункты 2.12 и 2.13 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785). Если при нахождении на отсроченном обслуживании срок действия рецепта истекает, то по такому рецепту возможен отпуск лекарственного средства без его переоформления. Это требование не распространяется на наркотические средства и психотропные вещества, а также на иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету.

Согласно отзыву ответчика АО «УльяновскФармация» они обязаны были в рамках исполнения государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ обеспечить граждан Ульяновской области необходимыми медицинскими изделиями по рецептам, выданным до ДД.ММ.ГГГГ. В отношении него ответчик АО «УльяеновскФармация» исходя из своего отзыва, считает, что обязательства перед ним исполнены в полном объеме. Данная позиция не соответствует обстоятельствам дела по следующим основаниям:

- выписанный рецепт от ДД.ММ.ГГГГ и предъявленный в аптеку по адресу, <адрес> до настоящего времени не обеспечен тест-полосками.

- согласно пункту Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ контракт вступает в силу со дня заключения и действует по ДД.ММ.ГГГГ, таким образом выписанные рецепт от ДД.ММ.ГГГГ также должен был быть обеспечен тест-полсками в рамках вышеназванного договора.

Согласно п.6.5 Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ за неисполнение или ненадлежащее исполнение ответчиком АО «УльяновскФармация» обязательств по обеспечению граждан необходимыми медицинскими изделиями предусмотрен штраф в размере <данные изъяты> рублей).

Полагает, что ответчик Министерство здравоохранения Ульяновской области по факту нарушения его прав обязан оштрафовать АО «УльяновскФармация» на сумму <данные изъяты> руб.

    Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав отзыв из которого следует, что Старчиков Д.А. имеет право на получение набора социальных услуг в части обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями по бесплатным рецептам в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», за счёт средств федерального бюджета, страдает сахарным диабетом.

    В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

    До настоящего времени стандарт медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом не утвержден. Ранее действовавший стандарт медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2007 № 582, был признан недействующим со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ от 09.04.2014 № АКПИ14-152.

    Назначение и применение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и только по решению врачебной комиссии (часть 5 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

    Комиссионное решение об обеспечении Старчикова Д.А. тест-полоскамилечебным учреждением не принималось.

    Несмотря на это, в текущем году Старчиков Д.А. обеспечивался тест -полосками «Ван Тач Ультра» по бесплатным рецептам за счёт средств федерального бюджета - ДД.ММ.ГГГГ (рецепт от ДД.ММ.ГГГГ, получил 1 упаковку в которой 100 шт. тест-полосок), ДД.ММ.ГГГГ (рецепт от ДД.ММ.ГГГГ, получил 1 упаковку в которой 100 шт.), ДД.ММ.ГГГГ (рецепт от ДД.ММ.ГГГГ, получил 1 упаковку в которой 50 шт.) ДД.ММ.ГГГГ (рецепт от ДД.ММ.ГГГГ, получил 2 упаковки, в каждой упаковке по 50 шт.).

    Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд осуществляются согласно законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, то есть строго в рамках выделенного финансирования. При этом в первую очередь закупаются инсулины, далее на имеющиеся средства - медицинские изделия. В регионе принимаются все возможные меры по закупке лекарственных препаратов имедицинских изделий для обеспечения больных сахарным диабетом.

    Представитель ответчика АО «УльяновскФармация» просил дело рассмотреть в свое отсутствие, в отзыве указав, что иск не признает, Старчиков Д.А. был обеспечен указанными тест-полосками в соответствии с отчетом о получении лекарственных средств. А именно: Старчикову Д.А. отпущена 1 упаковка тест-полосок ДД.ММ.ГГГГ, 2 упаковки - ДД.ММ.ГГГГ. В настоящий момент в обязанности АО «УльяновскФармация» не входит закупка льготных лекарственных препаратов для обеспечения граждан. Между Министерством здравоохранения Ульяновской области и АО «УльяновскФармация» был заключен договор на услуги по обеспечению отдельных категорий граждан Ульяновской области необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с ФЗ от 17.09.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» на ДД.ММ.ГГГГ год. Данный договор заключен ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ обязательства АО «УльяновскФармация» по данному договору исполнены в полном объеме. Новых договоров заключено не было. Поэтому по всем рецептам, выписанным после ДД.ММ.ГГГГ, АО «УльяновскФармация» не имеет обязательства по закупке указанных препаратов. А является лишь «пунктом отпуска» и выдает лекарственные препараты по мере их поступления в аптечные учреждения. На основании вышеизложенного, просит в исковых требованиях, предъявленных к АО «УльяновскФармация», отказать в полном объеме.

    Представитель третьих лиц Правительства Ульяновской области и Министерства финансов Ульяновской области поддержала письменный отзыв из которого следует, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждения перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» «Сахарный диабет» включен в перечень социально значимых заболеваний.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждения перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» «Сахарный диабет» включен в перечень социально значимых заболеваний.

    Согласно ч. 1 статьи 37 указанного Федерального закона медицинскаяпомощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

    В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утверждённым постановлением Правительства Ульяновской области от 18.05.2015 № 11/205-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере здравоохранения.

    Представитель третьего лица ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» в судебное заседание не явился, о слушании извещался.

    Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.

    Выслушав лиц, присутствовавших в судебном заседании, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

    Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Старчиков Д.А. с детства страдает заболеванием <данные изъяты>, в связи с чем, состоит на учете в ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова поликлиника «№2».

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. В силу ст. 33 данного закона первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" лекарственное обеспечение граждан возложено на органы исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608, Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе медицинской помощи, включая обращение медицинских изделий, оказание государственных услуг в сфере здравоохранения.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 8.05.2015 №11/205-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.

Пунктом 2.1.1. Положения предусмотрено, что Министерство организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2.1.10 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающимзаболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» «Сахарный диабет» включен в перечень социально значимых заболеваний.

Федеральным законом от 01.12.2014 г. N 400-ФЗ "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2015 год" установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам на лекарственный препарат, выданным врачом (фельдшером), лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, составляет <данные изъяты> руб.

Раздел "Категории заболеваний" Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также этилового спирта (100 г в месяц), инсулиновых шприцев, шприцев типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, игл к ним, средств диагностик, больным диабетом.

Перечнем изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 1 от 09.01.2007 г., предусмотрено предоставление тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови льготной категории граждан, в том числе лицам, имеющим заболевание диабет.

Согласно п. 2.1 Приказа Минздравсоцразвития России N 328 от 29.12.2004 г. за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.

Как следует из материалов дела, Старчикову Д.А. врачами ГУЗ «ГП №2» регулярно, по медицинским показаниям, выписываются рецепты на бесплатное обеспечение его тест-полосками для определения содержания уровня глюкозы в крови, при этом Старчиков Д.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. обеспечивался данными тест-полосками за исключением рецептов от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ., таким образом, в связи с наличием нарушения прав Старчикова Д.А, на бесплатное обеспечение его тест-полосками для определения содержания уровня глюкозы в крови, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

При определении надлежащего ответчика суд исходит из того, что именно Министерство здравоохранения Ульяновской области, являющееся исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, в соответствии с действующим законодательством наделено полномочиями по обеспечению граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих заболеваний, таким АО «УльяновсФармация» является ненадлежащим ответчиком по делу, в иске к АО «УльяновсФармация» следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Старчикова Д.А. удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Старчикова Д.А. тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови в количестве 2 упаковок по 50 шт.

В удовлетворении исковых требований, заявленных к АО «УльяновскФармация» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                 Е.В. Сапрыкина

2-5447/2015 ~ М-6377/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Старчикова Дмитрия Анатольевича
Ответчики
АО "УльянвоскФармация"
Министерство здравоохранения Ульяновской области
Другие
ГУЗ "Центральная клиничесская медико-санитарная часть имени заслужанного врача Егорова В.А.
Правительство Ульяновской обл.
Министерство финансов Ульяновской обл.
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Сапрыкина Е. В.
Дело на странице суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
02.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2015Передача материалов судье
02.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2015Подготовка дела (собеседование)
16.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.10.2015Судебное заседание
02.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее