Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-353/2015 ~ М-330/2015 от 23.07.2015

№ 2-353/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Первомайский                            17 августа 2015 года.

Первомайский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Сысоева Д.В.,

с участием помощника прокурора Первомайского района Тамбовской области Пешехоновой О.С.,

заявителей Зайцева И.Е. и Игошиной В.В.,

представителя администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области Бондарь А.Н., представившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ года,

при секретаре Кочеровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зайцева И.Е. и Игошиной В.В. об оспаривании решения Первомайского поселкового Совета народных депутатов № 501 от 28 апреля 2015 года «О размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме»,

установил:

Заявители Зайцев И.Е. и Игошина В.В. обратились в суд с заявлениями об оспаривании решения Первомайского поселкового Совета народных депутатов № 501 от 28 апреля 2015 года «О размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме».

В заявлении Зайцев И.Е., указал, что согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников многоквартирного дома включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД, плату за коммунальные услуги.

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, данное положение закреплено (п. 7 ст. 155 ЖК РФ).

На основании п. 1, 2 ст. 162 ЖК РФ заключен договор управления МКД в письменной форме с Управляющей компанией «Гарант Стройсервис», которая обязуется за плату оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества и представлять коммунальные услуги.

В договоре указан перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества и перечень коммунальных услуг, определена плата в сумме 6,60 руб. с кв. м. за содержание и ремонт общего имущества. Данный договор от ДД.ММ.ГГГГ г., перечень услуг и работ, а также цена договора утверждены на общем собрании собственников помещений, расположенный по адресу: <адрес> Договор управления многоквартирным домом продлен и действует в 2015 году, так как ни одна сторона не заявляла об изменении и расторжении данного договора. Таким образом, срок действия договора согласно п. 8.3 до ДД.ММ.ГГГГ года, ровно на тот срок, на который он был заключен ранее и на тех же условиях.

28.04.2015 года вышло решение поселкового Совета народных депутатов, подписанное главой администрации поссовета и и.о. председателя Первомайского Совета народных депутатов А. Алехина, в котором указано: установить на 2015 год размер платы за содержание и ремонт жилого помещения МКД (за 1 кв. м. 8,5 руб.), в том числе за содержание информационных систем – 1,90 руб., как не принявших размер платы за содержание и ремонт общего имущества. При этом в решении не указаны статьи Жилищного кодекса РФ.

Этим решением, не имея никаких оснований, изменили размер платы за содержание и ремонт жилья, установленный договором, в одностороннем порядке, что запрещено п. 2 ст. 424 ГК РФ, установив плату 1,90 руб. за содержание информационных систем. Данной услуги в договоре нет, следовательно, она не может быть оценена. Предложений по изменению договора и перечня услуг с включением услуги содержание информационных систем и их утверждение на собрании не было (договор ДД.ММ.ГГГГ г.).

В соответствии с Постановлением Правительства от 13 августа 2006 г. № 491 (п. 17), собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Вышедшее решение Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области от 28.04.2015 г. в части собственников помещений, находящихся под управлением управляющей компании – незаконно, так как противоречит п. 7 ст. 156 ЖК РФ, в соответствии с которым, размер платы за содержание и ремонт общего имущества определяется на общем собрании собственников помещений и подп. 2 п. 3 ст. 162 ЖК РФ. Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядок изменения такого перечня и договора управления МКД от 01.02.2014 г., данная услуга отсутствует в перечне услуг.

Отсутствует информация об услуге «содержание информационных систем», которая должна быть указана согласно Постановлению Правительства от 23 сентября 2010 года № 831 п. 13, то есть, описание содержания каждой работы (услуги) и стоимость каждой работы и услуги в расчете на единицу времени.

Также незаконно введена ОГУП «Тамбовтеплоэнергоресурс» комиссия в размере 1% за принятие денежных средств за коммунальные услуги, без утверждения на общем собрании собственников помещений и без согласования (в нарушение п. 7 ст. 156 ЖК РФ).

Решением Первомайского поселкового Совета народных депутатов № 501 от 28 апреля 2015 года нарушается положения, установленные Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 года № 290 (п. 2 раздел о Минимальном перечне), в котором указано: установить, что перечень и Правила, утвержденные настоящим Постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества.

Увеличение размера платы за содержание и ремонт общего имущества нарушают это правило, а также п. 1 ст. 450 ГК РФ, в соответствии с которым изменение договора в одностороннем порядке не допускается.

На основании вышеизложенного, просит обязать Первомайский поселковый Совет народных депутатов отменить свое решение № 501 от 28.04.2015 г. в части определения размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, собственники которого состоят в договорных отношениях с управляющей компанией.

В заявлении Игошиной В.В. заявитель указала, что она является собственником 1/3 части квартиры, расположенной по адресу: р.<адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ собственники МКД, в том числе и она, заключили договор управления многоквартирным домом с ООО «Гарант Стройсервис».

Согласно ст. 1.1 указанного договора управляющая компания ООО «Гарант Стройсервис» обязалась оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества МКД и предоставлять коммунальные услуги.

Согласно ст. 3.2 договора управления размер платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества в МКД определяется на общем собрании Собственников помещений с учетом предложений Управляющей компании, и размер оплаты был утвержден в сумме 6,60 руб. за кв. м.

Статьей 3.2.1 договора управления были приняты условия изменения размера платы за услугу содержание и ремонт жилья.

В марте 2015 года по инициативе управляющей компании ООО «Гарант Стройсервис» в доме, в котором она проживает, было проведено собрание собственников о включении в тариф услуги «содержание и ремонт жилья» дополнительно затрат на услуги ОГУП «Тамбовтеплоэнергоресурс» в сумме 2,53 руб. за кв. м, в том числе 1,90 руб. за кв.м. на «информационное содержание». Согласно протоколу общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ собственники МКД, расположенного по адресу: р.<адрес> проголосовали «против». Такие протоколы в управляющие компании были предоставлены и собственниками других многоквартирных домов поселка.

20.04.2015 г. глава администрации Первомайского поссовета Отрубянников пригласил представителей собственников МКД поселка на совещание. На совещание присутствовали собственники других МКД в количестве около 15 человек, где были высказаны причины отказа в увеличении размера платы за услугу ОГУП «Тамбовтеплоэнергоресурс» «информационное содержание». Раннее за данную услугу управляющая компания оплачивала 5% из тарифа «содержание и ремонт жилья» и МУП «Первомайское» из тарифа за услугу «вывоз мусора» оплачивало 5,5%, что составляло в целом 0,40 руб. за кв.м.

Собственники проголосовали против, потому что ОГУП «ТТЭР» не предоставило им перечень работ услуги «информационное содержание», условия их оказания и выполнения, а также не предоставило экономически обоснованный расчет стоимости указанной услуги. Большинство потребителей жилищной услуги вообще не поняли, что такое «информационное содержание». В связи с этим, они просили главу администрации поссовета Отрубянникова обратиться в ОГУП «Тамбовтеплоэнергоресурс», чтобы им предоставили такой расчет.

Дополнительно 29.04.2015 г. в адрес главы администрации поссовета и директора управляющей компании ООО «Гарант Стройсервис» было направлено обращение. Она просила в письменной форме, чтобы им предоставили расчет тарифа по Первомайскому филиалу ОГУП «ТТЭР» и дали ответ на другие вопросы. Директор ООО «Гарант Стройсервис» до настоящего времени ответ не предоставил. Глава администрации поссовета в устной форме ответил, что ее обращение направлено в ОГУП «ТТЭР». ОГУП «ТТЭР» дав ответ на ее обращение, не указало ни одной цифры по расчету тарифа «информационное содержание». Депутаты поссовета при рассмотрении уменьшили тариф на 0,63 руб. за кв. м, так как ОГУП «ТТЭР» пытался дважды включить плату за прием платежей в сумме 0,63 руб. кв.м: в тариф на услугу «информационное содержание» и 1% потребители оплачивают с начисленной суммы по единому платежному документу (кроме газоснабжения) при приеме платежей по чеку. В связи с этим, услуга «информационное содержание» стала стоить 1,90 руб. за кв. м.

Несмотря на просьбы жителей МКД, а также на протоколы общих собраний собственников жилых помещений, Первомайский поселковый Совет народных депутатов принимает решение от 28.04.2015 № 501 «О размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД на 2015 год», которое является незаконным, необоснованным и подлежит отмене по следующим основаниям.

Поссовет игнорирует п. 7 ст. 156 ЖК РФ, а также п. 17 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, согласно которым установлено, что собственники жилых помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень работ, услуг по содержанию и ремонту жилья, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

В решении поссовета конкретно не указана ни одна статья ЖК РФ, на основании которых принято решение. Ссылка на ч. 4 ст. 158 ЖК РФ не имеет места, так как собственники многоквартирных домов с 2008 года заключили договоры с управляющими компаниями ОАО УК «Тамбовский коммунальный стандарт», ООО «Гарант Стройсервис» на управление домами, определили стоимость услуги «содержание и ремонт жилья» и условия изменения ее стоимости.

Размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для собственников жилых помещений может устанавливаться органом местного самоуправления только в двух случаях, согласно п. 34, п. 36 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, когда собственники приняли непосредственное управление домом.

В данном случае это не имеет место, так как управление МКД с 2008 года осуществляют управляющие компании ОАО УК «Тамбовский коммунальный стандарт» и ООО «Гарант Стройсервис», с которыми собственники заключили договоры управления. Способ управление домом «непосредственное управление» (ст. 164 ЖК РФ) к ним не имеет никакого отношения.

Руководствуясь письмом Департамента ЖКХ Минрегионразвития от 05.03.2009 г. № 6093-АД/14, также ясно, что орган местного самоуправления – Первомайский поселковый Совет народных депутатов в данном случае не имеет права устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилья.

Согласно ЖК РФ необходимо учитывать, что при управлении МКД управляющей организацией установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения является существенным условием договора управления (п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ). В случае несогласования условий о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в договоре управления такой договор в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ считается незаключенным. В данном случае договор управления заключен, поэтому поселковый Совет народных депутатов не мог применить ч. 4 ст. 158 ЖК РФ при способе управления МКД управляющей организацией.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 г. ФЗ «О защите конкуренции» органу местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранении конкуренции.

Несмотря на это, без объявления конкурса на выбор организации по оказанию расчетно-кассовых операций при оплате за жилищно-коммунальные услуги, Первомайский поселковый Совет народных депутатов принимает решение (акт) от 28.04.2015 г. № 501 «О размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД на 2015 год».

Указанное решение не было опубликовано в местной газете «Вестник». Его опубликовали в специальном выпуске № 8 для поселкового Совета, чтение которого для большинства граждан не доступно.

Администрация Первомайского района своим письмом от 17.06.2015 г. № 01-01-36/2008 рекомендовала Первомайскому поселковому Совету народных депутатов (Буцких) вернуться к рассмотрению вопроса об установлении размера платы за услугу «содержание и ремонт жилья», но поссовет не принял данное письмо к сведению.

Начиная с 20.04.2015 г. Игошина В.В. неоднократно обращалась в администрацию поссовета, поселковый Совет народных депутатов с просьбой предоставить экономически обоснованный расчет на стоимость услуги «информационное содержание» и ей письмом от 29.06.2015 г. № 711/02-15 были предоставлены пояснительные записки ОГУП «Тамбовтеплоэнергоресурс», без экономически обоснованного расчета стоимости услуги.

Во исполнение указанного решения по единому платежному документу за июнь 2015 года, начиная с 06.05.2015 г. с потребителей жилищных услуг дополнительно стали взимать плату за услугу «содержание и ремонт жилья» в размере 1,90 руб. за кв. м.

Руководствуясь письмом администрации Тамбовской области от 01.08.2014 г. № 15-02/1456 стоимость услуги «информационное содержание» составляет 2,21 руб. за кв. м. в месяц. Учитывая оплату за услугу «информационное содержание» по Первомайскому филиалу ОГУП «ТТЭР» от управляющих компаний – ООО «ГанантСтройсервис», ОАО УК «Тамбовский коммунальный стандарт» - 1,90 руб. за кв. м, ресурсоснабжающих организаций: ООО «Теплоресурс» 0 0,31 руб. за кв. м, ООО Газпром Межрегионгаз Тамбов» 0,46 руб. за кв. м, а также 1% (комиссия), который оплачивают потребители с начисленной суммы по единому платежному документу (кроме газоснабжения) – 0,63 руб. за кв. м. В июне 2015 года стоимость указанной услуги по Первомайскому филиалу ОГУП «ТТЭР» составила не менее 2,21 руб. за кв. м, а 3,3 руб. за кв. м. ОГУП «ТТЭР» также получил доход от частного сектора.

Кроме того, ранее заложенные тарифы на услугу «информационное содержание» в тарифах «содержание и ремонт жилья в размере 5% и в тарифе «вывоз мусора», которое осуществляет МУП «Первомайское» в размере 5,5%, без согласия собственников остались в управляющих компаниях и в МУП «Первомайское», то есть 0,40 руб. за кв. м.

Своими противозаконными действиями Первомайский поселковый Совет народных депутатов нарушил ее конституционные права как гражданина РФ, причинил материальный и моральный вред не только ей, но и всем потребителям жилищных услуг р.п. Первомайский. На основании вышеизложенного, просит признать решение Первомайского поселкового Совета народных депутатов Тамбовской области от 28.04.2015 г. № 501 «О размере платы за содержание и ремонт жилья на 2015 год» недействительным.

Заинтересованным лицом ОГУП «ТТЭР» на заявления заявителей в судебное заседание представлен отзыв, в котором представитель ОГУП «ТТЭР» указал, что во исполнение взятых на себя обязательств по договору № 19-П от 28.04.2011 г. на выполнение информационно вычислительных работ и расчетно-кассового обслуживания, заключенного между ООО «Гарант Стройсервис» (в управлении которого находится <адрес>) и ОГУП «ТТЭР», последний по поручению заказчика (ООО «Гарант Стройсервис») осуществляет начисление, перерасчеты, учет платежей населения, проживающего в домах, находящихся в управлении заказчика, за жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, ОГУП «ТТЭР» по отношению к ООО «Гарант Стройсервис» является платежным агентом, деятельность которого регламентируется федеральным законом от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых «платежными агентами». При этом необходимо отметить, что право ООО «ГарантСтройсервис» воспользоваться услугами платежного агента предусмотрено п. 15 ст. 155 ЖК РФ. До 2014 года расходы по приему платежей включались в тарифы ресурсоснабжающих организаций. Однако с 2014 года, в соответствии с п. 21 приказа Минрегиона РФ от 15.02.2011 г. № 47 «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» расходы на оплату услуг банков и иных организаций по приему платежей были исключены из финансовых потребностей регулируемых организацией. В связи с этим, указанные расходы в 2014 году Комитетом по регулированию тарифов Тамбовской области не были включены в затраты ресурсоснабжающих организаций. ОГУП «ТТЭР было вынуждено ввести комиссионный сбор при приеме платежей. Целью введения платы за прием платежей было не получение дополнительной прибыли, а компенсация выпадающих доходов, которые образовались в связи с исключением данных затрат из тарифов ресурсоснабжающих организаций. Учитывая социальную значимость введения платы за прием платежей, а также, с целью уменьшения обременения плательщиков жилищно-коммунальных услуг, по сравнению с другими платежными субагентами (почтовой и кредитными учреждениями), предприятием было принято решение об установлении минимальной платы в размере 1%, но не менее 20 руб. Вместе с тем, ОГУП «Тамбовтеплоэнергоресурс» со своей стороны предприняло меры к расширению возможностей плательщиков для оплаты жилищно-коммунальных услуг, путем заключения договоров с платежными субагентами (Почта России) и кредитными учреждениями (ООО «Сбербанк России»). При этом, необходимо отметить, что плательщики вправе оплату произвести с использованием иного современного способа оплаты (например «Сбербанк онлайн») либо выбрать платежного субагента с наименьшим размером комиссии. При указанных обстоятельствах, вывод истца о том, что взимание комиссионного сбора нарушает п. 7 ст. 156 ЖК РФ является необоснованным, поскольку данный пункт регламентирует порядок определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, а нормы Федерального закона № 103-ФЗ регулируют отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящихся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ (п.1 ст. 1). Пунктом 2 ст. 3 ФЗ № 103-ФЗ предусмотрено, что платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком. Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная форма, может быть совершена устно (ст. 159 ГК РФ). Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку (п. 2 ст. 158 ГК РФ), то есть путем совершения конклюдентных действий (п. 3 ст. 438 ГК РФ). На практике такое соглашение состоит в проведении расчетов через платежного агента как акцепт оферты о размере вознаграждения, направленной плательщику путем размещения информации о размере вознаграждения в месте приема платежей. Выбор места оплаты остается за плательщиком любым удобным для него способом, поэтому вывод истца о том, что размер вознаграждения за прием платежей должен быть утвержден на общем собрании собственников, также не соответствует нормам действующего законодательства. Считает, что решение Первомайского поссовета народных депутатов от 28.04.2015 г. № 501, принято в пределах компетенции органа местного самоуправления и не нарушает прав собственников жилых помещений, проживающих в домах, находящихся в управлении управляющих организаций и принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В судебном заседании заявитель Зайцев И.Г. просил отменить решение Первомайского поссовета, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении.

Заявитель Игошина В.В. заявленные требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении, пояснив, что Первомайский поселковый Совет народных депутатов в рассматриваемом случае не имеет оснований ссылаться на ст. 17 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», так как ст. 17 определяет полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в частности - установление тарифов для муниципальных предприятий и учреждений. О жилищной услуге «содержание и ремонт жилья» для собственников жилых помещений в указанной статье нет ни единого слова, услуга «содержание и ремонт жилья» является жилищной услугой, но не коммунальной. На момент утверждения тарифа на жилищную услугу в администрации поссовета также отсутствовало Положение о порядке утверждения тарифов. Руководствуясь п. 3 ст. 39 ЖК РФ следует, что правила содержания общего имущества в МКД устанавливаются Правительством РФ, но не органом местного самоуправления. В связи с тем, что на общее собрание собственников управляющей компанией не был предоставлен Перечень работ услуги «информационное содержание», экономически обоснованный расчет стоимости услуги, поэтому собственники проголосовали «против». Начиная с 20.04.2015 года по настоящее время, она обращалась во все вышестоящие органы и просила помочь разобраться с проблемой, возникшей в результате противозаконных действий ОГУП «Тамботеплоэнергоресурс» и поселкового Совета народных депутатов, и не получала надлежащих ответы от таких организаций как: ОГУП «Тамбовтеплоэнергоресурс», управляющей компании ООО «ГарантСтройсервис», администрации <адрес>, администрации первомайского Совета народных депутатов, поселкового Совета народных депутатов, прокуратуры <адрес>, врио губернатора <адрес> – ответ Управления ТЭК и ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ ошибочно отправлен ФИО6. Размер оплаты за услугу «информационное содержание» должен быть определен согласно экономически обоснованного расчета, перечня работ, которые на момент проведения общих собраний собственников и на момент утверждения поселковым Советом отсутствовали. Ими были игнорированы п.1,11, п. 4.1.3 Методических рекомендаций по расчету и сбору платежей населения за ЖКУ от ДД.ММ.ГГГГ Проведенная процедура была заранее спланирована ОГУП «ТТЭР», администрацией поссовета и поселковым Советом народных депутатов, с целью увеличить размер услуги «информационное содержание» в 4 раза. Получается, что до ДД.ММ.ГГГГ услугу называли «кассовое обслуживание», после ДД.ММ.ГГГГ ее назвали «информационное содержание», на следующий год ее могут назвать по-другому, соответственно и стоимость ее будет опять изменяться.

Представитель администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области Бондарь А.Н. просил в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что решение Первомайского поселкового Совета народных депутатов от 28.04.2015 г. № 501 «О размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме на 2015 год» принято в пределах компетенции органа местного самоуправления и не нарушает прав собственников жилых помещений, проживающих в домах, находящихся в управлении управляющих организаций и принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. В рамках действующего законодательства вопрос увеличения тарифа на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома выносился на общее собрание жильцов <адрес> в подтверждении чего свидетельствует Протокол общего собрания собственников помещений по утверждению тарифа на содержание и текущий ремонт многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, время проведения собрания 18 часов 00 минут. Согласно указанному протоколу жильцы в графе о включении в тариф «Содержание и текущий ремонт жилья» «Затраты на услуги ОГУП в сумме 2,53 руб. с 1 кв. м, в том числе 1,90 содержание информационных систем и 0,63 руб. плата за прием платежей», единогласно проголосовали против. Статья 154 ЖК РФ предусматривает, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Часть 4 статьи 158 ЖК РФ регламентирует то обстоятельство, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Согласно ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают соответствующими полномочиями по установлению надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Из вышеизложенного следует, что оспариваемое решение принято в рамках компетенции органа местного самоуправления с соблюдением всех предъявляемых к такому решению требований действующего законодательства. На основании вышеизложенного, просит в удовлетворении требований Зайцева И.Е. и Игошиной В.В. отказать.

Представитель ООО «Гарант Стройсервис», ОГУП «Тамбовтеплоэнергоресурс» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Помощник прокурора Пешехонова О.С. просила признать решение Первомайского поселкового Совета народных депутатов от 28.04.2015 г. № 501 «О размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме на 2015 год» полностью недействующим по тем основаниям, что в данном случае между собственниками многоквартирных домов и Управляющей компанией ООО «Гарант Стройсервис» заключены договора управления многоквартирными домами, то есть существуют договорные отношения между собственниками многоквартирных домов и управляющей компанией ООО «Гарант Стройсервис».

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает требования заявителей Игошиной В.В. и Зайцева И.Е. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

В оспариваемом решении Первомайского поселкового Совета народных депутатов от 28.04.2015 г. № 501 «О размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме на 2015 год» указано, что рассмотрев представленный главой Первомайского поссовета проект решения «О размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме на 2015 год», в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», материалами предоставленными управляющими компаниями, руководствуясь ст.ст. 26, 40 Устава Первомайского поссовета, Первомайский поселковый Совет народных депутатов, решил:

1. Установить на 2015 год размер платы за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирных домов и жилых помещений муниципального жилищного фонда (за 1 кв. м общей площади жилого помещения) согласно приложению к настоящему решению для:

нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда за исключением, установленным п. 2 настоящего решения;

собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших на их общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, за исключением, установленным п. 2 настоящего решения.

2. настоящее решение не распространяется на граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, а также собственников помещений, которые на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Собственникам помещений, выбравшим на общем собрании способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не принявшим решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в соответствии с п. 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491.

3. Рекомендовать руководителям управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов рекомендовано активизировать работу по взысканию дебиторской задолженности за содержание и ремонт жилого помещения с собственников жилых помещений многоквартирных домов.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджету, экономике, социальным вопросам и налогообложению (О.Б. Ребрина).

5. Настоящее Решение подлежит опубликованию (обнародованию) в районной газете «Вестник», размещению на официальном сайте администрации Первомайского района, вклада Первомайский поссовет.

6. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).

Обжалуемое решение опубликовано в специальном выпуске № 8 газеты «Вестник» для поселкового Совета.

В соответствии с п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

В соответствии с п. 36 Правил, в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно п. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

В соответствии с п. 17 Правил, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Заявителями Игошиной В.В. и Зайцевым И.Е. представлены договоры управления многоквартирными домами: Договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> (от ДД.ММ.ГГГГ г.), заключенный между Управляющей компанией ООО «Гарант Стройсервис» и собственниками жилого помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> (от ДД.ММ.ГГГГ г.), заключенный между Управляющей компанией ООО «Гарант Стройсервис» и собственниками жилого помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Таким образом, указанные договоры свидетельствуют о том, что управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес> осуществляется непосредственно управляющей компанией ООО «Гарант Стройсервис» на основании ст. 162 ЖК РФ.

Согласно ч.3 ст. 162 ЖК РФ В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Все необходимые условия, приведенные данной нормой закона закреплены в договоре управления многоквартирного дома р.<адрес>, в связи с чем, положения п. 3 ст. 156 ЖК РФ, согласно которого установлено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства к собственникам указанных домов. Относительно же собственников жилых помещений, заключивших договоры управления многоквартирного дома с управляющей компанией к ним не применимы, а в данном случае должны применяться нормы закона закрепленные в ст. 162 ЖК РФ (регулирующие отношения между собственниками жилых помещений и управляющей компанией).

В связи с этим приведенные выше основания являются основанием для признания решения Первомайского поселкового Совета народных депутатов от 28.04.2015 г. № 501 «О размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме» недействующим, со дня его принятия, поскольку противоречат ч.7 ст. 156 ЖК РФ и п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491) имеющими по отношению к нему большую юридическую силу.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, ст. 253 ГПК РФ, суд,

решил:

Требования Зайцева И.Е. и Игошиной В.В. о признании недействительным решения Первомайского поселкового Совета народных депутатов № 501 от 28 апреля 2015 года «О размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме на 2015 год» удовлетворить.

Признать недействующим полностью решение Первомайского поселкового Совета народных депутатов № 501 от 28 апреля 2015 года «О размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме на 2015 год» со дня его принятия, то есть с 28 апреля 2015 года.

В течение десяти дней после вступления решения в законную силу обязать Первомайский поселковый Совет народных депутатов опубликовать сообщение о решении суда в официальном источнике Первомайского района Тамбовкой области районной газете «Вестник».

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                    Д.В. Сысоев

Решение в окончательной форме составлено 21 августа 2015 года.

2-353/2015 ~ М-330/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зайцев Иван Егорович
Другие
администрация Первомайского поссовета
ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс"
ООО "Гарант Стройсервис"
Суд
Первомайский районный суд Тамбовской области
Судья
Сысоев Дмитрий Викторович
Дело на странице суда
pervomaisky--tmb.sudrf.ru
23.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.07.2015Передача материалов судье
27.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2015Подготовка дела (собеседование)
29.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2015Судебное заседание
31.07.2015Судебное заседание
03.08.2015Судебное заседание
10.08.2015Судебное заседание
17.08.2015Судебное заседание
21.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2016Дело оформлено
15.01.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее