Дело № 5-63/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Краснослободск 14 июня 2017 г.
Судья Краснослободского районного суда Республики Мордовия Федосейкина Е. В.,
при секретаре Ведищевой Л. П.,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Акционерного общества «Мордовавтодор» Быковой М. В., действующей на основании доверенности № 37 от 29 мая 2017 г., Поземнова А. А.ча, действующего на основании доверенности № 21 от 09 марта 2017г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Мордовавтодор», ОГРН 1101320001820, ИНН 1326215613 место нахождения: 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, дом 50,
установил:
30 апреля 2017 г. по адресу: Республика Мордовия, г. Краснослободск, Комсомольская площадь, дом 24, определением 13 ОВ № 013241 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ММО МВД России «Краснослободский» У*** в отношении Акционерного общества «Мордовавтодор» (далее АО «Мордовавтодор») возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решено провести административное расследование.
В определении указано, что 30 апреля 2017 г. в 13 час. 00 мин. на км 72+420 автодороге «Подъезд к г. Саранску от автодороги «Урал» в ходе осмотра места ДТП выявлены недостатки в состоянии улично-дорожной сети: отсутствие, плохая различимость горизонтальной дорожной разметки 1.5 (осевая линия) и 1.2 (сплошная линия) в нарушение ГОСТ Р 52289-2004 и проекта организации дорожного движения.
16 мая 2017 г. государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ММО МВД России «Краснослободский» У*** в присутствии представителя Акционерного общества «Мордовавтодор» главного инженера Поземного А.А. составлен акт контрольного обследования содержания дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
Актом зафиксировано, что на участке км 72+420 автодороги «Подъезд к г. Саранску от автодороги «Урал» выявлены недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: (горизонтальная дорожная разметка 1.5 (осевая линия) и 1.2 (сплошная линия) нанесены в соответствии с проектом организации дорожного движения и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
23 мая 2017 г. государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ММО МВД России «Краснослободский» У*** в отношении Акционерного общества «Мордовавтодор» составлен протокол 13 АЮ № 001119 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При составлении вышеуказанного протокола представитель Акционерного общества «Мордовавтодор» - начальник ПТО Акционерного общества «Мордовавтодор» Р*** присутствовал, и согласно его объяснений с протоколом не согласен в виду того, что восстановление разметки проводится в соответствии с действующей технологией. При наступлении благоприятной устойчивой температуры окружающего воздуха.
Копия протокола получена представителем Акционерного общества «Мордовавтодор» - начальником ПТО Акционерного общества «Мордовавтодор» Р*** 23 мая 2017 г.
В судебном заседании представители АО «Мордовавтодор» Быкова М.В.,Поземного А.А. вину в совершении административного правонарушения не признали, выразили свою позицию в представленных суду письменных возражениях.
Суд, выслушав объяснения представителе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, приходит к выводу о виновности АО «Мордовавтодор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В частности, содержание автомобильных дорог должно осуществляться лицами, ответственными за состояние дорог, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. № 120-ст.
Так, в соответствии с требованиями указанного технического регламента в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств. Вне населенных пунктов горизонтальную разметку применяют на дорогах с проезжей частью шириной не менее 6 м. при интенсивности движения 1000 авт./сут. и более. Разметку допускается применять и на других дорогах, когда это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004).
В пункте 6.2.3 ГОСТ Р 52289-2004 содержится перечень случаев применения горизонтальной разметки. Цели применения горизонтальной разметки 1.2 и 1.5 указаны в пункте 6.2.4 и 6.2.7 вышеуказанного ГОСТ соответственно.
Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В пункте 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, установлена обязанность должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда использование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с главой 4 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221, дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии), дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м.) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами (пункты 4.2.2. и 4.2.3.).
Статья 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Материалами дела подтверждается и представителями АО «Мордовавтодор» не оспаривается, что по состоянию на 30 апреля 2017г., на основании государственного контракта № 277/12 от 06 ноября 2012г., с учетом дополнительного соглашения № 2 от 10 марта 2016 г., заключенного между заказчиком ФКУ «Упрдор Москва-Нижний Новгород» и АО «Мордовавтодор» выполняет работы по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в том числе, как усматривается из ответа на запрос АО «Мордовавтодор» от 16 мая 2017 г. № 513, работы по нанесению горизонтальной разметки в период с 20 апреля 2013-2018 гг. по 20 июня 2013 -2018 гг.
Автомобильная дорога «Подъезд к г.Саранск от автодороги М-5 «Урал» км 0+000 - км 185+000 включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный постановлением правительства Российской федерации от 17 ноября 2010 г. № 928.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 указанного федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В свою очередь содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 того же федерального закона).
Исходя из пункта 7 статьи 3 федерального закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 216 Гражданского кодекса Российской Федерации к вещному праву относятся также право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
Таким образом, поддержание надлежащего технического состояния автомобильной дороги Подъезд к г. Саранск от автодороги М-5 «Урал» км 0+000 - км 185+000, оценка ее технического состояния, а также организация и обеспечение безопасности дорожного движения в границах указанной дороги является обязанностью АО «Мордовавтодор».
В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 1.5Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В качестве доказательства совершения юридическим лицом административного правонарушения в протоколе 13 АЮ № 001119 указан материал проверки.
Факт отсутствия горизонтальной дорожной разметки 1.5, плохая различимость горизонтальной дорожной разметки 1.2 в нарушение ГОСТ Р 52289-200 на участке автомобильной дороги «Подъезд к г. Саранск от автодороги М-5 «Урал» км 72+420 по состоянию на 30 апреля 2017 г. подтверждается актом обследования, составленного в 13 час. 00 мин. от 30 апреля 2017 г., фототаблицей.
Как усматривается из материалов дела, госинпектором ДН ОМБДД ММО МВД России «Краснослободский» У***, в соответствии с Методическими рекомендациями по определению износа горизонтальной дорожной разметки по площади, утвержденными распоряжением Минтранса РФ от 19 ноября 2003 г. № ОС-1017-р, при определении износа горизонтальной дорожной разметки на участке автомобильной дороги «Подъезд к г. Саранск от автодороги М-5 «Урал» км 72+420 по состоянию на 30 апреля 2017 г., применен инструментальный метод, то есть с применением цифрового фотоаппарата, приложены фототаблицы №№ 1,2,3, указано, что фотосъемка производилась фотоаппаратом СanonIXUS 155.
Согласно акту контрольного обследования, составленного в 16 час. 45 мин. 19 мая 2017 г. государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ММО МВД России «Краснослободский» У*** с участием главного инженера Акционерного общества «Мордовавтодор» Поземного А.А. установлено, что горизонтальная дорожная разметка 1.5 (осевая линия) и 1.2 (сплошная линия) нанесены в соответствии с проектом организации дорожного движения и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Вместе с тем, по мнению суда, доводы представителей АО «Мордовавтодор» об устранении выявленных нарушений на момент составление протокола об административном правонарушении не является основанием для освобождения от ответственности, поскольку на момент проверки 30 апреля 2017 г. нарушение имело место. Суд расценивает устранение нарушения после его выявления как смягчающее обстоятельство.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 272 утвержден Свод правил СП 78.13330.2012 «СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги». Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365 разделы СП 78.13330.2012 «СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», кроме разделов 1, 4 (пункт 4.2), 6 (пункт 6.6), 12 (пункт 12.5.3) включены в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Пунктом 15.10 указанного свода правил предусмотрено, что горизонтальную разметку следует выполнять только на подметенной, промытой и сухой поверхности покрытия при температуре не ниже 15°С - нитрокрасками и не ниже 10°С - при относительной влажности воздуха не более 85% - термопластическими материалами.
При температуре поверхности покрытия ниже 10°С разметку термопластическими материалами допускается выполнять при условии предварительного разогрева покрытия горелками инфракрасного излучения до температуры не ниже 15°С.
Аналогичное положение содержится и в пункте 13.8 Строительных норм и правил СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» (утв. постановлением Госстроя СССР от 20 августа 1985 г. N 133).
Кроме того, как усматривается из представленной суду представителем АО «Мордовавтодор» справки ЦГМС-филиал ФГБУ «Верхнее-Волжское УГМС» от 01 июня 2017г. № 98/1-04-175 по состоянию на 27 апреля 2017 г. погодные условия позволяли нанести горизонтальную разметку на указанном участке автомобильной дороги.
При таких обстоятельствах, в связи с возможностью нанесения разметки термопластическими материалами и при температуре поверхности покрытия ниже 10°С, довод представителя лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, о невозможности выполнения разметки до мая месяца 2017 года, в том числе из-за низких температур и наледи, подлежит отклонению.
Исходя из вышеизложенного, установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что АО «Мордовавтодор» не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, в соответствии со статьи 28.2 КоАП Российской Федерации, в пределах установленного статьей 4.5 КоАП Российской Федерации срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Часть первая статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для юридических лиц административное наказание в виде административного штрафа от двухсот до трехсот тысяч рублей.
Судом учитывается установленное по делу смягчающее обстоятельство. Отягчающих обстоятельств по делу, судом не установлено.
Статьей 3.2 КоАП Российской Федерации при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, при этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом характера административного правонарушения, обстоятельств его совершения, учитывая правовой статус государственного казенного учреждения Республики Мордовия, предусматривающий его финансирование исключительно за счет средств бюджета Республики Мордовия, оценивая сведения о дебиторской и кредиторской задолженности данного учреждения, имеются основания полагать, что достижение установленных статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целей административного наказания возможно путем назначения АО «Мордовавтодор» административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей, то есть в размере половины минимального размера, предусмотренного санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.1, 29.1 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснослободского районного суда Республики Мордовия
постановил:
признать акционерное общество «Мордовавтодор» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: р/с 40101810900000010002 ГРКЦ НБ Республики Мордовия Банка России г.Саранск, ОКТМО 89634000, БИК 048952001, ИНН 1326136577, КПП 132601001, КБК 18811630030016000140, получатель УФК по Республике Мордовия (МВД по Республике Мордовия), УИН 18810313170030001568.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
На постановление может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия или непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.В. Федосейкина