Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2-231/2016 ~ М-227/2016 от 23.05.2016

дело №2-231/2016

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об оставлении заявления без рассмотрения

24 июня 2016 года                                            село Богатое

Судья Богатовского районного суда Самарской области Бугаева В.Н., при секретаре Купаеве А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента ветеринарии Самарской области поданного в интересах неопределенного круга лиц к ИП Главе КФХ Бербец В.В. о понуждении ответчика к устранению ветеринарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент ветеринарии Самарской области обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ИП Главе КФХ Бербец В.В. о понуждении ответчика к устранению ветеринарного законодательства, а именно организовать и под контролем специалистов государственной ветеринарной службы               Самарской области провести убой всего поголовья овец содержащегося на территории фермы ИП Главы КФХ Бербец В.В. в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства и приказом департамента ветеринарии Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ . По основанию, что 02.02.2015 года на территории фермы ИП Глава КФХ Бербец В.В. было установлено заболевание мелкого рогатого скота инфекционным эпидидимитом баранов. Добровольно ИП Глава КФХ Бербец В.В., поголовье мелкого рогатого скота (поголовье овец 579 штук) не ликвидировал. В нарушение ветеринарных правил осуществляется выпас неблагополучного по инфекционному эпидидимиту баранов стада и продажа молодняка населению живым весом, что способствует распространению данного заболевания на пастбищах <адрес>. Не выполнение ветеринарного законодательства и требований государственной ветеринарной службы Самарской области со стороны ИП Главы КФХ Бербеца В.В., может привести к распространению инфекционного эпидидимита баранов как на территории Богатовского района так и на территории Самарской области в целом.

В судебном заседании представитель Департамента ветеринарии Самарской области поддержал исковые требования по основаниям изложенным в исковом заявлении. Считает, доводы стороны ответчика, что Департамент ветеринарии не уполномочен на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц не обоснованными. Являются органом исполнительной власти и в силу Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются: реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных болезней животных. Таким, образом действуют в пределах своей компетенции в рамках федерального закона «О ветеринарии». При обращении в Самарскую областную прокуратуру, было разъяснено, что являясь органом исполнительной власти, уполномочены самостоятельно обращаться в суд.

В судебном заседании представитель ответчика Самородов Я.Н. исковые требования не признал, по основаниям изложенным в письменном отзыве и объяснениях, пояснил, что Департамент ветеринарии Самарской области не уполномочен в силу ст.46 ГПК РФ обращаться с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, так как законом данное право Департаментом ветеринарии Самарской области не предоставлено, в то же время считает, что судом должно быть по делу вынесено решение по существу спора.

В судебном заседании представитель ГУП Самарской области «Самарский центр развития животноводства «Велес», привлеченного в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, пояснил, что решение по делу оставляют на усмотрение суда.

Согласно ст.46 ч.1 ГПК Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 4 ГПК Российской Федерации гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав и свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обязательными условиями возбуждения дела государственным органом в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц являются следующие: указание закона, наличие просьбы заинтересованного лица (субъекта спорного материального правоотношения), в защиту прав предъявляется иск истцом в процессуальном смысле, который занимает положение процессуального истца.

В тех случаях, когда закон возлагает на органы государственного управления специальную обязанность, они участвуют в процессе в качестве процессуальных истцов.

Право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц может быть установлено только федеральным законом. Закон субъекта Российской Федерации не относится к нормативным правовым актам, регулирующим порядок гражданского судопроизводства, и поэтому не может предоставить право.

В силу абзацев первого и второго статьи 2 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 (ред. от 13.07.2015) «О ветеринарии» ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, субъектов Российской Федерации.

Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности (далее - федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора), и подведомственные ему территориальные органы и организации, а также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии и подведомственные им учреждения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и аттестованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, специалисты в области ветеринарии в пределах своей компетенции (далее - аттестованные специалисты).

Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, утверждаются по отдельным болезням животных. (ст.2.2 Закона Российской Федерации «О ветеринарии»)

К полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся: участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью; контроль деятельности специалистов в области ветеринарии; решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) (далее - органы государственного ветеринарного надзора) в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением государственного ветеринарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ст.8 Закона Российской Федерации «О ветеринарии»)

Федеральный государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований.

Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» Должностные лица органов государственного ветеринарного надзора, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ветеринарии, посещать и обследовать организации в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил; предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований; устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства; вносить предложения в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации: о создании в установленном законодательством Российской Федерации порядке чрезвычайных противоэпизоотических комиссий; о введении на отдельных территориях Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных болезней животных; принимать решения о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям; привлекать в установленном порядке к ответственности должностных лиц организаций и граждан за нарушение законодательства Российской Федерации о ветеринарии в соответствии с настоящим Законом.

Согласно ст. 23 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» Должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской Федерации.

Согласно Постановления Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственном ветеринарном надзоре») Федеральный государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований в области ветеринарии, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных органов и лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора, пользуются правами, установленными статьей 9 Закона Российской Федерации «О ветеринарии», соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в Федеральном законе «О ветеринарии», отсутствует прямое указание на способ правовой защиты, как право на обращение в суд с требованием о понуждении к исполнению обязательства, предусмотренного этим законом, если этого требуют интересы неопределенного круга лиц.

Абзацем 4 статьи 222 ГПК Российской Федерации установлено, что суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.

В силу выше приведенных норм исковое заявление Департамента ветеринарии Самарской области подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку Департамент ветеринарии Самарской области не имеет полномочий на предъявление требований в интересах неопределенного круга лиц, в порядке предусмотрено ч.1 ст.46 ГПК Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.222 - 225 ГПК Российской Федерации,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Исковое заявление Департамента ветеринарии Самарской области поданное в интересах неопределенного круга лиц к ИП Главе КФХ Бербец В.В. о понуждении ответчика к устранению ветеринарного законодательства, оставить без рассмотрения.

Меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу определения суда.

На определение может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд в течение 15 дней через Богатовский районный суд Самарской области со дня вынесения.

Судья                                                                       В.Н.Бугаева

2-231/2016 ~ М-227/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
Истцы
Департамент ветеринарии Самарской области
Ответчики
Бербец В.В.
Суд
Богатовский районный суд Самарской области
Судья
Бугаева В. Н.
Дело на странице суда
bogatovsky--sam.sudrf.ru
23.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2016Передача материалов судье
23.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2016Судебное заседание
22.06.2016Судебное заседание
24.06.2016Судебное заседание
28.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2016Дело оформлено
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее