Решение принято в окончательной форме 20 ноября 2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Полевской 18 ноября 2015 года
Полевской городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Хафизова А.М., при секретаре Силиной С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <. . .> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Центр-Ойл» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Прокурор <. . .> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Центр-Ойл» о возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны, проект предельно – допустимых выбросов в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Мотивирует требования тем, что прокуратурой совместно Управлением Роспотребнадзора по <. . .> в . . . проведена проверка ООО «Центр-Ойл», расположенного в <. . .>, строение <данные изъяты>. Основным видом деятельности данного общества является производство смазочных материалов, присадок к смазочным материалам и антифризов, что относится к химическому производству. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства, обществом не разработан проект предельно – допустимых выбросов, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам, что влечет потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает охрану окружающей среды.
В судебном заседании прокурор Суетина О.В. доводы искового заявления поддержала в полном объеме.
Законный представитель ответчика – директор ООО «Центр-Ойл» Марченко В.В. в судебном заседании исковое заявление признал полностью.
Заслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Статьей 8 Федерального закона № от . . . "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона Российской Федерации № от . . . "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно пунктов 1, 2, 3 статьи 20 Федерального закона № от . . . "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от . . . № "Об охране окружающей среды" поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду, является загрязнением окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона от . . . № "Об охране окружающей среды" при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно п. 3 ст. 44 Федерального закона от . . . № "Об охране окружающей среды" в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В силу пунктов 1-3 статьи 52 Федерального закона от . . . № "Об охране окружающей среды" в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.
Согласно п. 2.1 СанПиН <данные изъяты> "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В силу п. 2.2 СанПиН <данные изъяты> ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
В соответствии с п. 3.1 <данные изъяты> проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.
Согласно п. 4.1 <данные изъяты> установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
В соответствии с п. 4.1.1 СанПиН 2.. . .-01. 2.1.6 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.
В силу п.4.2.1 <данные изъяты> при разработке предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и соседствующих, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта. Существующее загрязнение атмосферного воздуха (фоновое загрязнение) при разработке предложений по установлению предельно допустимых выбросов может учитываться расчетным путем или определяться по результатам лабораторных исследований в установленном порядке. Перечень источников выбросов соседствующих объектов, учтенных расчетным путем, и значение фоновой концентрации определяются и согласовываются в установленном порядке.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в нарушение вышеуказанных положений федерального законодательства ООО «Центр - Ойл» при производстве смазочных материалов, присадок к смазочным материалам и антифризов, использует химическое реагенты, оцениваемые законодательством как представляющие потенциальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий, однако не разработало и не утвердило в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны, проект предельно – допустимых выбросов. Данные обстоятельства подтверждаются актом о результатах проверки (л.д.8); сообщением начальника ТО Управления Роспотребнадзора по <. . .> в <. . .>, в <. . .> и в <. . .> Потапкиной Е.П. (л.д.9,10); копией постановления о назначении наказания, вынесенного . . . должностным лицом Роспотребнадзора в адрес ООО «Центр - Ойл».
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленное прокурором требование о возложении на ответчика обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны, проект предельно – допустимых выбросов в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу, является обоснованным
и подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора <. . .> удовлетворить.
Обязать ООО «Центр-Ойл», юридический адрес: <. . .>, строение <данные изъяты>, разработать и утвердить в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны, проект предельно – допустимых выбросов в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «Центр-Ойл» государственную пошлину в бюджет Полевского городского округа в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий А.М. Хафизов