Дело №2-530/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2020 года г.Чебаркуль Челябинской области
Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Тимонцева В.И.,
при секретаре Рудык А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием прокурора Зыкиной И.С., гражданское дело по иску Чебаркульского горпрокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области, администрации Шахматовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Чебаркульский горпрокурор в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области, администрации Шахматовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области о возложении на администрацию Чебаркульского муниципального района Челябинской области обязанности в срок не позднее двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления (ликвидации несанкционированной свалки), расположенной по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, южнее улицы 1-я Зеленая (кадастровый №), общей площадью 418 кв.м.; о возложении на администрацию Шахматовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области обязанности в срок не позднее одного месяца с момента финансирования организовать сбор, вывоз и утилизацию отходов производства и потребления (ликвидацию несанкционированной свалки), расположенной по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, южнее улицы 1-я Зеленая (кадастровый №), общей площадью 418 кв.м.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, южнее улицы 1-я Зеленая (кадастровый №), находится несанкционированное размещение твердых бытовых отходов площадью 418 кв.м., что оказывает негативное воздействие на окружающую среду и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. В соответствии с действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов. Между ответчиками заключено соглашение, согласно которому полномочия по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов переданы администрации сельского поселения, что не освобождает администрацию района от решения вопроса финансирования указанных мероприятий (л.д.2-5).
Прокурор Зыкина И.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по указанным в иске основаниям, суду пояснила, что до настоящего времени свалка на территории Шахматовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области не ликвидирована. Не возражала против установления более длительного срока для ликвидации свалки.
Представители ответчиков администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области, администрации Шахматовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области в суд не явились. Ответчики извещены о месте и времени судебного заседания. В направленных в суд отзывах на исковое заявление просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, против удовлетворения иска не возражали, просили установить более длительные сроки для исполнения решения суда (л.д.17, 18, 20, 22).
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Заслушав объяснения прокурора Зыкиной И.С., исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст.1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п.2 ст.21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.22).
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п.4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года №607-ст, территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.
В силу абз.4 и абз.8 ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (пп.2 п.2 ст.13 ЗК РФ).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Согласно примечанию к п.7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Статьей ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ч.4 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В судебном заседании установлено следующее.
05 ноября 2019 года Управлением Росреестра по Челябинской области проведено обследование земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, Шахматовское сельское поселение, пос.Мисяш, южнее улицы 1-я Зеленая, в результате которого установлено, что на указанном земельном участке размещена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью 418 кв.м.
Сведения о собственнике вышеназванного земельного участка в ЕГРН отсутствуют.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки Управления Росреестра по Челябинской области (л.д.7-12) справками управления по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области, администрации Шахматовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области (л.д.19, 24) и не оспариваются сторонами.
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, ответчиками в материалы дела не представлены.
05 марта 2020 года между администрацией Чебаркульского муниципального района Челябинской области, финансовым управлением администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области и администрацией Шахматовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области заключено соглашение № о передаче администрации Шахматовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области полномочий по решению вопросов местного значения по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (л.д.25-29).
Ответчиками, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, доказательств принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки суду не представлено.
Поскольку соглашением № от ---- полномочия по решению вопросов местного значения по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов за счет межбюджетных трансфертов администрацией Чебаркульского муниципального района Челябинской области переданы администрации Шахматовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области; принимая во внимание, что бездействие ответчиков по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на администрацию Чебаркульского муниципального района Челябинской области обязанности профинансировать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, Шахматовское сельское поселение, пос.Мисяш, южнее улицы 1-я Зеленая, общей площадью 418 кв.м.; а также о возложении на администрацию Шахматовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, Шахматовское сельское поселение, пос.Мисяш, южнее улицы 1-я Зеленая, общей площадью 418 кв.м.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что с учетом требований разумности, необходимо установить срок, в течение которого администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области обязана исполнить решения суда о финансировании мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки, - шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также установить срок, в течение которого администрация Шахматовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области обязана исполнить решение суда о ликвидации несанкционированной свалки, - два месяца с момента поступления денежных средств на финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чебаркульского горпрокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области, администрации Шахматовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить.
Обязать администрацию Чебаркульского муниципального района Челябинской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, Шахматовское сельское поселение, пос.Мисяш, южнее улицы 1-я Зеленая, общей площадью 418 кв.м.
Обязать администрацию Шахматовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области в течение двух месяцев с момента поступления денежных средств на финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, Шахматовское сельское поселение, пос.Мисяш, южнее улицы 1-я Зеленая, общей площадью 418 кв.м.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 15 мая 2020 года.
Судья Тимонцев В.И.