ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 24 мая 2016 года
Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:
судьи Кочеткова Д.В.,
при секретаре Зиминой Н.А.,
представителя ответчика Рязаповой Э.М. договору банквправе обратить
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Широбокова АВ к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировал тем, что решением № от -Дата- ответчик отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, исключив из подсчета стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации, период, за который работодателем не были предоставлены сведения персонифицированного учета. Просит признать решение ответчика № от -Дата- незаконным. Обязать ответчика назначить бессрочно истцу досрочную страховую пенсию с момента возникновения права на такую пенсию. Взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы.
В судебное заседание истец не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, иск поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения требований истца в полном объеме, представила письменные возражения на исковое заявления, в которых указала на законность и обоснованность принятого УПФР в г.Ижевске решения.
Суд, заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, считает исковые требования подлежащими удовлетворению как законные и обоснованные.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
Согласно трудовой книжке серии №, Широбоков АВ -Дата- года рождения, работал в периоды:
- с -Дата- по -Дата- в должности врача-интерна в биологическое отделение Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы;
- с -Дата- по -Дата- в должности клинического интерна на кафедре судебной медицины Ижевского государственного медицинского института;
- с -Дата- по -Дата- в должности суд. мед. эксперта биологического отделения Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы;
- с -Дата- по настоящее время в должности врача судебно-медицинского эксперта по исследованию вещественных доказательств Государственного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы (с -Дата- БУЗ УР «Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения УР»).
В периоды: с -Дата- по -Дата- г., с -Дата- по -Дата- г.истец находился на курсах повышения квалификации.
Данные обстоятельства подтверждаются также справкой от -Дата- № БУЗ УР «БСМЭ МЗ УР» и ответчиком не оспариваются.
-Дата- Широбоков А.В. обратился с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости как медицинскому работнику.
-Дата- решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики № истцу на основании п.п.20 п.1 ст. 30 Федерального закона от -Дата- №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 30 лет стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Из содержания решения усматривается, что ответчиком не включены в специальный стаж истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Кроме того, решением установлено, что на момент отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения за период с -Дата- по -Дата- по страхователю БУЗ УР «БСМЭ МЗ УР».
Ответчиком, с учетом представленного решения об исправлении описки № от -Дата- установлен истцу на -Дата- стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии 29 лет 09 месяцев 17 дней.
В соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа истца в должности врача - судебно- медицинского эксперта проводящего судебно- медицинские вскрытия, исследования трупов и трупного материала, обработку трупного материала Бюро судебно-медицинской экспертизы подлежит льготному исчислению как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу 01 января 2015 года, (далее- Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 8 возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона №400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п.3); периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п.4).
Согласно п.1 статьи 35 Федерального закона №400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2016 году составляет шесть лет.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст.27 ФЗ Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста, в том числе, лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, независимо от их возраста.
С учетом изложенного, обязательными условиями для досрочного назначения трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), в данном случае - не менее 30 лет лечебной деятельности в городах, подтвержденной соответствующими документами.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец обратился с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет) в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, №.
На день обращения истца за страховой пенсией и приема ответчиком его заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в городе у истца составляла не менее 30 лет.
При этом периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения истца в том же исчислении, как и работа, которую выполнял истец по занимаемой должности.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Обязательным условием осуществления лечебной деятельности для медицинских работников является систематическое обучение на курсах повышения квалификации, в том числе с целью получения соответствующей квалификационной категории. На время нахождения работника на курсах повышения квалификации, трудовые отношения с ним не прекращаются, ему предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, во время которого сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Данные выводы суда основаны на ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, приказа Минздрава РФ от 09 августа 2001 года № «О порядке получения квалификационных категорий», ст. 187 ТК РФ.
В п.21 Рекомендации Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года №148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Действующим в спорные периоды КЗоТ РФ и Трудовым кодексом РФ (глава 26) работникам, совмещающим труд с обучением, гарантируются такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от -Дата- N 516, в стаж работы по специальности включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Таким образом, нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности со ссылкой на п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовой пенсии в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от -Дата- № и п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Правительством РФ от -Дата- № 781, отсутствуют.
Из решения ответчика № от -Дата- следует, что на момент отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости отсутствуют сведения за период с -Дата- по -Дата- г.
Судом установлено, что в данный период истец работал в должности врача - судебно- медицинского эксперта Бюро судебно-медицинской экспертизы.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального Закона от -Дата- N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на территории РФ на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.
Согласно ст. 8 данного Федерального закона Сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь (работодатель) представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от -Дата- N 9-П, исключение из стажа периодов работы, за которые страхователем не предоставлен отчет по застрахованным лицам, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по предоставлению индивидуальных сведений по застрахованному лицу в Пенсионный фонд или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями ст. 19 и 55 (ч. 3) Конституции РФ. Это следует и из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от -Дата- N 11-П, Постановлении от -Дата- N 19-П, согласно которой законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно обоснованы и оправданы конституционно значимыми целями, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.Таким образом, обязанность предоставления данных персонифицированного учета (и корректирующей формы СЗВ с кодом льготы) по периоду работы истца с -Дата- по -Дата- в Пенсионный фонд РФ лежит на работодателе, а не на самом застрахованном лице.
Кроме того, суд учитывает, что на дату судебного заседания по периоду работы истца с -Дата- по -Дата- сведения персоучета работодателем сданы.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что подлежат включению в специальный стаж медицинской деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации в периоды: с -Дата- по -Дата- г., с -Дата- по -Дата- г., всего 07 мес. 10 дней в льготном исчислении.
При включении в специальный стаж лечебной деятельности истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий на -Дата- по подсчетам ответчика 29 лет 09 месяцев 17 дней, периодов нахождения на курсах повышения квалификации (07 мес. 10 дней), стаж истца составит 30 лет 04 месяца 27 дней, что позволяет принять решение о досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости со дня обращения к ответчику с заявлением о ее назначении, то есть -Дата-.
Поскольку вынесенное ответчиком решение об отказе в назначении пенсии истцу не соответствует требованиям пенсионного законодательства, при расчете стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости ответчиком неверно исчислен стаж истца на день обращения в пенсионный орган и неверно определена дата возникновения права истца на назначение пенсии, данное решение подлежит отмене.
Расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей подтверждаются чек-ордером № от -Дата- г., выданным ОАО «Сбербанк России».
Расходы за составление искового заявления 3000 руб. подтверждаются копией квитанции № от -Дата- г.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 300 рублей по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд, 3000 руб. за составление искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Широбокова АВ к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав - удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики № от -Дата- об отказе Широбокову АВ в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики досрочно назначить Широбокову АВ страховую пенсию по старости, как лицу не менее 30 лет осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от возраста, с -Дата- бессрочно.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики в пользу Широбокова АВ судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., 3000 руб. за составление искового заявления.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики, через Индустриальный районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня его принятия.
Судья: Д.В. Кочетков